ЖКХ и благоустройство
Неспящие в Красноярске. Как работает диспетчерская служба 005
Зачастую горожане переносят свое возмущение на диспетчеров.
Увидев готовое обрушиться на голову прохожих дерево, открытый канализационный люк или глубокую лужу во дворе дома, горожане привычно звонят в службу 005. Специалист на другом конце провода связывается с организациями жилищно-коммунального хозяйства, у которых есть персонал, техника, оборудование. Они выезжают на место, устраняют неполадки. Диспетчеры этот процесс контролируют и делают пометку: “Задача выполнена”. С бойцами невидимого фронта встретились журналисты “Городских новостей”.
Отдел 005 МКУ “ЦОМ ГО, ЧС и ПБ”, где принимают звонки на номер “005”, находится на улице Парижской Коммуны. Это помещение с отдельным входом, с несколькими кабинетами и комнатой отдыха. Дежурство длится 24 часа, и людям нужно делать перерывы на отдых. В самом большом кабинете — диспетчерской, стоит аквариум с рыбками: тоже для расслабляющего эффекта и умственной разгрузки.
Технарям — зелёный свет
Каждый диспетчер работает за отдельным столом, оснащённым компьютером. Информации поступает столько, что ни в голове, ни в блокноте она не уместится. Да и хранить её нужно несколько лет. Существует автоматизированная система данных, и каждый ею уверенно пользуется.
— У нас в коллективе у восьмидесяти процентов специалистов высшее образование, — сообщает руководитель отдела 005 Дмитрий Тетерин. — Тех, у кого среднее, мы убеждаем учиться дальше. Для того чтобы продвигаться по карьерной лестнице.
Сам Дмитрий в 2010 году окончил юридический факультет СИБУП. Будучи студентом, подрабатывал. Принимал участие в разных судебных процессах — в том числе по вопросам ЖКХ. Выходя из стен альма-матер, в общих чертах представлял себе, что это за отрасль. Устроившись юристом в МКУ “ЦОМ ГО, ЧС и ПБ”, дорос до руководящей должности, и сейчас у него в подчинении 26 человек.
— На первый взгляд может показаться, что между юриспруденцией и коммуналкой — пропасть, — отмечает Дмитрий. — Но на самом деле знание законов, правовых актов пригождается. У нас в коллективе несколько юристов. А ещё — сотрудница, которая 23 года работала в МЧС. Немного не хватает технарей, которые разбирались бы в водопроводных задвижках, запорной арматуре, других инженерных тонкостях. Им при трудоустройстве будем отдавать предпочтение.
О плюсах сменного графика
На собеседованиях Дмитрий Тетерин честно предупреждает соискателей: “У нас трудно”. Имея в виду в первую очередь психологическое напряжение. Горожане звонят в службу 005, когда случается что-то не очень приятное: отключают электричество, отопление, горячую воду, парализуется троллейбусное движение, или, того хуже, из-под земли начинает бить гейзер — как это было месяц назад на улице Бограда. Своё возмущение люди переносят на диспетчеров. Градус эмоций в разговоре зачастую зашкаливает.
— Нам необходимо перевести диалог в мирное русло, — делится профессиональными секретами Екатерина Ремжа, оперативный дежурный смены. — Успокоить обратившегося к нам человека, заверить, что ему помогут.
Екатерина обрабатывает заявки. А в двенадцать ночи начинает делать по ним отчёт. Сменный график её не пугает.
— Работать сутки через трое удобно, — считает оперативный дежурный. — У меня трое детей. Их нужно водить в поликлинику, на развивающие кружки — да мало ли куда. В будний день в городе меньше пробок, можно спокойно сходить в зоопарк, в кино. Забрать откуда-то справки, документы. Что касается борьбы со сном в ночное время — с помощью крепкого чая или ещё каких-то бодрящих методов — для меня это не актуально. Я универсальный боец, подстроюсь под любые условия.Екатерина — потомственный диспетчер. В подобной службе трудилась её мама, иногда брала дочку с собой. Девочке там было даже интереснее, чем в детском саду. Сотрудники отдела 005 тоже проводят семейную профориентацию. Их дети рисуют “мамину работу”, из таких творений оформляется стенд.
Несмотря на то что диспетчер рассказывает о своих обязанностях легко и с улыбкой, она несёт большую личную ответственность за многие моменты.
— Откладывать что-либо в долгий ящик нельзя, — рассказывает она. — Реакция должна быть моментальной. Поговорили с жителем, например, об открытом колодце — тут же оформляем заявку, отправляем её в Краском, теплотранспортную компанию, управление дорог и благоустройства.
Иногда вопросы не укладываются в стандартные схемы. Так, в Екатеринино дежурство позвонила пожилая жительница Железнодорожного района и пожаловалась, что у неё над входной дверью открылся люк, ведущий на чердак. Это было в выходной день, но диспетчеры связались с аварийной службой, которая оперативно устранила проблему, а в понедельник утром управляющая компания провела ремонт чердачного отверстия. Пенсионерка связалась с 005 ещё раз — чтобы сказать спасибо!
Без человеческого фактора в службе, которую по праву можно назвать народной, никак. Помимо официальных контактов представителей управления зелёного строительства, отдела гражданской защиты населения, ЖКХ, у диспетчеров в мобильниках забиты личные номера сотрудников аварийных бригад, спасателей, дорожников и даже медиков. Их без раздумий набирают в опасных ситуациях, когда создаётся угроза для жизни и здоровья.
Какое сегодня число?
В конце марта МКУ “ЦОМ ГО, ЧС и ПБ”, куда входит диспетчерская служба 005, отметило 15-тилетний юбилей. Здесь есть свои передовики. Благодарственное письмо от руководства получила аналитик Ингира Бакуменко. В её в отчётах сосредоточены все важные цифры и вводные: сколько людей обратилось в службу за неделю, месяц, год, по какому поводу, как скоро заявки удалось закрыть и так далее.
Остаётся только удивляться, как при такой загруженности Ингира находит время на то, чтобы терпеливо и доброжелательно ответить пожилой красноярке, которая им постоянно звонит, на вопрос: “Какое сегодня число и день недели?”
В тему
Пока мы разговаривали, на проспекте имени газеты “Красноярский рабочий” вышла из строя подстанция. Диспетчеры узнали об этом раньше, чем начались звонки от красноярцев. И отвечали на обращения чётко, исчерпывающе — обозначая конкретные сроки, в которое энергоснабжение должно возобновиться. Все данные были выведены на общий монитор, похожий на настенный телевизор.