Стадион
Алексей Ивахов: “Нужен тренер, умеющий выжать максимум при наших условиях”
Директор ФК “Енисей” об итогах первой части сезона ФНЛ, расставании с Тренёвым и молодёжке.
Делать глобальные выводы из промежуточных итогов любого соревнования достаточно сложно. Вот, к примеру, в ФНЛ сыграно почти две трети матчей. Вроде бы приличная дистанция, но всё главное в любом случае впереди. “Енисей” — девятый, и это твёрдая середина таблицы. Однако четыре победы в пяти ноябрьских матчах не могли не зарядить оптимизмом. В то же время случилась отставка Виктора Тренёва с поста главного тренера, и это в любом случае стресс для коллектива. Мы встретились с директором красноярцев Алексеем Иваховым и постарались понять, почему так произошло и каковы планы клуба на межсезонье и весну.
— Эта часть сезона получилась неровной. Однако запоминается последнее. И в этом смысле получился отличный ноябрь, победа над “Крыльями Советов” и завершающий аккорд в виде полной сатисфакции с хабаровским СКА за произошедшее в первом круге. Как всё это можно оценить?
— Неоднозначная часть сезона. Чемпионат — длинный марафон. И этот промежуточный результат, учитывая всё то, с чем мы столкнулись по ходу сезона, вполне удовлетворительный, и даже хороший. Я не о девятом месте в общем, а о том футболе, что показал “Енисей” в последних матчах, плюс выход в 1/8 финала Кубка России, а также ряд игроков молодёжки клуба, которые влились в основную команду. Конечно, в начале сезона мы надеялись на более качественный старт. Не получилось, тому было несколько причин, определённые действия мы предприняли.
— А вы не считаете, что поздно решились на смену Александра Алфёрова?
— Нет. После третьего тура. А когда надо было?
— Мне кажется, после окончания предыдущего чемпионата.
— Если мы так далеко заходим, то мы вели переговоры с несколькими тренерами. Взвешивали наши возможности с запросами тех кандидатов, кто гипотетически мог возглавить “Енисей”. При этом нам нужно было убедиться, сильнее ли они Александра Михайловича. Встречались с некоторыми специалистами, но по экономическим причинам не удалось договориться. Те же, кто был согласен на имеющиеся условия, на наш взгляд, были не сильнее Алфёрова.
— Эти экономические причины недоговорённостей обусловлены тем, что “Енисей” не может именно покупать игроков? Только аренда или приобретение тех, у кого закончились контракты. Или чем-то иным?
— “Енисей” может покупать игроков, но только на внебюджетные средства. Субсидия от региона чётко расписана. Мы можем её тратить на участие в соревнованиях, логистику, переезды, заработную плату. Всё регламентировано. А вот покупка футболистов, организация Match Day, рекламная продукция, клубный мерч — это всё внебюджет.
— Я так понимаю, это отпугивает многих тренеров?
— Что именно?
— Отсутствие определённых средств на покупку игроков, которых желает видеть в составе главный тренер.
— Ну, а кто в ФНЛ именно покупает? Единицы. Повторюсь, мы можем приобрести футболиста за внебюджет, но это не первая статья расходов этих средств.
— Виктор Тренёв получил в Красноярске шанс. Когда мы с ним общались, он рассказывал, что ещё недавно сидел без работы и пришлось пойти детей тренировать. Было видно, что человек хочет работать в “Енисее”, хочет доказать свою состоятельность. Слухи о его уходе противоречивы. У меня в голове не укладывается, как тренер, который был искренне благодарен руководству за предоставленную возможность, через несколько месяцев вступил с ним в конфликт. Давайте расставим все точки над “i”.
— Пожалуйста. Мне скрывать нечего. Сыграли последний матч. Виктор Владимирович пришёл и сказал, что девятое место для этой команды потолок. Нужно выполнить ряд требований, тогда он сможет работать дальше. В этом и возникли противоречия, но именно конфликтом я бы это не назвал. Считаю, что у нас хороший коллектив, потенциал для роста есть практически у каждого игрока. Тренёв же предлагал поменять несколько футболистов и выдвинул ещё ряд экономических требований. Посыл был таков, что в случае их невыполнения он не сможет взять на себя ответственность за результат. Мы нормально расстались с ним, и я сейчас не хочу Виктора Владимировича как-то очернять, просто наши взгляды на будущее команды, на её развитие различны. Его пункты клуб сейчас выполнить не может, не потому что не хочет, а именно не может в силу объективных причин.
— Вы и спортивный директор Антон Евменов не считаете, что нынешняя команда достигла потолка?
— Абсолютно нет.
— Может, первопричиной такого решения Тренёва стало то, что у него есть другое предложение?
— Гадать не буду. У него был контракт, определённые обязательства. Мы вместе выполняли одну работу ради “Енисея”. И в дни побед, и в дни неудач поддерживали друг друга. Не возникало мысли об увольнении Тренёва, даже когда случались серии из поражений. Поэтому его требования стали полной неожиданностью. И для меня тут самым важным стало именно то, что главный тренер не верит в эту команду и в этих футболистов. Всё остальное уже вторично. Ментальная неуверенность и то, что мы не готовы на шаг вперёд, стало определяющим. Если человек предан клубу, если он работает в интересах команды, я до конца буду его поддерживать. С уважением отношусь к Виктору Владимировичу, но наши пути разошлись. Он написал заявление, мы выплатили всё, что полагается, расстались миром.
— Кто вместо Тренёва? Наиболее часто упоминающиеся в СМИ кандидатуры — Дмитрий Парфёнов и Александр Точилин.
— В Москве встретились с Парфёновым. Рассказали про то, что имеем, погрузили его во все детали. Теперь ждём ответа. Если он будет положительный, Дмитрий Владимирович прилетит в Красноярск для завершающего этапа переговоров.
— Почему именно Парфёнов?
— Мы понимаем, какой нам нужен тренер, чтобы при нынешних возможностях вывести “Енисей” на другой уровень. Парфёнов обладает необходимыми для этого качествами. Первое — это огромный опыт игрока, он четырёхкратный чемпион России. Второе: Дмитрий Владимирович начинал тренерскую карьеру с самых низов. Работал помощником в юношеской сборной, потом во второй лиге возглавлял “Текстильщик”, дальше было “Тосно”, которое он вывел в РПЛ и выиграл с этим клубом Кубок России. Далее были “Урал”, с которым Парфёнов опять же играл в финале Кубка страны, и тульский “Арсенал”. Он обладает серьёзным опытом работы и в РПЛ, и в выводе команды из ФНЛ. Есть чёткое понимание, в какой футбол играют его команды. Мы собрали всю возможную информацию про этого уважаемого специалиста, и она нас полностью устроила.
— Отставка главного тренера как-то повлияет на предсезонные планы?
— Нет. У нас запланированы три сбора. Первый здесь, в Красноярске, затем два сбора в Турции. По их точным срокам пока не скажу, а вот первый начнётся 10 января.
— “Енисей” — это не только главная команда. Есть ещё и “Енисей-2”, который в этом году дебютировал в ФНЛ-2 и показал удивительный результат. Более того, уже из него пришло подкрепление в первый “Енисей”. Андрей Окладников и Денис Самойлов стали игроками основы. Как оцените работу Александра Кишиневского?
— Только мы знаем, с какими трудностями столкнулись, решив заявить молодёжную команду во вторую лигу. Совершенно точно осознавали, зачем нам это нужно. Сделали это ради молодых перспективных игроков, чтобы они получили шанс в профессиональном футболе. Поэтому поставлю Александру Анатольевичу и ребятам, да и всем тем, кто принимал участие в жизни “Енисея-2”, оценку “отлично”. Объясню почему. Главное, мы уже получили подпитку для основной команды. Окладников забивал, заработал пенальти с “Аланией”, помогал достичь положительного результата. Самойлов заработал место в старте. Он сейчас полноценная боевая единица “Енисея”. В опорной зоне большая конкуренция, но Денис её выдержал. При этом ещё год назад они играли на первенстве Красноярского края, и никто их вообще не рассматривал даже как игроков для второй лиги. Плюс в “Енисее-2” играли футболисты, которые затем вернулись в основу “Енисея”. Евгений Песиков перезагрузился и отвоевал место в стартовом составе, Никита Раздорских после травмы прошёл через “Енисей-2” и вернулся абсолютно готовым. Кроме того, есть ребята, которые на подходе к первой команде. Евгений Грачёв, к примеру, выдал несколько блистательных поединков, ему не хватает стабильности, но это проблема роста. Есть ещё порядка шести футболистов, которые стучатся в двери главной команды.
— Вы ожидали, что решение о “Енисее-2” в ФНЛ сработает настолько быстро на благо первой команде?
— Перед тем как пойти на этот шаг и создать ступень для парней между школой и молодёжной командой ФНЛ, я не сомневался, что это правильное решение. Однако осознавал, что это путь не одного дня. Проблема заключалась в финансировании. Деньги на вторую команду были выделены с учётом её выступлений в чемпионате Сибири. А игра во второй лиге — это совсем другая логистика, перелёты и так далее. Затраты возросли. Значительную их часть мы покрыли из внебюджетных средств. Зарплаты у парней небольшие, но деньги для них сейчас не главное, они бьются за шанс. К тому же пример Окладникова и Самойлова показывает: если проявишь себя и выйдешь на уровень, позволяющий конкурировать с игроками основы, твой контракт будет пересмотрен. Андрей и Денис не получили заоблачные суммы. Таковых в нынешнем “Енисее” просто нет, но они уже переподписали соглашения на гораздо более приличные деньги. Это пример для футболистов, которые сейчас играют в “Енисее-2”. Касаемо того, что они попали в основу так быстро: я мечтал именно о таком раскладе, верил в то, что всё получится, но их прогресс за такой короткий период стал сюрпризом. Это дорогого стоит.
— Сейчас, рассуждая о пользе нахождения молодёжки в ФНЛ-2 и её будущем, есть ли твёрдая уверенность, что этот проект всерьёз и надолго. Ничто не вечно, тренеры и руководители клубов меняются. А если вторая команда в таком статусе будет не нужна другому директору, к примеру, получается, что все усилия были зря.
— Точно не зря. Не моё дело задумываться о мыслях других людей и о том, что будет. Я точно знаю, что решение по молодёжке было правильным и оно сработало, что будет дальше, ничего сказать не могу. Пока есть возможность трудиться на благо “Енисея” в этом качестве, буду работать. Это мечта, чтобы наша команда комплектовалась собственными воспитанниками, мы к ней идём. Много лет работал тренером и видел, что молодые футболисты после школы упираются в стену, шанс выпадает единицам, а для большинства дорога в профессиональный футбол закрыта. Мы этот шанс им дали, дальше всё зависит от самих ребят. При этом задачи никто не отменял. Мы не хотим давать места в составе футболистам только потому, что они наши. Нет. Каждый из них должен это место заслужить, показать, что он готов играть на определённом уровне, соответствовать целям, которые у нас амбициозны. Никто не хочет просто просиживать на своём месте, все в “Енисее” делают всё возможное, чтобы вывести и клуб, и команду на новый уровень.
— Раздорских интересуются “Крылья Советов”, гуляла информация о Самойлове и “Ахмате”. Поступали ли предметные предложения по этим игрокам, и готовы ли они к РПЛ?
— Я не буду сейчас комментировать интерес того или иного клуба к нашим игрокам, это этический момент, и он затрагивает не только “Енисей”, но и другие команды. Что касается, готовы или нет. Понимаете, так сразу сказать нереально, чтобы определить свои возможности на более высоком уровне, футболист должен на нём сыграть. Думаю, что по своему таланту и Никита, и Денис смогут играть в элите. Другое дело, готовы ли они к этому прямо сейчас. Показателен пример Томаса Рукаса. Он ярко проявил себя в “Енисее”, на него вышел “Ростов”. Мы разговаривали, я ничего советовать не стал, это его жизнь и его решение. У человека мечта сбывается, как можно удерживать?
— Что по новичкам? Понятно, что называть имена сейчас рано, но ведь есть позиции, которые вы планируете укрепить.
— Здесь ведь не только моё решение. Новички, безусловно, будут. Хотелось бы укрепить центр обороны, взять флангового полузащитника и, возможно, нападающего. Но все решения будут приняты позже совместно с новым главным тренером и спортивным директором. У нас есть коллектив, мы ценим каждого игрока в нём, плюс подпитка из молодёжки. Впереди подготовка к весне, три сбора. Пока ни с кем расставаться не собираемся. Поэтому вся информация по новичкам и другим изменениям в составе будет позже.
— Банальный вопрос, но всё же. До четвёртого стыкового места восемь очков. Впереди 13 матчей, какова задача на весеннюю часть сезона?
— Какая может быть задача? Естественно, хотел бы, чтобы мы выиграли все эти 13 матчей, тем более что восемь из них проведём дома.
— Всегда выигрывать невозможно.
— Но стремиться к этому нужно. Перед ноябрьскими матчами, к примеру, был разговор с Тренёвым. В том числе сказал ему, что надо выиграть все пять поединков. И ведь почти получилось. Четыре победы и одна ничья. Поэтому ничего невозможного нет. Футбол — это игра, выигрывает не всегда тот, кто мастеровитее, а кто больше хочет. Мы победили “Крылья” — одну из самых играющих команд РПЛ. Понятно, что поражения случаются, но всегда нужно нацеливаться на максимальный результат.
— С “Крыльями” и “СКА-Хабаровском” дома были разные игры, но именно их я назову лучшими в сезоне. Концентрация и мотивация у “Енисея” были запредельными. Чего нельзя сказать о подавляющем большинстве других матчей. Если бы такой настрой был регулярно, а не время от времени, мы бы сейчас рассуждали о задачах в другом ключе, этого возможно добиться?
— Считаю, что да. Это тоже задача главного тренера, его умение правильно подвести команду к матчу не только в физическом плане, но и в моральном. Психология вообще очень важна, в идеале, возможно, нужен психолог, но и тренер должен обладать такими навыками, помимо прочих. Можно вспомнить много матчей, где мы не добрали очков, в том числе и из-за нефутбольных моментов. Но что есть, то есть. Бессмысленно вспоминать потери прошлого, сейчас нужно сконцентрироваться на подготовке к весне и на матчах во второй части сезона.