Красноярск исторический
Ностальгия: Почему меховая шапка считалась в СССР признаком обеспеченности
Меховая шапка определяла статус своего владельца.
Сегодня не так часто встретишь на улице людей в шапках из меха. Молодёжь предпочитает демократичные вязаные модели, которые при необходимости можно запросто спрятать в карман или в рукав. Если и носят ушанки, то стилизованные, например со звёздочкой. А ведь не так далеко ушли времена, когда меховая шапка определяла статус своего владельца. И это была не просто мода, а признак обеспеченности. Чем круче мех, тем круче человек!
Что за зверь — цигейка?
Шапка из престижного меха долгое время оставалась мечтой каждого советского человека. Причём начинали её носить чуть не в сентябре, а снимали только в апреле. Ещё бы — престиж! Именно по шапке можно было определить, к какому классу относится хозяин: к партийной номенклатуре, рабочему классу или госслужбе.
Первой меховой шапкой у каждого жителя СССР была, как правило, цигейковая. Круглая такая, обычно серого цвета (шутка ещё такая ходила в народе: “Что за зверь такой — цигейка?”). Чтобы облегчить любимому чаду процесс завязывания тесёмок, мамы просто пришивали к шапке резинку, которую натягивали сверху. И все ребятишки ходили одинаковые, как пингвинята.
— У меня родной брат старше на восемь лет, поэтому я была вынуждена донашивать за ним вещи, в том числе коньки и, естественно, шапки, — рассказывает филолог Лариса Данилова. — Сначала пресловутую цигейку, потом — кроличью ушанку. Такие вот этапы большого пути. А ещё почему-то запомнились мохеровые вязаные шапки и яркие шарфы. Их полагалось начёсывать жёсткими щётками, добиваясь особенной пышности. Выглядело это довольно смешно, но мода требовала!
Предел мечтаний
Меховая шапка в Советском Союзе стоила дорого, цена могла равняться почти двум зарплатам, и, конечно, далеко не все могли это себе позволить. Как выходили из положения? Вязали, перешивали какие-то бабушкины капоры. В основном носили кроликов и зайцев.
— Не знаю, как в других городах, но в Красноярске (так уж запомнилось) кроликовую ушанку в 70-х надо было ещё поискать, — говорит инженер Светлана Чернецова. — Я, например, была просто счастлива, когда младший мамин брат отдал мне свою потрёпанную уже шапку, к тому же удалось достать брюки из синего кримплена. Блеск! Приятельнице было попроще — родной дядя держал в хозяйстве кроликов, так что проблем со шкурками у неё не было. А когда мы учились в старших классах, в моду вошли ушанки с верхом из замши, мне такую купили с рук, страшный был дефицит.
Где-то в 80-х годах появились так называемые формовки. Эта самая форма держалась за счёт картона, находящегося внутри. Уши и козырёк отогнуть было нельзя — они намертво пришивались к основе. С одной стороны — иллюзия полноценной шапки, с другой — солидная экономия драгоценного меха.
Самыми популярными (и, в общем-то, не особенно дорогими) считались нутрия и ондатра, можно было уложиться в зарплату — рублей 180. За норку отдавать приходилось уже три сотни, не каждому по карману. Предел мечтаний — шапка из серебристой норочки. Её обладатель автоматически получал статус человека, у которого жизнь, что называется, удалась на сто процентов.
— Моя мама какое-то время жила в Эвенкии, в Туре, и однажды прислала шкуру полярного волка, — делится аудитор Марина Тарасевич. — Её как раз хватило на шапку и шикарный воротник для пальто. Я была самой модной барышней на курсе нашего матфака! А потом у меня каким-то образом появилась стильная “таблетка” из каракуля. Тепла от неё никакого не было, но выглядела я круто.
Личный рейтинг
Меховые шапки из-за дороговизны очень берегли, носили годами, летом хранили на трёхлитровой банке, чтобы форму сберечь. И, кстати, не снимали меховушки даже в кафе. Во-первых, потому что престижно, во-вторых, боялись сдавать в гардероб, поскольку там чаще всего висели таблички о том, что администрация за оставленные вещи ответственности не несёт.
Когда края у шапки изнашивались и теряли вид, никому и в голову не могло прийти выбросить старую вещь. Вошли в моду береты? На каракулевую основу пришивались ленты из норки. Шляпки появились? Та же история. Голь на выдумки хитра.
— Я уже в институте училась, когда мама как-то сумела накопить денег и приобрела в магазине “Волна” — это на улице Парижской Коммуны, почти у Енисея, — шапку с вставками из норки, — вспоминает красноярка Ирина Швецова. — Сказать, что я была в восторге, — ничего не сказать! Настоящая взрослая! Шапка была глубокая и съезжала на лоб, поэтому приходилось класть в неё платочек. Сейчас даже вспоминать смешно, но тогда какая-то несчастная меховушка вызывала столько положительных эмоций.
Сегодня это действительно выглядит забавным. Но зимняя шапка могла даже разрушить отношения! Реальная история. Девушка из торгового института познакомилась в стройотряде с парнем из другого региона. Вроде любовь-морковь, письма каждую неделю. Товарищ был модный, по крайней мере, в импортных, хоть и югославских кроссовках, в штанах-бананах. Договорились, что девушка приедет к нему на зимние каникулы. И тут её “перемкнуло” — задала прямой вопрос: из какого меха у избранника зимняя шапка? Он ответил в письме — из котика. Барышня, видимо, рассчитывала на норку, но... хоть не кролик. Тем не менее отношения со временем разладились.
В тему
Если сейчас крадут в основном навороченные смартфоны, то в СССР целью воришек были как раз шапки. Чаще всего жертвами становились люди в общественных туалетах на автостанциях и железнодорожных вокзалах, а также на остановках транспорта. Человек пытается сесть в переполненный троллейбус, а с его головы чья-то рука стягивает дорогущую вещь. Чтобы предотвратить потерю ценного аксессуара, дамы пришивали к уборам резинки или верёвочки и крепили их под подбородком. А некоторые и вовсе втыкали в мех английские булавки.
Нюанс
Самыми статусными были модели из норки, ондатры, соболя и пыжика (мех детёныша оленя ценился за особую эксклюзивность). Чем выше был ворс, тем больший статус имел хозяин головного убора. По установившейся субординации пыжиковые шапки могли носить, к примеру, первые секретари обкомов и крайкомов, а также академики и самые-самые передовые производственники. Был даже анекдот про демонстрацию: пыжики стоят, кролики идут. Лишь однажды подобные уборы пошили для членов олимпийской сборной. Говорят, итальянцы умоляли наших спортсменов продать им шапки, но — у советских собственная гордость.