ЖКХ и благоустройство
Как устроены снегоплавильные станции в Красноярске
За час работы две плавилки могут совместно растопить более 60 КамАЗов снега.
В красноярском парке спецтехники есть самые разные машины, которые помогают делать наш город чище и красивее. “Городские новости” решили показать читателям возможности этих мощных автоматизированных и компьютеризированных устройств, познакомить горожан с достижениями современной технической мысли, способной решать коммунальные задачи мегаполиса. Совместно с муниципальным спецавтотранспортным предприятием мы начинаем проект “ТехОбзор”, и первыми его героями станут снегоплавильные станции, полученные Красноярском в конце прошлого года.
60 КамАЗов в час
Пожалуй, из жителей Красноярска только младенцы не помнят январский снегопад 2021 года. Тогда за несколько дней на краевой центр обрушился гигантский объём осадков. На уборку потребовалась вся дорожная техника и тысячи пар рабочих рук. Но, несмотря на все усилия, город был близок к транспортному коллапсу.
Для Красноярска подобные осадки зимой — хоть и экстремальная, но совсем не исключительная ситуация. В целом же логистика уборки снега в нашем городе выстроена достаточно чётко. Есть рабочие и машины, которые чистят улицы, собирают снежные массы в грузовики, вывозят их на организованные отвалы. За сезон набираются тысячи тонн, техника наматывает сотни километров по городским дорогам. Снегоплавильные станции способны сделать этот процесс более простым и удобным. За час работы две плавилки, полученные городом, могут совместно растопить более 60 КамАЗов снега.
Самая большая в России
Trecan — единственная в мире снегоплавилка, которая работает по системе погружного горения. Все отработанные газы от двигателя и горелок поступают в талую воду, поэтому машина при работе не дымит.
Установки Trecan-135 и Trecan-80 произведены в Канаде и несколько лет стояли на балансе Санкт-Петербурга. В прошлом году губернатор Красноярского края Александр Усс договорился со своим питерским коллегой Александром Бегловым о передаче станций нашему городу. Нет, Питер не остался совсем без снегоплавилок, там ещё есть подобная техника, работающая на газе. К нам же приехали дизельные установки.
Станции устроены по одному принципу, различаются лишь размерами. В каждой есть ёмкость, в которой снег топится с помощью горелок, талая вода сливается в канализацию. Грязь и мусор, попавшие в бак вместе со снегом, вынимаются отдельно. Так что технология экологичная. Trecan-135 может переплавить за час 135 тонн снежной массы. Производительность Trecan-80 — 80 тонн. Правда, это при оптимальных температурных условиях от нуля до минус 10 градусов. На полную мощность установки в Красноярске пока не успели потрудиться — не было повода. Канадцы уверяют, что станции смогут функционировать и при минус 35, но в Красноярске в такой мороз снегопадов, как правило, не бывает, поэтому эта опция вряд ли пригодится.
Две тысячи литров в минуту
Скорость работы установок нужно отметить отдельно. Trecan-135 в минуту производит две тысячи литров воды. Такие объёмы в стандартных автоцистернах не вывезешь, поэтому-то и нужен слив в канализацию.
Преимущество установок — в их мобильности. Да, эти станции можно перевозить с места на место. Для того чтобы они работали, нужно всего два условия — свободное пространство и канализационный колодец, куда будет уходить талая вода. Trecan-135 лучше устанавливать на площадях, так как загрузка снега в эту станцию производится с боков, то есть место нужно ещё и для погрузчиков.
Trecan-80 практически в два раза меньше 135-й, поэтому её можно размещать на дороге. Эта станция с задней загрузкой, вместе с погрузчиком она занимает чуть больше полосы, а значит, не слишком мешает дорожному движению.
— Из опыта Москвы — рабочие огораживают какой-то из карманов, ставят плавилку, открывают канализационный колодец, устанавливают сливной шланг и начинают грузиться, — рассказал “Городским новостям” технический директор МП САТП Антон Старовойтов. — У нас таких широких улиц, как в столице, мало. Однако в любом случае установки значительно упрощают транспортную логистику. Или вы везёте после обильных осадков тонны снега КамАЗами на окраину города, или — к снегоплавильным станциям, где этот снег быстренько утилизируется.
Сейчас обе станции находятся на правом берегу. Для Trecan-135 в качестве базы определена площадка на улице Мичурина. Тут можно топить снег со всего правобережья. Сюда же планируют загружать осадки из микрорайонов Северный и Взлётка. Для Trecan-80 постоянное место пока не найдено — продолжаются переговоры с компанией “КрасКом”, в ведении которой находится городская канализация. В САТП рассчитывают установить станцию на улице Калинина, это наиболее удобная площадка для утилизации снега с левого берега.
Продуманные, но неприхотливые
Работать на новой для Красноярска технике будут операторы, которых уже обучили специалисты из Канады. Есть договорённость и о поддержке со стороны представителей компании - производителя станций. В целом машины в обслуживании несложные.
— Один из плюсов данных машин — в них нет чего-то непривычного в плане технологий, но при этом всё продумано, — говорит Антон Старовойтов. — В снегоплавилках технически неприхотливые двигатели “Джон Дир”. Горелки тоже достаточно простые. Да, есть компьютеры. В Trecan-135 их четыре: два отвечают за горелки, третий — за двигатель, четвёртый — за пульт управления. Но вся панель на русском.
— Как же работает снегоплавилка? — спросили мы у технического директора САТП.
— Запускаем двигатель, нажимаем две кнопки включения горелок, — говорит Антон Николаевич. — Грузим, грузим, грузим снег до тех пор, пока компьютер не скажет нам, что топливо заканчивается. Глушим двигатель, откручиваем барашки на улавливателе грязи и мусора, очищаем фильтры, закручиваем барашки, заливаем топливо и запускаем машину снова. Объём топливных баков рассчитан на работу в течение смены, то есть примерно на восемь часов. На каждой из снегоплавилок будет работать бригада из двух операторов и водителей двух погрузчиков, в снегопад они смогут за смену переплавить до 500 КамАЗов снега.