Новости

ВОСПИТАНИЕ РЕМНЕМ

ВОСПИТАНИЕ РЕМНЕМ

Именно с этой темы — достижения определенного баланса между степенью нарушения и адекватностью расплаты за него — и начался телефонный разговор читателей “Городских новостей” с заместителем начальника ОГИБДД УВД по Красноярску Анатолием ПОПОВЫМ, состоявшийся в редакции нашей газеты несколько дней назад.

“На сегодняшний день мы уже успели отметить для себя положительные изменения, — подытожил он первый месяц действия “усовершенствованной” карательной шкалы. — В первую очередь это касается так называемых мелочей, на которые раньше водители почему-то мало обращали внимания. Например, ремни безопасности. Сейчас очень редко выявляются случаи, когда водители и пассажиры, сидящие на переднем сиденье, не пристегнуты. Все-таки штрафная санкция в 500 рублей — мера достаточно эффективная. Ну не стоит то усилие, которое прилагает водитель, пристегиваясь, таких денег! Никому не хочется платить этот штраф, но приходится. Поэтому проще все же пристегнуться. Со временем на пятом-десятом повторении это входит в обязательную привычку”.

(Продолжение на стр. 4)

— Что касается полновесной картины по ситуации на красноярских дорогах, то конкретный анализ делать пока рано. Однако, забегая вперед, можно сказать, что по общему количеству регистрируемых нарушений пока существенного снижения нет. Единственное исключение — грубые нарушения. Так, за первые 20 дней января количество задержанных водителей в нетрезвом состоянии или лишенных права управления транспортным средством снизилось по отношению к предыдущему аналогичному периоду времени примерно на 15 процентов. Это официальный факт. Но вот однозначно судить о том, оперативно ли “заработали” изменения в законе или это связано с тем, что фактически треть месяца у нас в стране продолжались всеобщие каникулы и на улице объективно было меньше транспорта, не возьмусь. Решительно говорить об этом пока рано. Провести качественный анализ ситуации можно будет лишь по истечении более длительного срока — двух месяцев, квартала, полугодия. В общем, некоторые положительные тенденции прослеживаются, но и резкого понижения количества нарушений нет.

Юрий Иванович Маслов, пенсионер:

— Меня вот что интересует: автобусы у нас в Красноярске, которые осуществляют перевозку льготников, частенько в часы пик проезжают мимо остановок безо всяких на то причин. Они обижают нас, пенсионеров! Ведь нам на морозе приходится ждать следующего льготного автобуса. Можно ли как-нибудь на них повлиять?

— Юрий Иванович, у нас есть свои определенные рычаги воздействия на таких водителей, и мы работаем в этом направлении. В частности, опираемся на действие краевого закона, принятого в 2004 году, который предусматривает, что водитель автобуса обязан соблюдать график и маршрут своего движения. Это относится ко всем пассажирским автобусам без исключения! Что же касается льготников, то в Красноярске сейчас ряд перевозчиков оказывают эту услугу, и о том, что кто-то из их водителей систематически проезжает мимо остановки, можно сообщить в диспетчерскую данного автотранспортного предприятия, сообщив номер автобуса. Телефоны должны быть указаны во всех автобусах на маршруте. Думаю, там с нарушителем разберутся — сейчас к этому подход серьезный. Скажу только, что все больше коммерческих перевозчиков включаются в эту социальную программу по перевозке льготников.

Александр Алексеевич, пострадавший в ДТП:

— Полгода назад на улице Глинки меня прямо на пешеходном переходе сбил автомобиль и даже не остановился…

— Это вопиющий случай. При этом возможен арест водителя на срок до 15 суток. А если будет установлено, что он был еще и пьяный, то ему однозначно не уйти от проблем. В любом случае, водитель, без какой-либо причины оставивший место аварии, лишается водительского удостоверения.

— Но я успел записать номер сбившей меня машины. Когда приехал патруль ДПС, он сделал все необходимые замеры, и мне сказали, что нужно обратиться на следующий день по такому-то адресу, в определенный кабинет. Когда я туда пришел, мне ответили, что вряд ли кто-то будет искать эту машину, потому что на номере был 38-й регион — Иркутская область. Прошло уже почти полгода, и никакого результата. Дело в том, что я серьезно пострадал, и меня интересует, не пошлют ли меня куда подальше за давностью срока при попытке получить выплату по страховому случаю?

— Думаю, что вы просто неверно поняли инспектора, общавшегося с вами. Всегда, что бы там ни было, проводится определенный ряд мероприятий по розыску автомобиля. Да, эта машина из другой территории, но в такой ситуации нами готовится информационный запрос в ГИБДД этого региона, в вашем случае — Иркутской области, с подробностями обстоятельства. “Данное транспортное средство является участником ДТП”, “водитель скрылся”, “при задержании сообщить нам” — в общем, вся эта процедура у нас в ведомстве давно и подробно прописана. Так что не отчаивайтесь, его разыщут — вопрос только во времени. Если бы автомобиль был из нашего края, то мы бы оперативно задержали нарушителя. Бывает, что и через год возмездие находит таких граждан, как этот. Что же касается выплаты по страховому случаю, то я больше чем уверен, что трудностей со сноской на срок давности не возникнет. Все обстоятельства зафиксированы в документах, запротоколированы, поэтому, я думаю, по мере установления личности нарушителя вопрос решится в положительную для вас сторону.

— Спасибо большое за разъяснение!

— Пожалуйста. Обращайтесь, если что.

Алексей Иванов, 34 года:

— Допустим, я, находясь за рулем, не согласен с обоснованностью претензий ко мне со стороны инспектора ГИБДД. Могу ли поспорить с ним? И могут ли считаться свидетелями пассажиры моей машины?

— Вот что точно никому не рекомендую, так это вступать в споры с сотрудниками ДПС! Если вы с чем-то не согласны, нужно обратиться к руководителю подразделения. А он уже вправе пригласить очевидцев. В том числе и из вашей машины. Таких примеров множество. Во время беседы все обстоятельства и объяснения будут выслушаны, и уже после этого примется законное решение. Повторяю, если возникает необходимость в том, чтобы опросить еще кого-нибудь, то это обязательно произойдет. Обязательно выслушиваются все стороны. Бывает, правда, что и в этом случае гражданин с чем-то не согласен. Тогда он может обратиться к руководителю районного управления ГИБДД, в городское управление. Такие варианты предусмотрены. Это называется процессом обжалования.

Юлия:

— Я сама не вожу машину, но водит мой муж. Меня, как постоянного пассажира, очень волнует ситуация на дорогах, где много откровенно неадекватных людей. Были ли в Красноярске случаи рецидивов, когда один злостный нарушитель несколько раз попадал на 15 суток в изолятор временного содержания? Применяется ли к таким личностям более строгое взыскание?

— Раньше, до 1 января 2008 года, административный арест к нетрезвым водителям или лишенным прав на управление транспортными средствами у нас в стране не применялся. Это и есть одно из тех самых нововведений, о которых в том числе мы сегодня говорим. Поэтому развернутой статистики дать вам на этот счет не могу. Но такие водители наверняка появятся. Ведь по данным на конец января, уже более 200 нарушителей побывали или находятся в данный момент в изоляторе. А что касается ужесточения строгости наказания за случаи рецидива, то, безусловно, они предусмотрены. Такой нарушитель свои водительские права, поверьте, увидит нескоро.

— Анна Грибова:

— Чуть больше месяца действуют нововведения, а Красноярск, как я прочитала в Интернете, уже успел занять третье место в стране по количеству арестованных на дорогах! С чем это связано: у нас беспечных водителей много или ГИБДД хорошо работает?

— Спасибо, Анна, мне очень понравилась вторая часть вашего вопроса. Если же серьезно, то здесь причина может быть в том, что мы — наш город, регион — одними из первых столь масштабно осветили действие административного ареста. На сегодняшний день срок действия новых штрафных санкций еще очень маленький, в других регионах страны и в столице попросту еще не проводился анализ, поэтому точно говорить о том, на каком мы месте в данном списке, пока преждевременно. Я, думаю, более-менее точная, объективная статистика появится не раньше чем через месяц. Повторю, не везде еще подведены итоги.

Наталья:

— Если в машине не пристегнуты оба — водитель и пассажир, то штраф с них взимается по двойному тарифу? И кто должен платить в том случае, когда попутчики незнакомы друг с другом — например, в такси?

— Конечно, за себя и за других людей в автомобиле ответственность несет водитель. Но правила четко гласят, что помимо него ремнями безопасности должны быть пристегнуты и пассажиры. Они также являются участниками дорожного движения. Поэтому ответственность могут понести и они. В таком случае штраф взимается с каждого из нарушителей. Об этом подробно говорится в пункте 5.1 ПДД — откройте и прочитайте.

Андрей Сизов:

— В связи с ужесточением наказания стали ли чаще возникать попытки подкупа инспекторов? Существует ли в вашем ведомстве внутренняя служба безопасности, отслеживающая факты взяточничества и подобного рода нарушения?

— Начну отвечать со второй части вопроса. В любом правоохранительном органе такая служба есть. И у нас, конечно, имеется контрольно-профилактический (так называемый особый) отдел. Работа с нерадивыми сотрудниками ведется регулярно. Не секрет, что факты взяточничества не то чтобы часто, но достаточно периодически всплывают. В очередной раз подчеркну, что мы всегда открыты для обращений граждан, а с нечистыми на руку сотрудниками у нас разговор короткий: “До свидания!”. Это в лучшем для них случае. Что касается увеличения попыток подкупа, то я не сказал бы, что их после вступления в силу поправок стало больше. Связываю это с тем, что в определенных так называемых мелочах автовладельцы стали более дисциплинированны и ответственны. Я не думаю, что у кого-то есть такая возможность — постоянно подкупать инспектора. Давайте размышлять здраво: даже если и происходит подкуп, то водитель ведь все равно остается в денежном убытке — ему, по сути, без разницы, штраф ли он заплатил или дал на лапу. Только вот в первом случае можно напороться на известные неприятности в виде законных претензий на счет попытки подкупа. Думаю, что любой водитель от такой процедуры рано или поздно устанет или у него закончатся средства. Проще в таком случае, допустим, пристегнуться.

Игорь, 27 лет:

— Как вы думаете, достаточно ли эффективна такая мера административного воздействия, как заключение в изолятор на 15 суток? Ведь, судя по репортажам в новостях, нарушители там проводят время как в пансионате!

— Согласен. Кормят их, настольные игры им предоставляют, разрешают принимать передачи от родных и близких, работать не заставляют. Здесь цель следующая: первое — может, водитель посидит полмесяца и одумается, а второе — за время этого простоя он может лишиться работы, т. е. своего основного заработка. При этом, если нарушитель работает водителем, даже если он единственный шофер на предприятии, тут никакие рекомендательные письма не помогут: выпил и сел за руль — добро пожаловать к “коллегам” в изолятор.

— На работу в таком случае сообщаете?

— В обязательно порядке — нет. Только по желанию самого нарушителя.

Елена:

— У меня есть подруга, у нее — автомашина. Она переживает, вдруг ее когда-нибудь посадят на 15 суток. А мне интересно: женщины сидят отдельно от мужчин и уголовников?

— На сегодняшний день вашей подруге заключение на 15 суток не грозит, потому что у нее, во-первых, как я понимаю, есть водительское удостоверение. Арест применяется только к тем, кто лишен прав либо вообще их не имеет или управляет автомобилем в нетрезвом состоянии. Во-вторых, что касается женщин, то закон предусматривает в этом случае исключение: есть определенные категории граждан, к которым арест неприменим, — женщины, инвалиды 1-й и 2-й групп и т. д. Они не отбывают наказание в изоляторе временного содержания, а выплачивают штраф в размере пяти тысяч рублей. Успокойте подругу и накажите ей, что не следует грубо нарушать правила дорожного движения. В частности, садиться за руль в нетрезвом виде. Это преступление.

Ирина:

— Мне кажется, что не каждый человек в силу склада своего характера, темперамента может сесть за руль. А у нас сейчас все получают права! Скажите, вы со мной согласны в том, что есть такие кадры, которым к машине лучше вообще не подходить? Я говорю сейчас не о слепых или других инвалидах, а о вполне здоровых физически людях...

— Ирина, я прекрасно понимаю, что вы имеете в виду. Можно много размышлять на этот счет теоретически, но есть закон, согласно которому мы действуем. Он определяет совершенно конкретную процедуру для допуска к сдаче экзамена на право управления автомобилем. Среди основных критериев — состояние здоровья не ниже определенной нормы. Вы прекрасно знаете, что нужна общая медицинская справка, а также справки с отметками из наркологического и психиатрического диспансеров. Те лица, которые стоят на учете в этих учреждениях, естественно, допущены к управлению транспортными средствами не будут. А если гражданин здоров и знает правила дорожного движения, уверенно сдает тест, выполняет практическую часть экзамена, то мы не имеем права не выдавать ему водительского удостоверения. Я прекрасно понимаю ваше беспокойство — многие водители сначала розовые и пушистые, а потом становятся злостными нарушителями. Но поверьте мне, выражение “раз на раз не приходится” работает и на дороге. Регулярно пренебрегающий правилами водитель когда-нибудь обязательно попадется. Это все до поры до времени для него. Он либо прав лишится, либо же автомобиля, разбив его в аварии.

Юрий:

— А для пешеходов санкции будут введены?

— Да, и они уже действует. К примеру, раньше минимальный штраф составлял 50 рублей, теперь — 100. При создании серьезной помехи движению транспорта пешеходом, находящимся в нетрезвом состоянии, штраф вырос до 300 рублей. И остальные пункты ужесточены. До 1,5 тыс. рублей — если незаконные действия пешехода привели к серьезной аварии с пострадавшими людьми.

Юлия:

— На пешеходном переходе на Красной площади в часы пик невозможно пройти, потому что транспорт плотным потоком идет, не обращая внимания на сигналы светофора. Можно как-то повлиять на ситуацию?

— Спасибо за конкретную информацию. Я ее зафиксировал, и в ближайшее время мы обязательно устроим проверку на этом участке дороги. Нарушителей будем наказывать по всей строгости закона. Благо теперь, с января 2008 года, меры взыскания стали действительно чувствительными для водителей. Хотя, видимо, не совсем, раз случаи грубых нарушений — таких, как в вашем случае, когда автомобили проезжают на запрещающий сигнал светофора, — регулярно происходят. Думаю, что по этому участку каждый день в основной массе ездят одни и те же водители, поэтому частое свидание с инспекторами ГИБДД научит их уважительнее относиться к другим участникам движения. В том числе и к таким, как вы, Юлия, пешеходам.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА