Красноярск исторический
Ностальгия: самые популярные бренды 90-х
Как мы одевались, что ели и чем жили.
Эпоха 90-х обрушилась на Россию со всей мощью новопровозглашенных свобод. Ушли в прошлое многочисленные запреты: все, что раньше было «нельзя», вдруг оказалось можно и нужно. Западная литература, журналы Burda и Playboy, фильмы со Шварценеггером и Брюсом Ли, неиссякаемый поток иностранной музыки и прочей информации, по которой так тосковали бывшие советские граждане, — все это сформировало совершенно иную культуру потребления, да и, вообще, культуру.
Конечно, существовала и другая сторона медали: подавляющее большинство россиян жили крайне небогато. Рушилась экономика, зарплаты не платились, шахтеры стучали касками по Красной площади и перекрывали Транссиб, бандитизм стал вполне обычной профессией. Зарубежные товары, заполонившие рынки и магазины, по большей части оставались чьей-то недосягаемой мечтой. Но без них уже нельзя себе представить то непредсказуемое, дерзкое, но такое интересное время.
Одежда
С начала 90-х в России стали открываться бутики модных брендов. Наши граждане узнали про Версаче, Дольче и Габбану, Роберто Кавалли. Но это была просто капля в океане китайского ширпотреба, который на целое десятилетие стал незаменимой альтернативой высокой моде.
Итак, что мы носили?
Малиновый пиджак
Вот уж действительно бренд 90-х, который, вкупе с толстой золотой цепью, стал просто униформой «новых русских».
Спортивные костюмы «Абибас», «Найк», «Монтана» плюс кеды с тремя полосками
Торговцы-«челноки», не стесняясь, везли в Россию китайские подделки модных брендов. Тоже маст-хэв для реального пацана и крутой девчонки того времени.
Китайские пуховики
Когда это изделие появилось на рынке, оно произвело эффект разорвавшейся бомбы: оказалось, что верхняя зимняя одежда может быть не только черной или серой. Правда, качество было ужасное: наполнителем служили обычные птичьи перья, они постоянно сбивались в комья, кололись и торчали ото всюду.
Джинсовые костюмы
Показатель принадлежности к среднему классу. Далеко не все могли себе позволить джинсовую одежду. Но китайцы опять выручили.
«Бананы»
Девушка в «бананах» имела гарантированный успех на дискотеке. При этом необязательно было покупать эту вещь: очень многие россиянки шили такие штанишки самостоятельно по лекалам из «Бурды».
Джинсы-«варенки»
Это уже классический самопал: брались обычные джинсы и кипятились с отбеливателем. Некоторые предприимчивые граждане делали себе состояния на таком производстве. Бывший губернатор Красноярского края Александр Хлопонин как-то рассказывал, что это был его первый бизнес.
Цветные лосины
Каждая школьница мечтала о них, но стоили они неоправданно дорого. Особенно ценились эти недо-колготки ультра-ярких цветов.
Норковые шапки и формовки
Дамы носили норковые шапки самых разнообразных форм: считалось, что чем выше меховая корона на голове, тем круче. А шапки-формовки были почти у каждого, зачастую их шили из более дешевого меха – белки, пыжика, кролика или, вообще, из кошек.
Кофты из «ангорки»
Мохнатое бесформенное чудо, украшенное дешевыми бусинами или стекляшками, должно было присутствовать в гардеробе у каждой россиянки.
Плиссированные юбки
Писк моды: в таких ходили все подряд. Особенно популярно было носить их в комплекте с «ангоркой».
Юбка-резинка и пояс-резинка
Эти прорезиненные кусочки ткани назывались юбками и практически ничего не прикрывали. Идеально подходили к лосинам. А черный резиновый пояс-корсет выгодно подчеркивал женскую фигуру.
Мохнатые резинки для волос
С прическами женщины творили вовсе невероятное. Обесцвеченные челки, завитые в валик на сахар, безумная пережженная «химия», — вся эта красота упаковывалась в разномастные резинки: мохнатые шарики, сеточки или просто перехватывалась резинками разных цветов.
«Мыльницы»
С доступной обувью была беда. Один из популярных летних вариантов – резиновые туфельки-«мыльницы» на плоской подошве. Резинка больно впивалась в кожу, но красота ведь требует жертв.
Еда
В целом с питанием была напряженка. Те, кто помнит, не забудут талоны на товары первой необходимости, длиннющие ночные очереди за сахаром и подсолнечным маслом, многочасовые рейды в поисках случайно «выброшенного» на прилавки дефицита. Но иностранная общественность проявляла о нас заботу. Большинство из этих товаров сейчас исчезли с магазинных полок, но в памяти народной остались навечно.
«Ножки Буша»
Гуманитарная помощь от в то время дружественных американцев – жирнющие, накачанные гормонами ноги цыплят-бройлеров. Их продавали везде: с машин, просто из ящиков на улицах, на работе. Кстати, в то время попадалась и совсем изысканная мясная «гуманитарка» — кенгурятина, например.
Тушеная китайская свинина со специями в огромных жестяных банках (от 550 г) была невероятно популярна. В условиях повального дефицита мяса она была выгодным приобретением: во-первых, ее было много, во-вторых, она, как обещали китайцы, могла храниться до 30 лет, а в-третьих, по мнению тогдашних гурманов, была реально вкусной.
Алкоголь
90-е – золотое время для любителей спиртного. Оно было относительно дешевым и весьма разнообразным. Кто не слышал про спирт «Ройял» — 90-градусный напиток в двухлитровых бутылях? А абсолютное ноу-хау того времени – водка «Асланов» и «Аврора» в маленьких жестяных баночках с огромной палитрой вкусовых добавок! Для дам тоже были достойные предложения: ликер «Амаретто», бренди «Сленчев бряг» или полуторалитровая «Сангрия».
Тогда же появились легендарные сегодня марки – водка «Распутин» и целая линейка продукции компании «Довгань». Развивалось и пивоварение: достаточно вспомнить местные сибирские бренды «Пикра» и «Купеческое». Было что отведать и бедным студентам: портвейны «777», «Кавказ» и «Анастасия» были неотъемлемыми участниками шумных вечеринок.
Кетчуп «Анкл Бенц»
Серия разнообразных соусов с портретом пожилого негра на этикетке служила отличной добавкой к любым блюдам: настоящие специи были в остром дефиците.
Куриные кубики «Магги» и «Галина Бланка»
Тоже прекрасная вкусовая добавка к бедным на специи супчикам. Их можно было просто растворить в воде и пить с хлебом. Кстати, именно тогда в России узнали, что Галина по-испански означает «курица».
Масло «Виола» и «Рама»
Вообще-то, это был маргарин. Но кто ж знал? Просто мазали на хлеб жирную субстанцию и кто мог, тот ел.
Сухие напитки «Юпи», «Инвайт» и «Зуко»
«Просто добавь воды!» — слоган из популярнейшей рекламы напевали все дети. Очень дешевый химический заменитель газировки, хоть и отвратный на вкус. Кстати, из газировок детки очень любили «Херши Колу».
Сладости
Вот с этим было уже лучше. Печеньки «Чоко Пай», первые «Сникерсы», «Марсы», «Пикники», вафельки «Куку Руку», гигантские «Чупа-Чупсы», иногда со жвачкой внутри, — все это предел мечтаний ребенка 90-х.
Жевательные резинки
Этот удивительный продукт был не просто едой, а реальной детской валютой. Например, жвачку «Турбо» разжевать было очень сложно, но зато внутри были вкладыши с машинками. Также ценились вкладыши из «Бумера». А Love is не только были самыми вкусными, но на вкладышах еще печатались любовные предсказания. Вкладыши собирались в огромные коллекции, их можно было обменять практически на все, что детской душе угодно.
Развлечения
Главным символом 90-х в области ментального развития стали видеосалоны. Там показывали крутейшие боевики и эротику с одноголосым переводом. Все помнят гнусавый голос Володарского, который от души вставлял в переводимые фильмы цитаты собственного производства.
Еще одним из символом подрастающего поколения стали первые компьютерные игры и приставки. «Сега», «Денди», «Электроника», «Тетрис» — эти игры популярны до сих пор, правда, заказать их можно, в основном, по интернету. А компьютерная игра «Принц Персии» воспитала целую плеяду будущих сисадминов и программистов.
Немало сюрпризов принесло и российское телевидение. Стали появляться разнообразные передачи: от трешовых «600 секунд» до забавного «Поля чудес». Многие на всю жизнь запомнили страшную голову из «ВИДа». А для ценителей музыки навсегда останутся памятными «Антропология» с Дибровым, «Программа А» и новый канал MTV.
Техника
Это было просто чудом: автоматические стиральные машинки, фены, кухонные комбайны, микроволновки, телевизоры с дистанционным пультом управления, разнообразные видео- и просто магнитофоны, паровые утюги… Будущее, о котором писали фантасты, одномоментно обрушилась на советских обывателей и навсегда изменило привычный окружающий мир.
Вишневая «девятка»
В период, когда «Мерседесы» и BMW были доступны только единицам, прокатить подружку на российской «девятке» было апофеозом ухаживания. А если уж машина была вишневого цвета, о будущем можно было не беспокоиться.
Сотовый телефон с антенной
Хотя сотовая связь в России появилась еще в 1991 году, доступные «Нокии» и «Алкательки» возникли только к концу десятилетия. А в середине обладатель огромного, почти килограммового аппарата с метровой антенной производил впечатление гостя из будущего.
Пейджеры
Очень забавный, но весьма популярный способ связи. Пищащая коробочка заменяла привычные нам СМС. Но чтобы отправить сообщение, надо было позвонить оператору и продиктовать его. Кстати, по слухам, в России до сих пор остались пара сотен абонентов, которые пользуются этим видом коммуникации.
Фотоаппарат «Полароид»
Тоже чудо чудесное: нажал на кнопку – получил результат. Не надо больше ходить в фотосалоны или мучиться с проявителями в красной комнате. Хозяин «Полароида» — желанный гость на любой вечеринке.
Ценные бумаги
Денег не хватало катастрофически. Работодателям нечем было платить зарплату сотрудникам: на долгое время бартер стал популярным способом экономических взаимоотношений. Металлопрокат меняли на лес, сахар на нижнее белье, мебель на сосиски… и выдавали этим жалованье. Чтобы решить вопрос, государство и крупные предприятия пустили в ход договорные расчеты – стали использовать акции и векселя.
Ваучеры
Крупнейшая государственная попытка решить экономические проблемы. Все граждане, независимо от пола и возраста, могли прийти в Сберкассу и по свидетельству о рождении или паспорту получить ваучер, то есть свою долю от раздела общего пирога (государства). Большинство населения посчитали это глупой затеей и поспешили обменять ненужные бумажки на что-нибудь ценное, — на коробку конфет, например. Ну, а кто-то скупал их сотнями тысяч и потом стал владельцем заводов-газет-пароходов.
Акции МММ
Самая масштабная финансовая пирамида в новейшей истории России. Высокие проценты на внесенные вложения обеспечивались за счет привлечения новых средств. Доходность находилась в заложниках необходимости лавинообразного вовлечения все новых и новых вкладчиков. Первопроходцем в постановке такого финансового эксперимента в России стал Сергей Мавроди и его предприятие «МММ». Чем история закончилась – все знают: миллионы обманутых россиян, потерявших свои сбережения, да и самому Мавроди это счастья не принесло.
«Тугрики»
А вот уже позитивная история красноярского розлива. В середине 90-х на железной дороге сложилась патовая ситуация: грузоперевозки упали, пассажиропоток тоже. Огромное количество железнодорожников оказалось без средств к существованию. На Красноярском заводе ЭВРЗ придумали выход – выпустили собственную валюту. В народе ее прозвали «тугрики». На них можно было купить любые товары в трех специализированных магазинах. До сих пор ветераны-железнодорожники с благодарностью вспоминают тогдашнее руководство ЭВРЗ.
А какие еще бренды из 90-х вспомнят читатели Gornovosti?
Использованы фотографии из открытых источников.