Туризм и путешествия

Принципы ESG: как добиться устойчивого развития туристической отрасли в регионах

На КЭФ-2022 состоялась дискуссия «7 вопросов экспертам. ESG-повестка и формирование туристического бренда региона».

Принципы ESG: как добиться устойчивого развития туристической отрасли в регионах

На Красноярском экономическом форуме состоялась дискуссия столичных и региональных экспертов об устойчивом развитии в туристической отрасли. Участники обсудили использование в туризме принципов ESG, формирование регионального туристического бренда, роль в разработке и продвижении турпродуктов административного ресурса, возможности привлечения для этого среднего и крупного бизнеса и многое другое.

Термин ESG появился не так давно, однако его популярность и необходимость следовать его принципам сегодня очевидна. По данным «Медиалогии», в 2019 году в СМИ термин встречался около 50 тысяч раз, в пандемийном 2020 году его упомянули уже 104 тысячи раз, а в прошлом году – более 350 тысяч раз. Что же это такое?

Аббревиатура ESG состоит из трех слов: environmental – окружающая среда, social – социальное развитие, governance – корпоративное управление. Иными словами, это подход при планировании коммерческой деятельности, когда при экономической эффективности соблюдаются требования экологической безопасности, а сама деятельность сопряжена с общим курсом развития территории. Отсюда требование к современному бизнесу оставаться социально ответственным и не наносить вред окружающей среде. Только в случае сочетания всех трех правил (социальная миссия, экологическая нейтральность и экономический рост) возможно устойчивое развитие экономики в целом и компаний в частности.

Участники дискуссии рассуждали, насколько принципы ESG сегодня применимы для развития туристической отрасли в современных российских реалиях. Изначально разговор зашел о том, будет ли вообще у регионов в ближайшем будущем время и желание развивать туристическую отрасль, и насколько для бизнеса будут важными экология и соцответственность при серьезных экономических сложностях.

— Многие подумают, с учетом новой экономической реальности, что сегодня точно не до устойчивого развития. Вместе с тем оно сегодня более актуально, чем ранее. Что такое ESG? Это баланс между экономическим, социальным и экологическим аспектами прежде всего. Сегодня смещение идет в сторону сохранения экономической устойчивости и страны, и регионов. Если говорить конкретно о туристической сфере и формировании туристического бренда, устойчивость важна для повышения экономической эффективности, — сказал член экспертного совета по туризму Совета Федерации ФС РФ Христофор Константиниди.

Только если цели компаний и администрации региона совпадают, возможно устойчивое развитие отрасли и формирование особого туристического бренда, с которым регион будет ассоциироваться у потенциальных гостей. Как пояснила заместитель руководителя администрации губернатора Красноярского края Юлия Верхушина, для этого нужно искать в бизнес-сообществе региона не просто источники доходов, а соратников в достижении цели.

— В отличие от многих других регионов, для которых туризм — основа экономики, у нас совсем другая бюджетная картина. Имидж промышленного региона, скорее, наоборот, мешает туризм развивать. Поэтому долгое время у нас не было определенной концепции развития туриндустрии в крае, а административный орган, отвечающий за туризм, был просто отделом при том или ином министерстве. В 2019 году, когда мы готовились к Универсиаде, мы поняли, что если эту отрасль не развивать, то гости не станут нашими возвратными клиентами. Просто не приедут к нам снова, и регион потеряет как в имиджевом, так и в экономическом плане. Мы решили создать программу действий в этом направлении. Основной туристический потенциал края сегодня – это природа и экология. Но как изменить сознание людей, чтобы регион больше не воспринимался как промышленный, а как край активного экологически чистого отдыха? Просто заявить об этом мало. В соответствии с принципами устойчивого развития в этой ситуации с промышленностью не бороться надо, а делать предприятия соратниками в реализации наших планов. Когда планы пересекаются, это гораздо эффективнее, — рассказала Юлия Верхушина.

Конкретный пример взаимодействия региональной власти и крупного предприятия – совместная деятельность администрации Красноярского края и золотодобывающей компании «Полюс» в сфере развития туризма. О том, зачем это нужно компании, рассказала директор по связям с общественностью компании «Полюс» Виктория Васильева.

— Что это дает нам? Коммерческие компании работают, прежде всего, на достижение собственных стратегических целей. Это означает, что самое плодотворное сотрудничество с любым из регионов, где мы присутствуем, возможно при совпадении наших целей с целями развития региона. Я представляю, наверное, самую консервативную из возможных отраслей, — добывающую, а именно золотодобычу. Компании из майнинга и металлургии максимально далеки от туристического бизнеса. Но, тем не менее, мы нашли точки соприкосновения со всеми нашими четырьмя регионами. Дело в том, что компании добывающей и металлургической промышленности находятся в жесточайшей конкуренции за кадры. Так получилось, что провал в инженерном и техническом образовании и перекос в специальностях, которые молодежь получала в предыдущие годы, привели к тому, что высококвалифицированные кадры мы буквально перекупаем друг у друга. Ведь у нас вахта, люди приезжают на работу со всей страны. Чтобы эти кадры к нам в регион ехали, а местные жители жили там с удовольствием и приходили к нам работать, мы работаем и над повышением привлекательности этих территорий для жизни. И это как раз совпадает с целями наших регионов присутствия, — пояснила Виктория Васильева.

В Красноярском крае «Полюс» работает с властью по двум направлениям. Крупный бизнес может помочь региону в создании необходимой туристической инфраструктуры. Поэтому «Полюс» помогает развиваться заповеднику «Столбы», который является главным туристическим брендом края. Также при содействии компании регион получил один из популярнейших сегодня туристических объектов – самую длинную в России лестницу на Торгашинский хребет.

Также и в других регионах присутствия компании создаются туристические объекты. В Магадане разрабатывается проект создания общественного культурного пространства на берегу Нагайской бухты, в Якутии компания оказывает помощь в сохранении культурного наследия титульного народа.

— Другое направление, в котором мы оказываем содействие региону, — это событийный туризм. Уже седьмой год подряд в наших регионах присутствия мы проводим театральный конкурс. В том же Красноярском крае, Якутии, Иркутской области большое количество театров в малых городах. По итогам конкурса 7-8 победителей получают гранты на развитие. И в качестве финала мы делаем подарок региону – привозим представителей современного искусства уже федерального масштаба. В этом году фестиваль «Территория» мы проводим в Якутске. Тут тоже момент сотрудничества с властями – в этом году 100 лет образования Якутской АССР. В следующем году мы полетим уже в Магадан на юбилей области. Фактически, мы формируем события, далекие от нашей основной деятельности, но способствующие туристической привлекательности региона, — отметила Виктория Васильева.

Помимо сотрудничества с властью, принцип ESG заключается в сохранении экологической привлекательности территории. В области туризма это очень важно. Как сказал директор Национального конгресс-бюро Сагид Заремуков, современный деловой туризм сегодня без этого невозможен, особенно на международных направлениях. Деловые партнеры, приезжающие на подписание договоров, на конгрессы, конференции и встречи сами требуют соблюдения экологических правил.

— Организация таких мероприятий раньше никогда не соответствовала ESG-повестке. Сейчас, в постпандемийный период, когда организаторы выходят в офлайн и пересматривают подходы к организации мероприятий, очень своевременным и важным станет соблюдение зеленых стандартов, зеленых технологий. Что это в себя включает? Соответствие законодательным требованиям, минимизация выбросов СО2 на площадках мероприятия, использование вторичных материалов (экологичная упаковка, местная продукция, памятные подарки из экологически чистых материалов, организация шаттлов вместо такси и так далее). В частности, рекламная продукция, билеты, приглашения – это все должно быть в электронном виде. Соответственно, все это сказывается на имидже компании-организатора, — пояснил Заремуков.

Но как промышленная компания может соответствовать таким строгим требованиям? Ведь добывающее производство само по своей сути не может работать без влияния на окружающую среду.

— Наши активы находятся в отдаленных районах, но мы понимаем, что добывающая отрасль оказывает определенное влияние на окружающую среду. Поэтому мы занимаемся лесовосстановлением, сохранением биоразнообразия, активно работаем с заповедниками на территориях нашего присутствия. А это тоже дополнительный фактор для развития туристической привлекательности регионов, — отметила Виктория Васильева.

В целом участники дискуссии выработали ряд советов для регионов по созданию стратегии развития туризма. Власти необходимо находить на своей территории предпринимателей, которым было бы интересно сотрудничество. А опыт крупных компаний показывает, что такие общие цели находятся всегда. Главное, не нужно бояться незнакомой аббревиатуры ESG: за непонятными буквами скрывается всего лишь принцип «гармоничного развития», при котором туризм станет одной из важных отраслей в экономике региона.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА