ЖКХ и благоустройство
Как работает вакуумная коммунальная машина
Скоро на всех улицах города эта техника начнёт генеральную уборку после зимы.
Поздней осенью, зимой и ранней весной эти маневренные крошки работают вполсилы. При минусовой температуре машины выходят в рейс, чтобы подмести и посыпать противогололёдным материалом тротуары и парковые территории. Полной функционал такой техники используется в тёплое время года: они подметают, пылесосят и моют самые разные поверхности. Сегодня, в праздничном номере ко Дню работников ЖКХ, вместе с муниципальным спецавтотранспортным предприятием рассказываем о незаменимой помощнице дорожников — вакуумной коммунальной машине (ВКМ 2020). Совсем скоро на всех улицах города эта техника начнёт генеральную уборку после зимы.
Бункер для грязи
Маленькая, юркая, многофункциональная, всесезонная — в Красноярске эта техника эксплуатируется в первую очередь в пешеходных зонах. Летом её щёточки сметают сор и палую листву к вакуумной шахте, а мощный пылесос втягивает этот мусор в большой бункер. Благодаря тому, что ширина машинки чуть больше метра, маневрировать она может даже на узенькой дорожке. А если есть необходимость в уборке большего размаха, к работе подключается дополнительная щётка-манипулятор, за счёт которой масштаб очистки увеличивается до 2,6 метра.
— Одна ВКМ в разное время года и при разных условиях способна выполнять работу за четверых: за трактор со щёткой, поливомоечную машину, пылесос и КДМ, — рассказывает технический директор САТП Антон Старовойтов.
Высокопроизводительная турбина пылесоса способна втянуть достаточно объёмный и тяжёлый мусор, например, стеклянные бутылки и крупный щебень. За один рейс ВКМ может собрать до двух кубометров городской грязи. В режиме обычной ежедневной летней уборки этого достаточно, чтобы за смену очистить территорию, сравнимую по площади с Центральной набережной Енисея. Осенью, когда на дорожках много листвы, на том же маршруте приходится делать несколько разгрузок, но это не проблема — бункер освобождается от мусора нажатием пары кнопок.
Важно, что во время уборки машина смачивает дорожку, а значит, не поднимает вокруг себя пыль столбом. Трёхсотлитровый бак для чистой воды рассчитан почти на час работы.
Мойщик с пистолетом
Рядом с водительским сиденьем есть ещё одно кресло. Оно предназначено не для праздного зеваки. На ВКМ в качестве пассажиров катаются сотрудники САТП, которые занимаются отмыванием грязи и пыли с помощью высоконапорной водяной системы.
— Наши специалисты очень скоро, с наступлением тепла, дадут бой городской грязи, которая скопилась на улицах за зиму, — отмоют до блеска дорожные знаки, остановочные комплексы, лавочки, памятники и другие инфраструктурные объекты, — объясняет Антон Николаевич.
ВКМ, конечно, не сможет участвовать в заездах на Красном кольце, технические особенности не позволят этой машине состязаться с её быстроходными собратьями. Но в городских условиях на ней можно передвигаться с ветерком — транспортная скорость ВКМ 40 километров в час, она позволяет использовать “пылесос на колёсиках” в крупных городах без дополнительной транспортировки к месту работы. Машина доезжает до места сама с минимальными временными затратами.
Узкая и маневренная
Преимущество ВКМ не только в том, что она узкая. Высокая маневренность этой машинки достигается за счёт шарнирно-сочленённой рамы — развернуться она может даже на самом маленьком пятачке.
Интересно, что устроена данная техника таким образом, что задние колёса следуют точно по траектории передних. Если водитель удачно вошёл в поворот и не задел никакое препятствие кабиной, то не заденет уже никакой другой частью кузова. Получается, что ВКМ незаменима в очень узких и искривлённых пространствах.
На снежном фронте
В САТП сейчас семь ВКМ: пять из них свеженькие, получены перед Универсиадой, ещё две куплены немного раньше. Сейчас, пока весна ещё только календарная, эти работяжки трудятся на снежном фронте.
— Как и у многой другой современной универсальной дорожной технике, в ВКМ предусмотрена возможность оперативной замены навесного оборудования, — говорит технический директор САТП.
Осенью над машинками поколдовали автомеханики: несколько часов — и ВКМ с передней фронтальной щёткой наперевес готова к зимнему использованию. Почему же в САТП говорят, что машины не могут зимой трудиться в полную мощность? Дело в том, что пылесос эксплуатировать при минусовых температурах запрещено. Без воды вакуумное устройство не работает, а всем известно, во что превращается зимой вода в Сибири.
Весь функционал ВКМ компьютеризирован и автоматизирован. В салоне водителя находится панель управления и самой машиной, и её навесным оборудованием. Чтобы перевести эту технику из транспортного режима в рабочий и обратно, нужно выбрать одну из двух кнопок: на первой — быстрый заяц, на второй — медленная черепаха. С подобными подсказками справиться с управлением ВКМ мог бы даже ребёнок, а делать уборку таким пылесосом — сплошное удовольствие.
Если бы детям выдавали права категории С, то, чтобы поработать на этой машине, мальчишки и девчонки выстраивались бы в очередь, как к Тому Сойеру за кистью и краской.