Новости
Дай денег, машина!
Истории из жизни банкомата
Пластиковые карточки просто ворвались в нашу жизнь. И все больше людей получают по ним деньги, в том числе зарплату, расплачиваются за разные услуги. И кажется, это так просто — вставил в банкомат карту, набрал ПИН-код, указал нужную сумму и тут же ее получил. Тем не менее “общение” с денежным ящиком может преподнести неожиданные сюрпризы
Например, если три раза подряд ввести неправильный ПИН-код, то ваша карта будет заблокирована, а после пятого промаха банкомат попросту ее “арестует”. Причем неважно, имели ли вы дело только с одним банкоматом или с тремя-четырьмя, принадлежащими разным банкам, все ваши неудачные попытки будут сосчитаны. Временные промежутки между набором неверного ПИН-кода также не регламентированы. А все потому, что полученную от клиентов информацию банкоматы передают в единый центр, на управляющий компьютер, где она обрабатывается и хранится определенное время.
Что делать? Обратитесь в службу клиентской под-
держки своего банка. Если же карта “арестована” банкоматом, принадлежащим “чужому” банку, звонить нужно и туда (телефоны есть на каждом устройстве). А чтобы в будущем избежать подобных проблем, носите с собой шпаргалку с ПИН-кодом. Естественно, не следует держать бумажку с заветными цифрами в кошельке рядом с картой — лучше спрятать их между цифрами какого-нибудь вымышленного телефонного номера и внести в память мобильника под несуществующим именем.
Успеть за 30 секунд После того как из банкомата вылезли купюры, не мешкайте. Если зазеваться и не забрать деньги в течение 30 секунд, то машина сочтет их невостребованными и втянет обратно (некоторые устройства дают на раздумье около минуты, но лучше не экспериментировать). Это сделано исключительно для вашей безопасности, чтобы случайно оставленные вами “ценности” не попали в чужие руки. Многие банкоматы сначала выдают карту, а потом уж деньги (хотя бывает и наоборот, например, банкоматы Райффайзенбанка и Ситибанка). И тому есть логическое объяснение. Когда человек идет к банкомату, он преследует конкретную цель — получить деньги, а получив их и увлекшись пересчетом, может элементарно забыть про карту. Правда, у такой последовательности есть и очевидные минусы. Если клиент намерен продолжить “диалог” с банкоматом, например, снять еще одну порцию наличности или оплатить услуги мобильной связи, он вынужден снова вставлять карту и набирать ПИН-код. Что делать? Итак, вы не успели забрать деньги. Скорее всего, банкомат аннулирует операцию, и ваш счет останется в целости и сохранности. На практике же может случиться всякое. Поэтому не помешает навести справки в “своем” банке. Если обнаружится, что “казна” похудела, пишите заявление в банк, которому принадлежит банкомат. После проведения инкассации средства будут возвращены на счет. Под знаком неравенства От ошибок не застрахован никто. Даже компьютерный мозг банкомата может давать сбои. Поэтому не удивляйтесь, если вместо 5 000 руб. вы получите 4 000 или 6 000. Что делать? Прежде всего сохраняйте спокойствие! Все записывается! Банкомат аккуратно считает выдаваемые деньги, а его подсчеты проверяют кассиры при инкассации. Так что ошибка будет обязательно выявлена, и недостачу вам вернут. Правда, для этого нужно будет обратиться с заявлением в службу поддержки клиентов банка. Если устройство вдруг выдало лишние купюры, не воспринимайте это как манну небесную. Радоваться вам опять-таки только до того дня, когда будет проведена инкассация. Лучше проявите гражданскую сознательность и верните излишек в банк, не забыв получить документ, подтверждающий ваш поступок. Ни карты, ни денег Бывает и так, что банкомат карту принял, вы ввели верный ПИН-код и запросили сумму, а дальше ничего не происходит — машина зависла. Хорошо, если случился технический сбой. А если это результат действий мошенников? Какой-нибудь криминальный кулибин мог запросто установить специальное устройство, препятствующее выдаче карты, в надежде на то, что вы уйдете несолоно хлебавши, и тогда он сможет преспокойненько забрать вашу карту себе. Что делать? В любом случае постарайтесь дождаться логического завершения операции: возврата карты или появления на мониторе приглашающего окна “Вставьте вашу карту”. Если же время идет, а банкомат по-прежнему безмолв- Свой среди чужих Одно дело — получать деньги из “родного” банкомата, и совсем другое — из “чужого”. В первом случае услуга за редким исключением ничего не стоит, а во втором с вас возьмут комиссию, которая обычно составляет 1 процент и при этом не менее 100 руб. или 3 доллара, хотя может достигать даже 3 процентов. А в некоторых странах, например, в Великобритании и США, встречаются банкоматы, которые берут дополнительную комиссию — в среднем 2,5 доллара. Правда, об этом сборе машина обязательно поставит вас в известность и без вашего согласия операцию не проведет. Что делать? Если вы вынуждены пользоваться “чужим” банкоматом, то не имеет смысла снимать слишком маленькую сумму — за 100 руб. с вас возьмут ровно столько же. Лучше уж получить сразу 10 000 — за них вы заплатите те же 100 руб. А оказавшись за границей, старайтесь пользоваться банкоматами, установленными не в магазинах и на улицах, а в самих банках — там дополнительную комиссию не берут. Приговор обжалованию подлежит Банкомат отказывается выдавать запрашиваемую сумму, притом что деньги на счете есть? На то могут быть разные причины. Например, в кассе банкомата элементарно не хватает средств. Либо же остались только купюры мелкого номинала, и чтобы набрать нужную сумму, их потребуется гораздо больше, чем машина в состоянии выдать за один прием (как правило, Что делать? Попробуйте ввести меньшую сумму (или кратную более крупному номиналу) и при необходимости повторите операцию. Если же на все ваши последующие просьбы банкомат отвечает решительным “нет”, обратитесь к другому банкомату, а в случае его отказа — в “свой” банк. Смотри, что кладешь В последнее время появились банкоматы с функцией приема наличных. То есть теперь есть возможность не только снять деньги со счета, но и пополнить его, погасить кредит, оплатить телефон. Удобно — ничего не скажешь. Но и здесь могут возникать проблемы. Например, банкомат упорно отказывается брать какую-то купюру, сколько бы попыток вы не предпринимали. Мало того, зачастую он возвращает смятую “в гармошку” купюру, дальнейшее использование которой становится проблематичным. Что делать? Не вставляйте в банкомат старые и истрепанные купюры, а тем более постиранные — у них могут быть нарушены некоторые элементы защиты, и машина их забракует. И, конечно, никогда и ни при каких обстоятельствах не “кормите” банкомат монетами — тем самым вы только выведете его из строя. Осторожно, криминал!Правила безопасного пользования банкоматом 1. Старайтесь иметь дело только с устройствами, установленными в офисах банков, охраняемых торговых центрах либо в открываемых с помощью карточки “тамбурах”. 2. Убедитесь, что банкомат находится в режиме обслуживания. Об этом говорит приветственная надпись на экране и мигающий зеленым светом картоприемник. 3. Внимательно осмотрите щель для ввода карты — ни рядом, ни поверх нее не должно быть никаких чужеродных устройств (они предназначены для считывания магнитной полосы). 4. Также обведите взглядом лицевую панель над клавиатурой — там может быть закреплена миниатюрная видеокамера, позволяющая мошенникам узнать ваш ПИН-код. Если же вы видите объектив, направленный на вас через темное стекло из недр банкомата, не волнуйтесь: вас снимает камера службы безопасности банка, ПИН-код в поле ее зрения не попадает. 5. Проверьте, нет ли на клавишах каких-либо накладок. Обо всех подозрительных предметах обязательно сообщите в отдел технической поддержки банка. 6. Если визуальный осмотр не вызывает сомнений, смело приступайте к работе. Встаньте поближе к банкомату, загораживая своим корпусом монитор и клавиатуру, и почаще оглядывайтесь. Набирайте ПИН-код быстро, заученными движениями и желательно несколькими пальцами — так злоумышленникам труднее разобрать, на какие именно кнопки вы нажимаете. Еще лучше при наборе ПИН-кода прикрыть клавиатуру свободной рукой, сумочкой, пакетом.
ствует, не отходя от кассы, сообщите о случившемся по телефону в банк, а после заблокируйте карту.
30—40). Либо же нужная сумма не кратна имеющимся номиналам. Наконец, решение об ограничении по выдаче наличных может исходить и от самого банка — из соображений безопасности клиента (вдруг его карточкой воспользовался злоумышленник).