ЖКХ и благоустройство

Как устроены комбинированные дорожные машины

Одна машина может зимой бороться со льдом и снегом, а летом — с грязью и пылью.

Как устроены комбинированные дорожные машины

Этих оранжевых красавцев на улицах Красноярска можно встретить и зимой, и летом. Комбинированные дорожные машины (КДМ) в холода подсыпают проезжую часть противогололёдными материалами и чистят её от снега. В тёплое время года они же подметают и поливают улицы, избавляя тем самым город от грязи и пыли. Когда комплекты КДМ выезжают на красноярские дороги, даже пешеходы останавливаются, чтобы полюбоваться на слаженную работу техники. “Красиво плывут”, — говорил герой Василия Ланового про группу в полосатых купальниках в фильме “Полосатый рейс”. “Красиво идут и, что важнее, эффективно выполняют свою работу”, — говорим мы про комбинированные дорожные машины.

Отлаженная технология

Всего в муниципальном спецавтотранспортном предприятии 50 комбинированных дорожных машин. Почти половина из них — это новенькие установки, полученные городом перед Универсиадой-2019. Они смонтированы на базе трёхосной модели КамАЗа-65115. И это поистине умные установки. По словам технического директора САТП Антона Старовойтова, новые КДМ могут дозировать противогололёдный материал с точностью до 10 граммов на квадратный метр. Этим они выгодно отличаются от старых аналогов, в которых распределение смеси начиналось от 100 граммов на квадратный метр. Такой расход посыпки позволяет, с одной стороны, экономить материал, а с другой, применять в городе современные соляные смеси — более дорогие и более эффективные, если использовать их грамотно.

— До сих пор в Красноярске много споров вокруг соляных смесей, — говорит Антон Старовойтов. — Использовать их действительно нужно с умом. Но сейчас спор можно закончить. Мы отработали технологию. При температуре до минус 12–15 градусов сыпем на дороги чистую соль, при нужной дозировке она плавит лёд, но не образует слякоти. Кроме того, после использования соли мы прометаем дорогу, убираем ненужную влагу. В основном применяем ту же самую соль из природных источников, что есть у каждого из нас на кухне. Весной соль смоется в коллекторы и растворится, в отличие от песчано-гравийной смеси, которая к весне превращается в пыль, оседает на всех поверхностях и попадает в лёгкие горожан. Кроме того, песок скользкость не убирает, любой ветер разметает его в считаные часы.

Программисты-дорожники

Точность дозировки достигается за счёт того, что установкой управляет компьютер. КДМ — компьютеризированная техника. Объёмы посыпки определяет водитель с учётом дорожной обстановки, температуры за бортом и количества осадков, закладывает эту информацию в программу, а машина уже сама выполняет задание. Ещё одно преимущество этой машины перед аналогами — асимметрия. КДМ нового поколения, которая используется на улицах Красноярска, — может сыпать ПГМ (противогололёдные материалы) вправо, влево, по центру — в общем, по заданной траектории.

К слову, 23 комбинированные дорожные машины, прибывшие в наш город перед Универсиадой, работают по экологическому стандарту Евро-5 — вредных веществ в выхлопных газах у них практически нет, как и запаха от сгорающего в двигателе топлива.

В режиме многозадачности

КДМ — многофункциональная машина. Она не только посыпает дорогу, но и может очистить асфальт от свежего, ещё не слежавшегося снега. Для этой работы все КДМ оснащены передним отвалом, который в профессиональной среде называют плугом. Он в отличие от того, что устанавливается на грейдерах, не предназначен для срезания плотных снежных корок, но с только что выпавшими осадками справится. Ещё одно приспособление для очистки дорог — межбазовая щётка, она крепится между колёсами под кузовом и используется для прометания проезжей части. В САТП говорят: по тому, как изнашивается щётка, можно понять уровень нагрузки на КДМ. Менять ворс на щётках приходится примерно каждые три дня, именно за это время он вышаркивается об асфальт почти до основания и приходит в непригодное для работы состояние.

Часть КДМ оснащены задней рейкой, которая в межсезонье используется для распределения на дороге соляного рассола. Осенью и весной у нас бывают так называемые “переходы через ноль” — днём плюс пять, а ночью минус пять: в таких условиях соляной рассол эффективней.

Создатель радуги

Комбинированная дорожная машина трудится круглый год, ни дня не простаивая. Работа для неё есть всегда. Зимой на базу КамАЗа монтируется установка, в которую загружается противогололёдный материал. А летом эта “кухня” (кухней её называют сами дорожники) заменяется на большую бочку для воды. В тёплое время года КДМ используют для мытья улиц и борьбы с пылью.

— Задняя рейка летом используется для пылеподавления, — объясняет Старовойтов. — Дело в том, что отмыть асфальт от мелких частиц грязи довольно сложно, у этого покрытия пористая поверхность, досконально убрать с неё всю пыль невозможно. Так вот, чтобы в городе легче дышалось, мы под большим давлением через форсунки задней рейки распыляем воду. Выглядит это эффектно: по дороге движется фонтан, а в солнечные дни вокруг КДМ образуется радуга. Технология позволяет насытить воздух влагой и хорошо прибить пыль.

Сначала стажировка, потом работа

Трудятся КДМ и днём, и ночью. Управляют ими водители, имеющие права категории С и прошедшие серьёзную стажировку. Во-первых, работать с передним отвалом, который значительно выходит за габариты машины, сложно, нужно натренировать этот навык, чтобы, двигаясь в транспортном потоке, не причинить вреда другой технике и дорожному полотну. Здесь следует быть очень внимательным и точным. А во-вторых, каждый водитель должен уметь программировать расход ПГМ на компьютере.

Скорость

Чтобы переоборудовать универсальную дорожную машину с зимнего варианта на летний, нужен всего день: за это время установку для противогололёдных материалов меняют на бак для воды, передний отвал — на поливомоечное оборудование, а также проводят ТО — проверяют работу всех систем.

Заглавное фото: Роман Алейников

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА