Экономика
Новые города и газификация. Депутаты Госдумы рассказали о перспективных проектах развития Сибири
Выделили среди них самые важные для Красноярского края.
Одной из ключевых точек программы недавней деловой поездки группы депутатов Государственной думы РФ в наш край стала Красноярская ГЭС (входит в группу EN+). Председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный и его коллеги осмотрели машинный зал гидростанции, познакомились с проектами по её модернизации и планами EN+ по развитию энергетического бизнеса в Сибири. Затем депутаты рассказали о перспективных федеральных проектах. Мы выделили среди них самые важные для Красноярского края.
Газификация на ручном тормозе?
Президент нашей страны Владимир Путин ещё в 2018 году после визита в Красноярск дал поручение включить наш регион в федеральную программу газификации. Это позволило бы снизить тарифы на коммунальные услуги и заметно улучшить экологическую ситуацию. За три года было сказано много слов, подготовлены десятки, если не сотни, документов, однако к практическим действиям “Газпром”, ответственный за реализацию этого проекта, так и не перешёл.
Павел Завальный признает, что у нашего энергетического гиганта есть для этого объективные причины — строительство газопровода с Тюменской области стоит десятки миллиардов рублей, а крупных потребителей сырья в нашем регионе пока нет. Однако депутат уверен: если с “простой трубой” не получается, нужно запускать другие, более технологичные варианты решения этой проблемы.
“Для газификации территории необходим постоянный источник сырья. В вашем регионе нет доступных месторождений природного газа — метана, поэтому в настоящее время единственный экономически целесообразный способ решения этой задачи — производство и поставки сжиженного газа (СПГ)”, — уверен председатель комитета Государственной думы по энергетике.
Минувшей весной Михаил Хардиков, руководитель энергетического бизнеса En+ (основана Олегом Дерипаской), говорил, что в En+ в настоящее время проработали несколько вариантов газификации с помощью СПГ посёлка Солонцы (пригород Красноярска). Компания предлагает построить там модульную котельную и всю необходимую инфраструктуру — хранилища СПГ, регазификатор и распределительные сети.
Также En+ готова за свой счёт перевести на газ несколько автобусных маршрутов в Красноярске.
Но это лишь пилотный проект для отдельного микрорайона, без обещанной президентом страны глобальной газификации эту проблему не решить.
Новые города Сибири
В начале осени наш земляк, министр обороны России Сергей Шойгу, выступил с предложением построить в Сибири от трёх до пяти новых городов с населением от 300 тысяч до миллиона человек. Новые экономические, промышленные и научно-образовательные центры должны стать точками развития для восточной части страны. Госдума РФ в целом поддержала этот проект.
“Экономика здесь первична, — считает Александр Дроздов, депутат российского парламента от Красноярского края. — Чтобы построить такие города, нужно обеспечить людей работой. В Сибири для этого есть всё необходимое — значительные запасы природных ресурсов, свободная территория, близость к границам Китая — одного из крупнейших потребителей нашей продукции”.
По мнению депутата, для создания в России ещё одного экономического центра также нужно развивать научную, технологическую и транспортную инфраструктуру. В частности, наконец-то запустить проект по газификации сибирских регионов и приступить к строительству второй линии Транссибирской магистрали.
“Так мы сможем улучшить уровень жизни на востоке нашей страны и переместить людей из перенаселённых центральных областей. В таких условиях тезис “Прирастать Сибирью” приобретает особое значение. Я, как житель Красноярска, считаю, что новые города в Сибири по большом счёту помогут нам сохранить свою национальную самоидентичность”, — считает Александр Дроздов.
“В местах концентрации людей больше перспектив для экономического и социального развития, — согласился с коллегой Павел Завальный. — Причём всех отраслей — промышленности, образования, здравоохранения, инфраструктуры сферы услуг, поэтому такие мегаполисы — это всегда новые возможности. Так что такие точки роста нужны”.
Новая ГЭС в старых стенах
На членов комитета Госдумы по энергетике сильное впечатление произвели масштабы и темпы модернизации Красноярской ГЭС.
“Фактически это новая энергостанция в старых стенах, — считает Александр Дроздов. — Здесь провели практически полную замену всего электротехнического оборудования. Сейчас идёт модернизация “механики”. Это огромный труд и серьёзные инвестиции. Для понимания — стоимость только рабочего колеса турбины почти миллиард рублей. При этом идёт плановая замена всех двенадцати гидроагрегатов”.
Модернизация основного и вспомогательного оборудования Красноярской ГЭС проходит в рамках программы “Новая энергия”. Главная её цель — повышение эффективности и надёжности сразу четырёх гидростанций Ангаро-Енисейского каскада. В настоящее время масштабная реконструкция также идёт на Иркутской, Братской и Усть-Илимской ГЭС.
Комплексная программа модернизации гидроэлектростанций “Новая энергия” запущена основателем компании Олегом Дерипаской. Компания EN+ планирует до 2046 года провести на гидроэлектростанциях полную замену не только основного, но и вспомогательного оборудования. Это позволит повысить эффективность ГЭС Ангаро-Енисейского каскада и увеличить производство энергии на полтора миллиарда кВт/ч в год, а также снизить расходы на ремонтные работы. Инвестиции до 2026 года с учётом ранее вложенных средств составят порядка 21 миллиарда рублей.
Нюанс
Сниженный природный газ получают путём охлаждения метана до минус 160 градусов для удобства хранения или перевозки. Для дальнейшего применения полученная жидкость преобразуется обратно в газ на специальных регазификационных терминалах.
СПГ в настоящее время один из важнейших энергоисточников в целом ряде стран, включая Францию, Бельгию, Испанию, Южную Корею и США. Самый крупный потребитель сжиженного газа — Япония. Там практически 100 процентов энергопотребностей покрывается импортом СПГ.
Цитата
Павел Завальный, председатель комитета Государственной думы РФ по энергетике:
— Потенциал гидроэнергетики, который был реализован здесь, в Красноярском крае, может стать примером для всей страны и даже для всего мира. Главная наша задача — чтобы энергия была доступной и для населения, и для бизнеса.