Красноярск исторический

Остров древних сокровищ. Какие исторические артефакты хранятся на Татышеве

Археологическое исследование Красноярска и его окрестностей насчитывает более сотни лет.

Остров древних сокровищ. Какие исторические артефакты хранятся на Татышеве

Для большинства красноярцев остров Татышев — площадка для прогулок и занятий спортом, а главный символ территории — упитанный суслик. И мало кто догадывается, что на этой земле хранятся очень ценные археологические артефакты. Об истории острова и его загадках “Городские новости” поговорили со старшим сотрудником отдела археологии и этнографии Красноярского краеведческого музея Сергеем Фокиным.

Перспективная земля

Археологическое исследование Красноярска и его окрестностей насчитывает более сотни лет. Конечно, на сегодня открыты ещё далеко не все исторические сокровища, но “старый” город и его окраины пройдены исследователями основательно. Островам на Енисее, в том числе и самому большому в границах Красноярска — Татышеву — такого пристального внимания пока не уделялось. Однако есть отдельные находки, которые свидетельствуют о том, что у этой площадки большие археологические перспективы.

Известно, что остров получил своё имя от средневекового князька Татуша, который использовал эту землю для выпаса скота.

— Татуш — реальный исторический персонаж, — рассказывает Сергей Фокин. — Он принадлежал к аринам, или аринцам. Сейчас представителей этого коренного енисейского народа не осталось, самые близкие к нему потомки — кеты, которые живут на севере Красноярского края. По сути, Татуш — глава небольшого рода, его власть распространялась не более чем на 50–100 человек. И стадо у князька было небольшим — пара десятков голов крупного рогатого скота, овцы, кони. Качинская протока в средние века, как и в ХХ и ХХI столетиях, летом была мелководной, и через неё пастухи легко перегоняли стада на остров, где для животных было много корма.

Остров оставался отличным пастбищем и в период, когда на Енисей пришли русские, и даже в советское время. В ХIХ–ХХ веках городские власти там сдавали в аренду участки под выпас и покосы. А ещё в конце прошлого столетия для переправы скота на эту площадку использовали мост, соединяющий остров с Советским районом.

То есть можно уверенно говорить, что на участке суши посреди Енисея на протяжении столетий велась активная жизнь. Это значит, что на этой большой территории сохранились следы хозяйственной деятельности, которые стоило бы изучить. На сегодня официально зарегистрированы два выявленных объекта археологического наследия: стоянки “остров Татышев — 1” и “остров Татышев — 2”. Их открыли в начале ХХI века. По словам Фокина, на обеих найдены фрагменты керамики и единичные каменные изделия, костные остатки животных.

— Данный археологический материал в основном датируется в пределах железного века, Средневековья и русского времени XIX — начала XX века, — объясняет Сергей Михайлович. — Такую керамику, как та, что найдена на острове, относят к ладейской культуре.

Древние стоянки

Одним из первых, кто начал системно исследовать археологию острова Татышев, стал Владимир Карцов, большой учёный — археолог, автор трудов по истории Красноярского края. В нашем городе исследователь жил всего несколько лет — с 1928 (по некоторым данным — с 1927) по 1934 год. Но он успел совершить массу научных открытий.

К тому моменту, когда Карцов приступил к своим раскопкам в Красноярске, в городе были открыты многие археологические памятники. Активно исследовался комплекс палеолитических стоянок “Афонтова гора”, неолитические погребения, могильники железного века, стоянки “Перевозная”, “Ладейки”, “Торгашино” на берегу Енисея, Овсянская и Караулинская пещеры и многие другие объекты. — Карцов систематизировал уже полученные данные и привнёс в них собственные материалы, — рассказывает Сергей Фокин. — Например, проведённые им раскопки Ладейского городища (современная территория Ленинского района Красноярска в границах улиц 26 Бакинских Комиссаров, 1-й и 2-й Краснофлотских) и сопоставление полученных материалов с данными с других городищ привели к открытию им Ладейской культуры. Первую характеристику этой культуре даёт именно Владимир Геннадьевич в своей работе “Материалы к археологии Красноярского района”.

В 1933 году Карцов провёл осмотр острова Татышев, нашёл на нём неорнаментированные фрагменты керамики и другие археологические материалы. В 1934 году он организовал раскопки двух древних стоянок на острове. Однако, как отмечает Фокин, по отчёту в несколько листов, оставленному учёным, неясно, где локализуются карцовские татышевские стоянки.

— Мы до сих пор не можем сопоставить данные Карцова и выявленные объекты археологического наследия, — говорит Фокин. — По моему мнению, существующие на сегодня татышевкие стоянки не имеют отношения к открытиям Владимира Геннадьевича. Поэтому считаю, что остров требует пристального внимания археологов, особенно с учётом того, что на этой территории планируется капитальное строительство. Нельзя заходить на него с такими работами без скрупулёзного изучения площадки.

По замыслу сотрудников краеведческого музея, остров следует не только исследовать, но и использовать как музейную площадку. Так, много лет назад был разработан проект создания на Татышеве своеобразной этнографической деревни, в котором предлагается разместить макеты жилищ племён и коренных народов Енисейской Сибири, в том числе тех, от кого остались лишь археологические следы.

Сбруя из погребения

Некоторые предметы, обнаруженные на острове (не только те, что нашёл Карцов) и представляющие интерес для исторической науки, находятся в фондах Красноярского краеведческого музея. Есть среди них и загадочные артефакты. Так, примерно с 1930–1940-х годов в коробке из-под папирос “Полярных” хранятся элементы конской сбруи — 11 металлических изделий.

— В инвентарной книге указано: “украшение сбруйное и один предмет неизвестного назначения”, — говорит Сергей Михайлович. — Это накладные бляшки на конскую сбрую, обломки колец из бронзы и железа. Надпись на упаковке гласит, что это украшения древних людей, найденные в погребении на южной стороне острова Татышевского при рытье колодца. Предметы по своему облику сходны с аналогичными изделиями, распространёнными в аскизской культуре енисейских кыргызов в IX–X веках. Авторство подписи пока не определено, как и то, когда, где именно, кем и при каких обстоятельствах найден артефакт.

По словам Фокина, очевидно одно: на фрагментах присутствуют следы обжига, которые с большой долей вероятности получены в погребальном костре. Это даёт нам право предполагать, что на острове могут находиться древние могильники.

— Присутствие погребений на островах — вполне распространённое для Сибири явление, — рассказывает сотрудник музея. — Тот факт, что на острове Татышев открыты несколько стоянок, также говорит в пользу гипотезы о возможном могильнике.

Для того чтобы эту гипотезу подтвердить, требуется большая работа. Дело в том, что никаких поселений, которым мог потребоваться колодец, нет ни на одной из известных карт.

Нюанс

Поселение “Остров Татышев — 1” находится на юго-западной оконечности острова, в 250 метрах северо-северо-восточнее вантового пешеходного моста. Поселение “Остров Татышев — 2” расположено на левом берегу Татышева в районе Октябрьского моста.

Акцент

Выпускник Московского государственного университета Владимир Карцов (1904–1977) был направлен в Красноярск для работы в краеведческом музее. Перу Владимира Геннадьевича принадлежат 107 публикаций, более 20 из них посвящены истории Красноярского края и Сибири. Его труды по методике преподавания и его учебники по истории СССР изданы на 20 языках.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА