ЖКХ и благоустройство
Первый заместитель главы Красноярска Владислав Логинов: «Мы готовы к любому погодному сценарию»
С какими итогами Красноярск подходит к завершению благоустроительного сезона и насколько хорошо подготовился к морозам?
Остались считанные дни до начала календарной зимы, так что самое время подводить итоги. Есть ли у Красноярска новые достижения в плане благоустройства города? Успели ли энергетики и коммунальщики выполнить все свои планы? Не станут ли этой зимой жители многоэтажек заложниками недобросовестных УК? Как будут содержаться дороги с наступлением холодов? Эти и другие вопросы обозреватель “Городских новостей” Ирина Елисеенко задала первому заместителю главы города Владиславу Логинову. У вице-мэра плотный график, но он нашёл в своём расписании время, чтобы рассказать о темах, которые не могут не волновать горожан.
Старая улица по новым гостам
— К концу осени традиционно подводятся итоги благоустроительных работ. Насколько успешным, по вашему мнению, был прошедший сезон?
— Несмотря на ковидные ограничения, в этом году мы выполнили всё, что было запланировано. Считаю, что сделали это достаточно качественно и с соблюдением всех сроков. Технологических отклонений не выявлено. В любом случае на все работы есть гарантия — три года, насколько добросовестно поработали подрядчики — покажет время.
— В этом году в городе было реализовано много ярких проектов. На ваш взгляд, какой из них может претендовать на звание самого удачного?
— Несомненно, это улица Павлова. К сожалению, не часто в Кировском районе мы выполняем такие глобальные объекты. Но в этом году мы действительно комплексно преобразили этот участок правобережья: отремонтировали проезжую часть, обновили светофоры, пешеходные переходы, дорожные знаки. При производстве работ были соблюдены все нормы и госты. Улично-дорожная сеть в этом районе сформировалась достаточно давно, поэтому было необходимо привести её в соответствие с требованиями, которые сегодня действуют на территории страны.
Кроме того, мы нашли возможность качественно благоустроить прилегающую территорию — зоны для транзита пешеходов, места отдыха. Сделали новые опоры освещения, новые светильники, новую праздничную иллюминацию. Учитывая высокую важность этой городской магистрали для правобережья, глава города Сергей Ерёмин контролировал ход работ на всех этапах.
Кроме того, в проекте участвовал не только муниципалитет, но и предприниматели. Они из разрозненных ларьков, которые были разбросаны по Павлова, создали комплекс временных сооружений. Нам важно было сберечь этот небольшой бизнес, чтобы в наше непростое время предприниматели и их сотрудники смогли сохранить рабочие места.
Считаю, что в этом году улица Павлова приобрела новый облик, она замечательно выглядит днём, а за счёт новой иллюминации и в ночное время здесь достаточно красиво. Также на этой улице приводится в порядок территория перед Злобинским рынком, но там работа ещё не завершена.
— Торговые комплексы на Павлова уже начали работать? Предприниматели планировали кроме торговых павильонов сделать для посетителей и обычных прохожих туалет и комнату матери и ребёнка.
— Комплекс павильонов полностью готов, осталось до запуска проекта совсем немного: решить кое-какие технические вопросы. Мы в этом помогаем, так что скоро павильоны начнут работать. Предприниматели сделали и туалет, и комнату матери и ребёнка, и помещение для охраны. Малый бизнес поучаствовал и в благоустройстве, достаточно красиво оформили свою территорию. Это исторический опыт, очень важный, но нельзя сказать, что единственный.
Первым был комплекс временных сооружений на улице Авиаторов. Там всё сделано красиво, качественно, с озеленением. А туалеты с комнатой матери и ребёнка в 2018–2019 годах при подобном объекте у нас появились в сквере Универсиады. Хороший комплекс временных сооружений в этом году построили и на улице Норильской. Чуть раньше предприниматели реализовали такой же проект на Вильского.
Иногда администрацию Красноярска упрекают, что мы пытаемся убирать временные сооружения с территории города. Но это не так. Мы поддерживаем качественные проекты и благодарны предпринимателям, которые создают вокруг себя позитивную среду, привлекающую покупателей. Это хороший опыт, он интересен, и он тиражируется.
Под присмотром горожан
— Когда к вам в Красноярск приезжают ваши друзья или коллеги по отрасли из других городов, какие проекты вы им показываете, куда на экскурсии водите? Чем гордитесь?
— Несмотря на наши усилия, на всю сделанную работу по благоустройству, с природой нам не потягаться. Да, наверное, и не стоит! Поэтому не только я, но и большинство красноярцев стремятся прежде всего показать гостям наши природные ландшафты. И хорошо, что у нас есть возможность сделать их доступными. Так, в этом году мы построили освещённую дорогу к новой смотровой площадке на Николаевской сопке. Сама площадка — объект краевой, но и город внёс в этот проект свою лепту. Непросто было там работать, пришлось убрать много скальной породы. Но зато сегодня это гордость Красноярска.
Нельзя не гордиться и правобережной набережной. Благоустраивалась она в несколько этапов, участие принимало большое количество специалистов, которые работали под присмотром горожан. Как только, образно говоря, там “забили три первых гвоздя”, на набережную стали приходить красноярцы. Люди радовались, советовали и, конечно, критиковали. Итог, думаю, видели все. И я обязательно привожу на эту набережную своих гостей.
Горжусь и красноярской архитектурно-художественной подсветкой, благодаря которой наш город в ночное время теперь имеет свой неповторимый облик. Есть мегаполисы, которые днём красивы, а ночью красота теряется. Считаю, что в этой части мы здорово продвинулись.
— Благоустройство общественных пространств — дело важное, но наших читателей интересует и тема ремонта дворов по федеральной программе “Жильё и городская среда”. В первые сезоны городу удавалось благоустраивать за государственные средства сотни дворов, сейчас счёт идёт на десятки. С чем связано это снижение?
— В федеральной программе изменились критерии отбора муниципалитетов. И это произошло по всей стране. Если раньше в ней участвовали города, в которых более 100 тысяч жителей, то теперь в неё попали населённые пункты с населением от 10 тысяч человек. То есть со временем эта планка стала снижаться. Объёмы финансирования по регионам остались прежними, но распределяются деньги иначе. В крупные города теперь направляется меньше денег, но это значит, что проект запустился в небольших муниципалитетах, где живут наши родственники, друзья, одноклассники. Я считаю, что это справедливо.
В то же время в Красноярске мы в дополнение к федеральному проекту запустили свою программу — инициативного бюджетирования. Делаем по ней достаточно большое количество комфортных зон. Важно, что горожане активно участвуют в этом процессе.
Есть и ещё один большой городской проект, который курирует глава города Сергей Ерёмин, — конкурс “Самый благоустроенный район”. Он помогает нам благоустраивать самые проблемные дворы. Есть помощь спонсоров. В этом году компания РУСАЛ выделила городу порядка 15 миллионов рублей на благоустройство дворов в Советском районе. Считаю, что в целом в городе получается неплохо.
Настройка, наладка и статус-кво
— Отопительный сезон в городе стартовал в сентябре. Наверное, уже можно подвести предварительные итоги работы жилищно-коммунального комплекса в зимнем режиме.
— В первую очередь нужно сказать, что нынешний отопительный период начался сложнее, чем в предыдущие годы. Связано это с тем, что на территории Красноярска выполняется большой объём производственных коммунальных работ. Перекладка за один сезон более 60 километров сетей не может остаться без последствий. Кроме того, устанавливается новое оборудование: насосные станции, подстанции, другие объекты инженерной инфраструктуры. Всё это требует регулировки, наладки. Поэтому период запуска тепла в нынешнем году был непростым. Но теплотранспортники и их подрядные организации нарабатывают опыт в этой области. Мы уже достигли более высокого качества теплоснабжения и более высокого уровня безопасности. Вряд ли какой-то ещё регион может похвастаться такими результатами. На сегодня мы имеем более молодое сетевое хозяйство по сравнению с другими крупными городами. Считаем, что развитие проекта перехода в единую ценовую зону — важный процесс, по завершении которого мы получим обновлённую систему теплоснабжения.
Надо также принимать во внимание экологические мероприятия, которые реализуются в городе. В этом году в Красноярске закрываются 20 грязных котельных. За один год! Это достаточно значимое событие. Все потребители этих котельных переключаются на единую централизованную систему. Такая работа также требует настройки и наладки.
Конечно, самым сложным является период перехода, когда днём на улице положительные температуры, а ночью резко отрицательные. Система не способна оперативно реагировать на такие перепады, но она стабильно устойчива. И я уверен, что с понижением температуры качество тепла не станет хуже, это точно. Чем холоднее будет становиться на улице, тем теплее будет в квартирах.
— В этом году были сложности не только с централизованной системой теплоснабжения, но и с подключением к ней некоторых многоквартирных домов. Городские управляющие организации по разным причинам не справлялись со своей работой. Муниципалитет может влиять на такие организации?
— В городе много УК, которые имеют стабильное положение, высокий уровень доверия населения, у которых есть свои бригады, способные выполнять все работы качественно. Но всего в Красноярске около 500 управляющих организаций, и довольно значительная часть из них, к сожалению, существует совсем не для того, чтобы оказывать людям качественные услуги.
Мы уже вступили в плотный диалог с компаниями, которые присутствуют на рынке оказания жилищных услуг. По трёмстам из них есть чёткое понимание: как они работают, какой уровень сотрудников. В городе сформирована система муниципального жилищного контроля, которая по итогам проверок деятельности управляющих организаций выдаёт им предписания на устранение недостатков. Другое дело, что эти организации зачастую либо игнорируют, либо не в состоянии выполнить наши требования по качеству обслуживания жилого фонда. Разобраться с ними нам помогает краевая служба строительного контроля и жилищного надзора. Мы вместе выезжаем на проверки, предъявляем претензии за некачественные услуги, служба готова у них отзывать лицензии. Кроме того, районные администрации помогают жителям проводить собрания и отказываться от услуг недобросовестных предпринимателей. Считаю, что совместными усилиями мы здесь порядок наведём. Но пока находимся в первой трети пути, наверное.
— Много времени потребуется на то, чтобы недобросовестные компании ушли с рынка?
— Не один год. Считаю, что ключевым станет следующий, 2022-й, когда будет восстановлен статус-кво: тот, кто хочет работать, будет работать. Но без жителей мы проблему не решим. Какие бы мы сегодня ни предъявляли претензии управляющим компаниям, окончательное слово всё равно остаётся за собственниками. Ведь именно они проводят собрания по выбору управляющих компаний. Часто люди жалуются на ту или иную организацию. Вот только когда рассказываешь, что они сами выбрали себе УК и я за них переизбрать её не могу, все сильно удивляются. Иногда жители просто не знают, какая у них управляющая компания. Пока мы будем к этому недостаточно внимательны, недобросовестные компании будут работать на рынке и собирать с горожан деньги. Люди должны этой проблемой озадачиться, проявить бдительность и внимание в этом вопросе. Поэтому призываю красноярцев: относитесь к общему имуществу в многоквартирных домах как настоящие хозяева, смотрите, в отношении каких компаний вы принимаете решения, и тогда всё будет так, как вы захотите.
Экологичная уборка
— Ещё одна зимняя тема касается содержания автомобильных дорог. Практически ежегодно муниципалитет радует нас новациями в этой сфере: новой дорожной техникой, машинами для уборки улиц. Будут ли новинки в этом сезоне?
— Основные технологии содержания автодорог в зимний период мы отработали в прошлом году. Независимо от того, мороз ли на улице, невиданный ранее снегопад или дождь среди зимы, мы должны обеспечивать безопасность движения общественного транспорта, личных автомобилей. Поэтому очищаем проезжую часть, обрабатываем противогололёдными материалами, которые соответствуют температурному режиму и регламенту, подготовленному заказчиком. Много осадков — значит, сгребаем, перемещаем с проезжей части, складываем рядом с дорогой на местах, где возможно краткосрочное хранение. После того как подготовили к безопасному проезду саму трассу, грузим этот снег в самосвалы и вывозим с улицы.
Хочу отметить, что в этом году мы сделали значительный шаг в сторону более экологичного подхода к уборке — у нас появились снегоплавильные станции. Огромная благодарность губернатору Александру Викторовичу Уссу, который решил этот вопрос с губернатором Санкт-Петербурга. Мы будем плавить снег, а воду сбрасывать в городскую канализацию, соответственно, не станем загрязнять улицы. Кроме того, для размещения снежных масс мы подготовили в соответствие с новыми экологическими требованиями снегоотвал на улице Башиловской. Там сделаны септики, мембрана из уплотнённого асфальтобетона. Талые воды на снегоотвале будут очищаться.
— Много споров в городе вокруг противогололёдных материалов. Как решается вопрос с ними?
— Споров действительно много. Раздражение и непонимание жителей вызывают ситуации, когда после обработки на проезжей части в зимний период остаются лужи. Хочу заверить горожан, что мы отработали и эту технологию. После распределения на проезжей части противогололёдного материала, который плавит лёд и снежные массы, мы стараемся оперативно ликвидировать воду. Мы для себя сформулировали задачу: дорожная техника должна постоянно дежурить на постах в ожидании негативного погодного сценария. Погода ухудшилась, машины завелись и пошли выполнять свою задачу согласно технологии, разработанной и утверждённой заказчиком. Главное — эту технологию соблюдать, нигде ничего не пропустить, тогда проезжая часть будет безопасной и комфортной.
При этом мы готовы к любым неожиданностям. Технику для работы в зимний период мы уже переоборудовали. При осадках на постах дежурят машины для оперативной уборки снега. Но, наверное, читателям будет небезынтересно знать, что, в случае необходимости, мы можем производить работы и по очистке улично-дорожной сети от грязи, то есть летние виды уборки. Если у нас будут положительные температуры — по прогнозам, такое возможно, — мы выпустим соответствующую технику на линию.
Досье
Владислав ЛОГИНОВ
Образование: окончил Ачинское военное авиационное техническое училище, затем получил образование в Сибирском федеральном университете по специальности “Экономика и управление на предприятиях в строительстве (экономист-менеджер)”, прошёл профессиональную переподготовку по программе “Менеджмент” в Калининградской высшей школе управления, в Сибирском федеральном университете по программе “Автомобильные дороги”.
Опыт работы: трудовую деятельность начал в 1984 году в авиации. В разные годы работал на руководящих должностях в сфере транспорта, материально-технического снабжения. В отрасли городского хозяйства с 2002 года. С 2017 года занимает должность первого заместителя главы города.
Классный чин: действительный муниципальный советник первого класса. Государственные награды: нагрудный знак “Герб города Красноярска”, медаль ордена “За заслуги перед Отечеством” II степени.