Новости
Вместилище души и праха
Вечный ученик Шемякин
Французский искусствовед Ален Боске писал: “Шемякин относится к типу художников, которые прямо уходят в легенду…”. В биографии художника — годы жизни и учения в Ленинграде, послушничество в Псково-Печерском монастыре, эмиграция во Францию, четверть века жизни в США, колоссальный успех выставок в Париже и Нью-Йорке. И вот спустя сорок лет он приехал в Сибирь.
Вообще, Михаил Шемякин планирует сейчас развернуть активную выставочную деятельность в России. Отправным пунктом стал Новосибирск: именно в этом городе сорок лет назад прошла его первая персональная выставка. С этим далеким временем для него связаны и трагические страницы жестокого преследования художников-нонконформистов, и светлые страницы дружбы с Михаилом Макаренко, человеком, который, не страшась репрессий, проводил в Новосибирске выставки и молодых “неофициальных” художников, и таких великих мастеров, как Павел Филонов. Тогда, в 1967 году, в Академгородке прошла первая большая выставка Михаила Шемякина. Через четыре года после этого знакового события художника попросили покинуть СССР, чтобы он своим экспрессивным искусством не смущал покой советских граждан. Теперь, когда в России хватает более глобальных проблем, нежели гоняться за свободными художниками, Шемякин колесит по России. Добрался он и до Красноярска.
Выставка “Мистический театр Михаила Шемякина” приехала в Россию из Парижа, а Красноярск стал вторым городом после Новосибирска, где она экспонируется. Это театральные эскизы к балету “Щелкунчик”, живопись, деревянная скульптура и графика, в том числе совершенно новая, нигде и никогда еще не демонстрировавшейся “дзенская” графика, а также серия “Коконы”. В Музейном комплексе на Стрелке выставка произведения Михаила Шемякина будет работать до 22 апреля.
Соединение противоположностей является одним из главных принципов эстетики Шемякина, которую он обозначает как метафизический синтетизм. Художник ничего не предписывает и не поучает, наоборот, он хочет раскрепостить сознание от удручающей власти повседневности и открыть просторы мира романтических образов.
“Коконы”в одноименной серии представляются автору и “вместилищем души”, и “вместилищем праха”. Зрителю предоставляется право самому решать, каким из этих двух значений наделен тот или иной образ. Рисунки в стиле дзен — это преодоления “сделанности” в пользу разорванности, штрихов и размытостей. При взгляде на произведения у зрителя должно возникать чувство высвобождения сознания от материалистического гипноза.
Для балета “Щелкунчик” Мариинского театра Михаил Шемякин создал потрясающие декорации и костюмы. На выставке представлены эскизы и деревянные скульптуры к этому произведению. Художник в своих работах к балету восстановил атмосферу волшебной сказки, расставив акценты, позволяющие более отчетливо воспринимать ее сокровенный смысл. Гофман всегда привлекал Шемякина загадочностью и пластичностью. Художника и писателя роднит особое качество, схваченное критикой: попытка постичь форму вне ее самой… Михаил Шемякин постоянно захватывает новые пространства искусств. Живопись и скульптура. Театр. Кинематограф. Анимация.
— Я — один из немногих художников, которые работают в очень широком диапазоне, — говорит Михаил Шемякин. — Это и книжная графика, и монументальная скульптура, и ювелирка, керамика, стекло и совершенно различные сюжеты, и серии в живописи и графике. Есть театральная серия: карнавалы Санкт-Петербурга, карнавалы Венеции. На всех моих работах есть, конечно, печать моего Я, но диапазон настолько широк, что иногда люди даже не врубаются в то, что это сделал один и тот же художник. Когда я показываю свой двухтомник, которому уже 20 с лишним лет, то иногда неискушенные люди спрашивают: “В этой книге представлено творчество художников разных стран?”. Есть художники, которые, однажды найдя свой стиль, просто не имеют смелости от него отказаться — хотят быть узнаваемыми. Для меня же идеал — Пикассо, у которого были голубой, розовый, кубистский, абстрактный периоды. Он занимался керамикой, скульптурой, постоянно менялся. Он делал все, что хотел — и это идеал творческой свободы художника. Мне кажется, что мы все время должны искать что-то новое, потому само искусство — это вечное ученичество.
СПРАВКА “Городских новостей”
Художник Михаил ШЕМЯКИН родился 4 мая 1943 года в Москве. В 1957 году поступил в Ленинградскую среднюю художественную школу имени Репина при Академии художеств, откуда впоследствии был отчислен за то, что его “художественное мировоззрение не соответствовало нормам социалистического реализма”. В 1962 году провел первую выставку своих работ в помещении редакции ленинградского журнала “Звезда”, сделавшую его имя известным среди советских авангардистов. В 1967 году создал творческую группу “Санкт-Петербург”. В 1971 году был лишен гражданства СССР и выслан из страны. Десять лет художник жил и работал в Париже. В 1974 году акварельный цикл “Петербургский карнавал” принес Шемякину мировую славу. В 1981 году переехал в Нью-Йорк. С 1989 года, когда в Москве и Ленинграде прошли первые с момента высылки персональные выставки Шемякина, началось творческое возвращение искусства художника в Россию. Прожив более четверти века в Америке, знаменитый художник и скульптор Михаил Шемякин вернулся в Старый Свет. Он обосновался неподалеку от французского города Шатору, расположенного в долине Луары, в 260 километрах южнее Парижа.
Наиболее известными работами художника являются памятник Петру I в Петропавловской крепости и сфинксы на набережной Робеспьера в Санкт-Петербурге, эскизы, костюмы и макеты декораций к балетам “Щелкунчик” и “Волшебный орех” в Мариинском театре, кукольный мультфильм “Гофманиада”.