Новости
Иди и смотри
Кино без выкрутасов
Премьеры, которые мы пропустили
Характерная примета времени — хорошие фильмы дают невысокие сборы. И не потому, что эти ленты слишком интеллектуальны и предназначены для избранных. Просто мощные рекламные кампании обходят их стороной. А значит, и зритель. Хотя, как показывает практика, зря.
К таким фильмам, которые так и не дошли до массового зрителя, можно отнести и работу Станислава Говорухина “Артистка”. Всегда суровый Станислав Говорухин неожиданно сделал смешной и оптимистичный фильм. Казалось бы, сюжетная линия нового фильма Говорухина — сущая безделица, простенькая и непретенциозная, но сделано все настолько душевно и тепло, что оторваться просто невозможно.
Анечка (Евгения Добровольская) и Мусечка (Мария Аронова) — соседки и закадычные подруги. Мусечка раскладывает соседке-актрисе пасьянсы на будущее, а там король бубновый да успехи большие. Но не карты занимают наших кумушек, их прельщает совместное распитие водки, разговоры и душевные песни. Поэтому, когда муж Мусечки Кот (Дмитрий Певцов) приглашает в гости одноклассника и ученого Викентия (Юрий Степанов) — прекрасные женщины решают сначала в шутку его охомутать. Жених-то он видный — паразитолог с большим будущим, собирающийся уехать работать в Испанию. Что самое смешное, им это удается. А что самое удивительное — в этом не видишь ничего надуманного. Веришь каждому слову, потому что актеры не просто играют в отличном фильме, а живут в этом старом московском доме, где еще сохранились пережитки советского времени
Наконец-то народные наши артисты выступают в органичных ролях, не выделывая ничего противоестественного, а Станислав Говорухин ставит добротную такую, крепко сбитую комедию положений. Разумеется, он традиционно ссылается на бедственное и алкоголическое положение дел в нашем театре (“Дура”, “Тупой жирный заяц”), но при этом выгодно отличается от вышеперечисленных образчиков.
Каждый актер в “Артистке” находится на своем законном месте: Евгения Добровольская, например, не играет роковых женщин со сложной судьбой, а спокойно существует в роли среднестатистической театральной актрисы с неустроенной личной жизнью. Глаза ее то ли слезятся, то ли наполняются слезами с пугающей частотой, поэтому немного удивляешься, когда она вдруг не может заплакать на кинопробах у молодого сериального режиссера.
Мария Аронова исполняет роль рачительной хозяйки, которая суетится вдоль и поперек квартиры, изготовляя до боли знакомые гарниры к водочке, ненавязчиво повторяя: “Я четвертый раз замужем — и опять счастливо”. И когда она учит Анну, как поправлять на тарелке кусочки колбасы или моет арбуз в раковине, просто слюнки текут. На Александра Абдулова в роли соседа-умельца, расхаживающего по квартире в спортивных штанах и майке, настолько приятно смотреть после всех его невозможных супергероев и суперзлодеев, которых он сыграл в недавних телефильмах… И непривычная для Абдулова ипостась выглядит так, будто он действительно всю жизнь был таким вот малопьющим электриком. А пофигистичное выражение лица красавца Певцова служит замечательным обрамлением для его немного сумасшедшей хохотушки-жены. Что уж и говорить про предельно комичного Степанова, который гнусавит, медленно соображает, носит смешные круглые очки, напивается и уходит на улицу в хозяйских белых тапочках с зайцами.
У создателей “Артистки” и в самом деле есть чему поучиться. Юмор получился живым и при этом совершенно не пошлым. Полтора часа комедии, в которой ни одной шутки ниже пояса, но зритель при этом заливается смехом почище иных озабоченных подростков на каком-нибудь “Американском пироге”.
Фильм сделан в лучших традициях старых советских комедий. Смешные, немного грустные, нелепые и совсем дурацкие ситуации тесно переплетаются между собой; картина при этом не насыщена событиями или героями, однако все явно находится на своем месте. Так что порой наша киноиндустрия проявляет истинный талант и показывает повседневную жизнь до того интересно, что какие-то дополнительные сценарные выкрутасы или сумасшедшие спецэффекты становятся попросту не нужны.