Новости
Обжигаясь на молоке
Организаторы фестиваля “Саянское кольцо”, который пройдет в Шушенском на следующей неделе, решили ввести запрет не только на продажу крепких алкогольных напитков. Табу наложено и на молоко. Одной из причин стал недавний случай в Хакасии.
В конце июня в селе Усть-Камыш та было зарегистрировано 13 случаев острой кишечной инфекции, в том числе шесть случаев острой дизентерии. В числе заболевших 11 детей и двое взрослых. В ходе проверки, проведенной специалистами местных санитарных служб, выяснилось, что отравление могло быть спровоцировано непастеризованным молоком, которое жители Усть-Камышты получали под зарплату.
Многие еще помнят, как утром по улицам города громыхали вместительные желтые бочки, — крестьяне из соседних колхозов везли на продажу свою продукцию. Устанавливались молочные цистерны в спальных районах, около магазинов и начиналась бойкая торговля. Чтобы купить свежего молока, встать нужно было пораньше, как правило, уже до обеда молока в бочке оставалось на донышке, пришедшие за полдень рисковали уйти с пустым бидоном.
Это удивительно, но бочковое молоко в Красноярске до сих пор продается, правда масштаб уже не тот. Директор совхоза “Солонцы” Александр Углов уверен, что такая форма торговли имеет право на существование: “Для того чтобы наша продукция попала на рынок, приходится пройти целую цепочку согласований — сдать молоко на анализ, получить сертификат качества, разрешение на торговлю. Впрочем в тесном взаимодействии с департаментом продресурсов администрации Красноярска мы обеспечиваем часть потребностей малоимущих слоев населения. Бочки с нашим молоком стоят на Горького, Свободном, Взлетке, в Северо-Западном районе. При стоимости в 22 рубля за литр покупатель получает и качество — с нашего молока можно снимать сливки. В то же самое время упаковка “тетрапак” стоит порядка 30 рублей. Пенсионерам это не по карману”.
Как заявила пресс-секретарь Роспотребнадзора по Красноярскому краю Наталья Краснопеева, торговля молоком таким способом не запрещена. Санитарные правила устанавливают лишь некоторые требования к условиям продажи. Например, на бочке должна быть надпись о том, что молоко перед употреблением необходимо кипятить. К тому же есть требования по содержанию и обработке бочки. У продавца должны быть документы, подтверждающие качество и безопасность продукции. Он также должен соблюдать правила личной гигиены и иметь личную медицинскую книжку установленного образца. А в остальном никаких препятствий нет.
Впрочем эксперты неоднозначны во мнениях. Некоторые утверждают, что разливное молоко небезопасно. Магазинное молоко обязательно проверяется на предмет наличия вредных бактерий и проходит высокотемпературную обработку. Происхождение молока из бочек не всегда известно. На стафилококк, сальмонеллу и откровенную грязь каждую бочку не проверишь. Кипятить молоко — тоже не выход: некоторые бациллы удивительно живучи. Во всех цивилизованных странах такая торговля молочными продуктами запрещена. И. о. начальника отдела надзора за питанием населения управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Виктория Горбунова привела шокирующие цифры. Оказывается, 7,3 процента молочной продукции в Красноярском крае потенциально опасны для здоровья. За первый квартал этого года 9,2 процента всей краевой молочной продукции признано не отвечающими гигиеническим требованиям. В прошлом году было выявлено 10 процентов некачественного молока от общего объема. По словам Горбуновой, летом некондиционной молочной продукции выявляется обычно в разы больше, чем весной.
Прошедшая на минувшей неделе проверка российского молока на соответствие нормам ЕС показала, что нам над качеством еще работать и работать. “Проверки — это, скорее, вопрос престижа, а не реального бизнеса”, — считает директор по корпоративным коммуникациям группы “Юнимилк” Павел Исаев. По его словам, качество российского молока в целом серьезно проигрывает по сравнению с европейским, и только небольшое количество хозяйств способно поставлять молоко европейского стандарта. Кроме того, надои российских коров значительно ниже европейских, а в их молоке меньше содержится белка и жира, а также значительно выше показатели бактериальной осемененности.
Пока краевым властям не удается договориться с основным переработчиком региона — “Юнимилк” — о приемлемых закупочных ценах на молоко. Красноярское УФАС уже возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении завода. А ЗАО “Назаровское” (актив “Вимм-Билль-Данн Продукты питания”) в это же время приступило к строительству собственного перерабатывающего молочного предприятия мощностью 150 тонн в сутки. Ожидается, что новый цех начнет работать через год и будет перерабатывать не только молоко “Назаровского”, но и закупать его у других производителей. На запуск нового проекта предприятие подтолкнуло резкое снижение закупочных цен на молоко — они упали с 13,4 до 7,5 рубля за один литр. По информации председателя комитета по делам села и агропромышленной политике заксобрания Красноярского края Александра Дамма, который знаком с деталями проекта, запуск обойдется в 250 миллионов рублей. “Вполне может быть, что часть затрат возместит бюджет края. Также будет правильным предоставить перерабатывающему предприятию ЗАО “Назаровское” определенные налоговые льготы или вовсе освободить от налогов. В наших интересах развивать предприятия, которые будут конкурировать с контролирующими рынок двумя-тремя монополистами”, — говорит депутат. По его оценке, молочная продукция “Назаровского” сумеет занять до 15 процентов рынка региона (в день в крае потребляется 0,9—1 тыс. т молока).
В то же время специалисты отмечают некоторое снижение объемов потребления молочных продуктов. Первая причина, конечно же, цена. Впрочем есть и другая — сезонность. Летом, как правило, вырастают продажи безалкогольных и слабоалкогольных напитков, которые “откусывают” часть рынка у молочников. Директор по маркетингу ОАО “Томское пиво” (производит популярный в Красноярске квас “Благодей”) Максим Куртохин считает, что рост объемов продаж кваса сдерживается только величиной предложения. Постепенно жителям Сибири прививается культура потребления этого напитка, которая в европейской части развита давно. Самыми “квасными” в регионе считаются Томск и Красноярск — жители этих городов выпивают кваса в три-четыре раза больше по сравнению с остальными сибиряками.