Новости
“Батя! Мой командир!“
“Командир батальона майор Мартынов с возгласом “За мной!“, порой по грудь погружаясь в ледяную стремнину, увлек за собой десантников. В числе первых он взобрался на кручу, где оборонялся враг. В жарком бою бойцы захватили первую траншею и устремились дальше… За мужество и отвагу, проявленные в боях под Вуковаром, получили звание Героя Советского Союза: майор Дмитрий Дмитриевич Мартынов, старший лейтенант Егор Григорьевич Лариков, лейтенант Николай Гаврилович Мочалин, старшина 1-й статьи Георгий Матвеевич Агафонов, рядовой Бедир Беймодович Мурадов”.
Это отрывок из книги Аркадия Свердлова “Воплощения замысла”, участника освобождения от фашистов югославского города Вуковар. Таких книг, публикаций, где упоминается наш земляк Герой Советского Союза Дмитрий Мартынов — масса. Одни из самых известных произведений — “Малая земля” Леонида Брежнева и “Слово о 305-м батальоне” Михаила Ашика. Герой войны стал не только красноярской легендой, его имя знали далеко за пределами края.
Год назад Герой Советского Союза Дмитрий Дмитриевич Мартынов ушел из жизни. Ему был 91 год. В канун 63-й годовщины победы в Великой Отечественной войне про Мартынова вышла отдельная книга “Запоздалый поклон герою”. Ее составитель — известный красноярский писатель и краевед Леонид Бердников. Работа создана на основе архивных и документальных материалов. Она рассказывает не только о боевой, но и трудовой деятельности Дмитрия Дмитриевича. Помогала создавать книгу и дочь Героя Советского Союза Ирина.
— Когда стал работать над изданием, углубляться в материал, у меня сложилось такое ощущение, что Дмитрий Мартынов мог в одиночку выиграть войну, — говорит Леонид Бердников. — У него столько орденов и медалей, что кителя было не видно. Трижды ранен, имел тринадцать боевых орденов и медалей. Герой Советского Союза, капитан 1-го ранга, кавалер двух орденов Ленина, трех орденов Красного Знамени, двух орденов Отечественной войны, ордена Суворова III степени. А в скольких боевых операциях он участвовал…
Все знают Мартынова как героя войны. Но мало кто из красноярцев помнит, что в свое время он был один из тех, кто поднимал экономику края. Со своей первой женой Тасей он познакомился во время войны. Герой Советского Союза и молодая медсестра поженились в самый великий день — 9 мая 1945 года. Девушка была родом из Ирбея, куда и отправились молодожены после окончания войны. Так Дмитрий Мартынов, уроженец города Харькова, стал сибиряком. Когда молодой мужчина восстановился после ранений, он вышел на работу. Сначала был назначен председателем Ирбейского райпотребсоюза. В декабре 1946-го избран вторым секретарем Ирбейского РК КПСС. Далее был направлен крайкомом на должность председателя исполкома райсовета в Ужурский район, где проработал 11 лет, затем был переведен в Сухобузимский район… Старожилы Ирбейского, Ужурского, Сухобузимского районов вспоминают в книге о нем как о строгом, но справедливом начальнике. Принимая на работу новых руководителей, он всегда давал им два наставления: уметь различать государственный карман с личным и не путать Родину с начальством. В селах Красноярского края он не только поднимал урожаи и удои, строил коровники и свинарники, благодаря ему в деревнях появлялись больницы, школы, библиотеки.
Дмитрию Мартынову повезло в жизни. Не только потому, что выжил на войне, занимал руководящие посты в мирное время, был на особом счету у власти. Не только потому, что у него замечательная семья, прекрасные дети и внуки… С ним даже спустя полстолетия были его верные боевые друзья. Война соединила и породнила этих людей навеки. Такой искренности чувств и преданности может завидовать каждый из нас. Фронтовое братство не смогли разрушить ни годы, ни расстояния. Переписка Мартынова с однополчанами — Героями Советского Союза Ашиком, Лавриковым, Вонляровским, наверное, одна из самых важных и пронзительных глав новой книги. Ранее эти письма негде не публиковалась.
В семейном архиве Мартыновых письма боевого друга Дмитрия Дмитриевича Егора Григорьевича Ларикова хранятся в отдельной папке. На ней написаны слова Герцена: “Письма больше, чем воспоминания. На них запечатлелась кровь событий — это самое прошедшее, как оно было, задержанное и нетленное”. Вот одно из посланий Егора Григорьевича в Красноярск.
“Батя! Мой командир!
Позволь тебя поздравить с нашим Днем Победы! Крепко тебя обнять! Как много мы с тобой прошли, сколько боев выиграли, как без меры мы дрались, не щадя себя. Мы защитили Родину и советскую власть. Как больно теперь видеть, что наш ничем неизмеримый боевой труд брошен в вонючее болото грязи и разврата.
В Москве я видел расстрел Белого дома — горе, слезы и смерть. Дочь и внучка удержали меня от самоубийства, но слез вылил столько, сколько за все жизнь не выливал.
Посылаю тебе исправленную “Исповедь воина” — былинное сказание о нашем с тобой боевом пути, о людях, с которыми нам довелось отстоять нашу Родину в Отечественной войне, о наших с тобой победах, бедах, крови и болях. Как же мы выжили? И какой ценой? Сколько же мы вложили с тобой победных трудов и тем спасли нашу Родину? Всему, что мы сделали, ведь нет цены. Это невозможно оценить по достоинству. Но об этом только мы можем без преувеличения, без прикрас, объективно судить, так как нам не нужны никакие прикрасы.
Батя, это письмо и исповедь пусть твой внук сохранит. Я верю, придет время, и люди, прочитав, — оценят наши подвиги.
До конца жизни твой рядовой готов по твоей команде в любой бой, готов на смерть. Еще раз обнимаю. Желаю тебе бодрости, здоровья, хорошего настроения, радости и хорошо отметить День Победы.
С уважением, Лариков. 04.04.98 г., Москва”.
Мартынов любил своих морских пехотинцев, всеми силами старался сохранить им жизнь в каждом бою. До конца дней он помнил сотни имен своих однополчан, с которыми ходил в рукопашную.
Война Мартынова и его товарищей отличалась от той, что проходят в школе. Дмитрий Дмитриевич вспоминал, что в первые дни войны некоторые солдаты вместо винтовок держали в руках палки. “Оружие добудете в бою”, — говорили командиры. И добывали, потому что за спиной были Родина, матери, жены и дети.
— Очень хотелось, чтобы про каждого Героя Советского Союза, жившего в Красноярском крае, была бы издана книга, — говорит Леонид Бердников. — Нужно, чтобы потомки знали, какими были их деды и прадеды, какой ценой нам досталась мирная жизнь. И надо писать правду о войне. Не надо ничего скрывать и приукрашивать. Правды достаточно, чтобы мы гордились своей историей.