Проспект культуры

В Красноярске открылась выставка детского иллюстратора Виктора Чижикова

Художник известен прежде всего как создатель знаменитого мишки, символа Олимпиады-80.

В Красноярске открылась выставка детского иллюстратора Виктора Чижикова

Поднимаешься на второй этаж солидного учреждения и вдруг начинаешь чувствовать себя ребёнком. Девчонкой из средней группы детсада, ещё не умеющей читать и потому ждущей не меньше пирожного той минуты, когда мама освободится от домашних хлопот и возьмёт в руки новую книжку...

Почти живое общение

“Всё начинается с детства” — именно такое название носит книжный фестиваль, в рамках которого в Государственной универсальной краевой научной библиотеке открылась выставка “Рисуй сердцем”, посвящённая жизни и творчеству народного художника России Виктора Чижикова (1935–2020).

Для многих из нас он прежде всего создатель знаменитого мишки, символа Олимпиады-80. Однако Виктор Александрович был талантливым карикатуристом и прекрасным иллюстратором — вдохнул жизнь в 200 книжек. Среди его любимых литераторов — Андерсен, Чуковский, Драгунский Кэрролл и Юрий Коваль, Михалков, Успенский... Всех не перечислить.

Ребятишки хорошо запоминают картинки, но редко обращают внимание на фамилию художника, который их нарисовал. И только потом, став взрослыми, понимают, что это он, Виктор Чижиков, открыл для них “Айболита” и “Волшебника Изумрудного города”, что они видели героев этих книг его глазами.

Сегодня бывшие маленькие читатели могут вернуться в собственное детство: иллюстрации к произведениям дополняют отрывки из текста, и посетитель как будто снова читает любимые книжки. Ещё один немалый плюс — экспозиция построена как разговор художника со зрителем. Чижиков рассказывает о своей жизни, сотрудничестве с писателями (организаторы использовали для этого цитаты из автобиографической книги автора “Мои истории о художниках и о себе”, фрагменты интервью разных лет). “Разговор” получился удивительно интересным.

“Выбираю жертву”

Родители были архитекторами, но работали в морфлоте — что-то там проектировали. Когда началась война и отца мобилизовали, он стал морским пехотинцем и был отправлен под Сталинград. Там он воевал какое-то время, потом его бросили на сапёрное дело, потому что архитекторы хорошо знали, как строить такие элементарные вещи, как землянки, переправы, мосты... А мы с мамой были отправлены в эвакуацию в Ульяновскую область — в село Крестово Городище. И прожили там два с половиной года”.

Художник впитывает в себя впечатления, как лейденская банка электричество. Первый слой — это Крестово Городище, где я прожил в шести до девяти лет... Помню, забрался на худую лошадь, стоящую у забора, потянул за повод, она стала кружиться на одном месите, и я с неё свалился, в своей новенькой матроске — да в коровью лепёшку”.

“На пристань в Городище регулярно приходили два теплохода — один побольше, “Власть Советов”, и поменьше, “Джон Рид” (которого деревенские звали “Джон Дрит”). Последний приходил в одно и то же время, и по его гудку люди ставили ходики. “Маленький зёват”, — говорил хозяин дома, услышав гудок. Такого смачного языка я с тех пор нигде не слышал, мне жаль, что этот язык теряется”.“Я никогда не сижу где-нибудь в вагоне метро с блокнотиком, я сажусь, выбираю жертву и стараюсь запомнить все детали внешности. Потом прихожу домой и сразу же зарисовываю увиденное... Это великолепная тренировка памяти, которая очень важна для художника”.

Кукрыниксы дали добро

Рисовать Витя Чижиков полюбил с детства и начал с карикатур. Как-то решил показать их легендарным Кукрыниксам. Набил листами здоровенный трофейный чемодан отца и отправился по адресу. Бумага тяжёлая, чемодан такой, что Витя еле шёл. И тащил ношу очень медленно, ещё и потому, что хотел отсрочить встречу, страшно волновался: Кукрыниксы для него были небожителями, мифическими персонажами. Всё никак не решался позвонить. И вдруг услышал за дверью чьи-то тяжёлые шаги. Ничего не оставалось, как нажать на звонок.

...Кукрыниксы стали смотреть рисунки, и им очень понравились шаржи. Сказали: “Ты личность! Бог уже позаботился о том, чтобы у тебя была хорошая профессия. Приходи к нам раз в полгода и показывай свои работы”. Так я понял, чем буду заниматься в жизни...

Профессиональная карьера художника началась в 1952 году в газете... “Жилищный работник”. Точнее, сначала он оформлял стенгазеты в жилуправлении. А однажды коллега ему сказал: “Смотри, в “Работнике” художник рисует хуже тебя, сходи туда, тебя с радостью возьмут”. И Чижиков пошёл. Действительно, сразу же приняли в штат карикатуристом. Первый его рисунок изображал лыжника, съезжавшего с заметённого снегом домика, как с горки: нерадивые коммунальные службы не справились с последствиями снегопадов.

Главным своим призванием художник считал иллюстрации к книжкам для ребят. Был уверен в том, что детский художник должен быть добрым. И делал своё дело легко и с удовольствием. “У него весёлая рука!” — сказал о Чижикове признанный мультипликатор Юрий Норштейн.

Перед началом работы Виктор Чижиков всегда разминал руку, чтобы перо легко и просто бегало по бумаге. Это он считал просто тренировкой, не вкладывая в рисунки никакого потаённого смысла, и называл их “абракадабры”.

Однажды в Ялте Виктор Чижиков встретился с сестрой Чехова Марией Павловной. Художник по всему Крыму путешествовал с альбомом и на каждом пляже рисовал разных людей. Мария Павловна попросила разрешения посмотреть эти эскизы. “Хорошие наброски... Подождите, а вот этого человека вы где видели?” — “В Гурзуфе”. — “Иван Иваныч, звоните, этот подлец не выходит на работу, так вот он в Гурзуфе у брата!” Так Чижиков помог сестре Чехова.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА