Новости

В “Тридевятом царстве”

В “Тридевятом царстве”

Красноярские зрители стали героями “Репки”

Нечастое в современной театральной жизни событие — гастроли — всегда привлекают зрителей. Зная репертуар родного театра, интересно посмотреть, что происходит
в разных городах, чем удивляют другие актеры, режиссеры. Вот уже вторую неделю на самой маленькой сцене города для самых юных зрителей работают артисты забайкальского краевого театра кукол “Тридевятое царство”.

___

В Красноярск “Тридевятое царство” привезло всего два спектакля — “Сказка про Полешко” и “Щуча” (последний еще можно увидеть до понедельника).

— На крупные фестивали мы, конечно, возим другие — большие и солидные — спектакли, как, например, “Русская соль” по Юрию Фридману, поставленный нашим новым режиссером Олегом Мельниковым, — говорит актер-кукловод Леонид Лехнер. — А “Щуча”, “Полешко” — наиболее мобильные спектакли в репертуаре, с ними удобно и по школьным, детсадовским площадкам ездить, потому что в них немного декораций. Да и они очень веселые, всегда нравятся детям. Жаль, конечно, что не получается показать весь спектр, который у нас есть, все, что умеем, — хорошие, серьезные вещи.

Однозначно кукольным спектаклем “Щучу” не назовешь. Скорее это игра-интерактив, один из основных персонажей которой как раз кукла — очаровательная Щуча: нечто среднее между динозавром и вороной, она получила свое имя за то, что обладает еще и хвостом, как у щуки. В самом начале спектакля актеры прямо на сцене “решают”, какой спектакль показать сегодня публике — грустный и печальный или добрый и веселый. Инициативу берет одна из героинь, обещая рассказать детям “Репку”, и двое других решают ей помешать, призывая на помощь “коварную” Щучу. Дети в восторге — до того обаятельный персонаж Щуча: она болтает без умолку, умеет летать и ест все, а за особую сладость почитает кирпичи. Интересен тот момент, что артистами “Репки”, которую рассказывает нам положительная героиня, становятся сами зрители! И дети на предложение актеров выйти на сцену, нарядиться в костюмы и перевоплотиться в образы известной наизусть сказки отзывались очень активно. На мой взгляд. У читинцев — другое мнение.

— Разница в зрителе, конечно, чувствуется. Наши дети, видимо, привыкли, что могут выходить на сцену. А с красноярскими мне это сегодня показалось сложноватым, — поделилась впечатлениями от спектакля актриса-кукловод Елена Дербенева. — Зато они очень эмоциональные. Мальчишка в первом ряду постоянно звал “хорошую” героиню: выходите скорее, ау, надо здесь всех разогнать.

Могу только представить себе, что же творится в зале читинского театра, если наша малышня, без умолку кричавшая во время спектакля, тянувшая руки и вскакивающая с мест, — не самые активные зрители, которых доводилось видеть актерам.

Как оказалось, на разъезды по стране артисты “Тридевятого царства”, называющие себя перелетными птичками, не жалуются: осенью регулярно бывают на фестивалях, весной — на гастролях. В Красноярске в течение двух недель Чита собирает полные залы.

— Это обменные гастроли — красноярские кукольники сейчас гастролируют в Чите. Причем мы обменялись даже техническими составами: обычно возим своего осветителя, костюмера, реквизитора, а сейчас с нашими фонограммами работают красноярцы. И стоит сказать им спасибо: с ходу поняли незнакомую партитуру и очень быстро ввелись в спектакль, — говорит Леонид Лехнер.

Кстати, по сведениям гостей, красноярцы тоже играют только на полные залы. В Чите на нехватку зрителя кукольный театр вообще не жалуется, — в этом сезоне билетов просто не достать.

Сейчас к постановке в “Тридевятом царстве” готовится новый спектакль — “Мальчик-с-пальчик”. Работает над ним сам режиссер, на которого, кстати, в театре возлагают большие надежды. При этом на просьбу рассказать о какой-нибудь постановке родного театра, особенно любимой и дорогой актерам, они говорят о “Рождественских сказках” по библейским мотивам, поставленной красноярцем Александром Хромовым.

— Красноярский краевой театр кукол обладает просто сокровищем в лице Александра Хромова, — говорит Елена Дербенева. — На мой взгляд, его спектакли — это тот театр кукол, который можно называть настоящим театром: на сцене есть волшебство, магия, все очень красивое и такое камерное! Именно так в идеале спектакли и должны выглядеть. Это не передать словами — надо видеть. По профессии Александр электронщик, и вот это совмещение театра кукол с электроникой дает поразительный эффект — новые ходы, формы.

Всего в репертуаре читинского “Тридевятого царства” более 30 спектаклей. И среди них нет ни одного взрослого — проблема, решить которую пока не получалось из-за отсутствия постоянного режиссера. Но есть несколько постановок, одинаково интересных и взрослым, и детям.

— Любой детский спектакль дает эмоции благодаря возврату в детство, — сказала Елена. И я ее поняла: “Щуча” рассчитана на детей от 4 лет, а я смотрела на сцену и жалела, что не могу вместе со своими соседями по зрительному залу выйти на площадку в образе одного из героев “Репки”.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА