Новости
Чаплин в юбке
Она с людьми делилась только радостью
Ярчайшая характерная актриса, обладательница незабываемых голоса и улыбки, Надежда Румянцева умерла, не дожив до 78 лет. Ей доставались лестные титулы “Чаплин в юбке”
и “русская Джульетта Мазина”, но она стала едва ли не единственной советской кинозвездой, которая предпочла карьере семью. Актриса ушла из жизни 8 апреля. Но она останется с нами
в фильмах.
___
Надежда Румянцева родилась 9 сентября 1930 года в Смоленской области. Ее отец был проводником поезда, мать — домохозяйкой. Вскоре после ее появления на свет семья переехала в Подмосковье, в поселок Жаворонки. В школе ее дразнили артисткой из-за избытка энергии. В детстве Надя постоянно хулиганила, что-нибудь придумывала, что-нибудь вытворяла. Если в школе кто-то озорничал, все учителя говорили, что это, конечно, дело рук Румянцевой. Она участвовала во всех кружках: художественной самодеятельности, хоровом, гимнастическом. Ей все было интересно попробовать. Надин класс с учительницей по несколько раз смотрел любимые фильмы “Волга-Волга”, “Веселые ребята”. А потом ребята играли в героев фильма, изображали трактористов, летчиков. Но быть актрисой Румянцева не собиралась. Окончив школу с золотой медалью, Надежда Румянцева встала перед выбором: куда идти дальше? По ее же словам, она тогда была совершенно далека от мира искусства и единственное, что ее заботило, — выбрать такой вуз, в котором не надо было бы сдавать экзамены по физике, химии, математике (эти предметы ей надоели еще в школе). Как вспоминала Надежда Васильевна, когда она узнала, что на актерский факультет нужно сдавать литературу и историю да прочесть отрывок наизусть, тотчас решила — это ее. Это же сплошной праздник! Столько свободного времени будет! И только потом она поняла, как мало свободного времени у актеров — постоянно репетиции и спектакли. Пошла поступать в студию при Центральном детском театре просто потому, что была очень мала ростом — метр пятьдесят один. “Мне было 17 лет, а принимали меня за четырнадцатилетнюю, — рассказывала Румянцева. — Я знала о приеме в школу МХАТа, но там работали такие маститые актеры — Тарасова, Грибов, Массальский... В Вахтанговском все стройные, длинные девушки играют принцессу Турандот. И вдруг детский театр: мышка-норушка, терем-теремок. Это мое”.
С первого курса Надежда Васильевна уже играла в детском театре. Было видно, что уж очень она подходила их репертуару. Женщины в детском театре за два сезона превращались в толстых расплывшихся существ, а играли мальчиков-пионеров. Первокурсница же была маленькой и худенькой, и в нее просто вцепились. Румянцева очень любила каждый вечер выходить на сцену. Приглашала своих одноклассников. Купалась в своей профессии.
В кино же Румянцеву впервые пригласили сниматься в 1952 году. Она дебютировала в фильме Николая Лебедева “Навстречу жизни”. Первая роль — и сразу главная. Чтобы вжиться в образ своей героини, Надежда Васильевна даже училась профессии токаря, работала за станком. После съемок в этой картине ей предложили перейти на 3-й курс ВГИКа, который она впоследствии и закончила в 1955 году. После фильма “Навстречу ветру” последовала масса предложений. Фильмом же, после которого Надежду Румянцеву узнала вся страна, стала комедия “Девчата”, которая вышла на экраны в 1961 году. Тося принесла Румянцевой Гран-при на кинофестивале в Аргентине, а западная пресса тут же окрестила Надежду Васильевну “русская Джульетта Мазина” и “Чарли Чаплин в юбке”. Несмотря на то, что на эту роль претендовали десятки известных актрис, предпочтение отдали смешной, искрящейся энергией Румянцевой. Руководитель проекта Михаил Ромм тогда заявил: “Играть будет эта пичуга”.
Следующей ролью стала прославившаяся на весь Союз “Королева бензоколонки” Людмила Добрыйвечер (1963). Первоначально Николай Литус предлагал роль заправщицы эстонской актрисе Терье Луйк. Она была красива, но имела один существенный недостаток — полное отсутствие чувства юмора. Проект был на грани закрытия, когда второй режиссер Алексей Мишурин, перебрав все имена, остановился на Надежде Румянцевой. Разница между роковой женщиной и курносой девчонкой была огромна. Сюжет пришлось пересмотреть, но в итоге фильм получился гораздо лучше, чем задумывался. Зрительский успех был просто колоссальным, что не могло не заметить советское руководство. В 1963 году Надежде Румянцевой было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.
После роли в фильме “Королева бензоколонки” Надежда Румянцева решила оставить профессию актрисы и посвятить себя семейной жизни. Надежда Васильевна вышла замуж за дипломата Вилли Вартановича Хштояна и уехала с ним в Малайзию. Когда она только собралась за границу с Вилли Вартановичем, многие ее отговаривали, даже председатель Госкомитета СССР по кинематографии Ермаш. Надежда Васильевна вспоминала: “Сейчас будет пятидесятилетие советского кино, — сказал он. — Как много ты теряешь!” А я ответила: “Очень плохо, что у нас кто успел, тот и съел”. Он был недоволен тем, что у меня собственный “мерседес” с шофером. Когда я ему сказала: “Филипп Тимофеевич, могу вам прислать своего шофера”, он надулся, как мышь на крупу”. Вопросы субординации актрису в тот момент не сильно волновали. “Должность Вилли практически соответствовала его должности, а может, и побольше, поскольку мой муж был гораздо умнее, чем Ермаш. Приезжает наша кинематографическая делегация за рубеж — никто не знает языка. Я, пока жила в Египте, выучила французский, в Малайзии — английский. Вилли говорит еще и по-ирански. Почему я должна лебезить перед таким министром? Я всегда говорила правду: “Вилли! У нас в театре киноактера черт знает что творится! Я должна вступить в партию, чтобы на этих партийных собраниях по три часа сидеть! Я же вижу, как все зевают, кто-то читает под столом. Что за тупость?!”. “Вот поэтому тебе и нельзя вступать в партию”, — говорил муж.
В 70-х годах супруги вернулись в Россию. Надежда Румянцева стала ведущей телевизионной передачи “Будильник” — с тех пор каждое воскресенье миллионы ребят начинали утро именно с просмотра этой программы. Голос актрисы звучит и в популярных мультфильмах, любимых всеми девчонками и мальчишками: “38 попугаев”, “Привет мартышке”, “Бабушка удава”. Занималась Надежда Васильевна и озвучением телевизионных фильмов. Ее голосом говорили Нина из “Кавказской пленницы” (Варлей сильно волновалась на озвучке, и тогда Гайдай позвал Румянцеву) и рабыня Изаура. В культовом сериале “Твин Пикс” Надежда Васильевна озвучила почти всех героинь — от Лоры Палмер до женщины с бревном. Также она сама продолжала сниматься в фильмах.
В 1996 году супруги переехали жить за город. Здесь в актрисе проснулась любовь к садоводству. В одном из интервью Румянцева рассказывала: “Я очень довольна, что у меня есть маленький кусочек земли. Я жду весны. Буду смотреть, как пролезают мои цветы. Мало люблю букеты, потому что они быстро умирают. У меня какая-то вторая жизнь началась после переезда. Моя мама очень любила цветы. Как-то праздновали ее день рождения, и я ей сказала: “Мам, ну что ты все в огороде? Мы сами сходим, все нарвем. Давай я тебе руки помою, а то смотри — под ногтями грязь!”. А она мне улыбнулась и говорит: “Доченька, это же не грязь, это земля!”. И когда мне Вилли говорит: “Надя, ну почему ты без перчаток — руки же грязные”, я отвечаю: “Это не грязь, это земля!”. А в перчатках я могу что-то вырвать нужное, повредить”. Увлечением же всей жизни Румянцевой можно было назвать большой теннис, в который она научилась играть еще в Египте. Пока позволяло здоровье, Надежда Васильевна регулярно выходила на корт, чтобы сразиться с Вилли Вартановичем и друзьями. Супруги регулярно покупали абонемент на Кубок Кремля и достаточно часто летали на Кубок Дэвиса в Париж.
Надежда Васильевна обладала поистине сильным и стойким характером, который проявлялся даже в период ее болезни. Какие там слабые стороны! Правда, вот что вспоминает ее подруга, актриса Людмила Гнилова: “Надя тему болезни никогда не обсуждала, не жаловалась. Только однажды я видела, как она разрыдалась. Во время съемок на телевидении ее спросили, сколько подтяжек она сделала. Восемь? И Надя расплакалась. Трудно было поверить, что она не прибегала к пластической хирургии. А рецепт ее молодости был прост: на протяжении многих лет она не меняла весовую категорию. Не переедала, занималась йогой, делала дыхательные упражнения. Но главное, с людьми делилась только радостью. Жила так, чтобы не огорчать друзей и не радовать врагов”.
_
Из воспоминаний актрисы: “Я выросла в простой, очень хлебосольной семье. Дом всегда был полон гостей. На столе простая картошка, капуста и огурцы, но делалось это с таким радушием... Мать-домохозяйка обожала танцы и кино, именно она привила мне любовь к искусству. Мой папа работал бригадиром на поездах дальнего следования, у него были очень длинные маршруты — до Владивостока и Пекина. Мы его месяцами не видели. Он очень любил охоту, и когда ему исполнилось 60 лет, перестал ездить и стал егерем. Папа — смоленский крестьянин, настоящий русак, который любил людей и не выносил одиночества. В доме у нас всегда были кошки, собаки, куры. И во мне это заложено — любовь к природе, к животным”.
_
Из воспоминаний актрисы: “Я по натуре не тот человек, который впадает в уныние из-за отсутствия привлекательных возможностей. Наверное, такой характер сложился в детстве, когда достатка в семье не было и постоянно приходилось искать способы, чтобы просто-напросто выжить (особенно во время войны, когда отец сначала был на фронте, а потом вернулся с тяжелым ранением). Как ни странно, я всегда была старшей в доме: и брат, и мои родители часто обращались ко мне за советом. У меня достаточно аналитический ум, я очень энергична, и, если принимаю решение, нужно очень постараться, чтобы помешать мне его осуществить”. Надежда Васильевна была очень принципиальной женщиной — так, например, несколько лет назад отказалась от вождения автомобиля: “Я сейчас за руль не сажусь: теперь правил никто не придерживается. На красный едут — ну просто с ума сойти. А я законопослушная очень. Да и уже не надо куда-то нестись, бежать, ритмы другие стали. Если еду работать, за мной присылают машину”.
__