Проспект культуры
Как стать актёром? Педагоги ГИТИСа провели прослушивания для красноярцев
Мастер-классы и экзаменационные прослушивания прошли в рамках масштабного благотворительного проекта МТС «Поколение М».
“Девочки, вы такие красивые! Я прошу вас — не сутультесь! У актрисы не может быть плохой осанки”. Девчонки улыбаются, выпрямляют спины, и мастер-класс продолжается. Занятие с педагогом Эдитой Тибиловой пролетает незаметно. Она так держит внимание зала, что ребятам не хочется расходиться.
В столицу за мечтой
Красноярские школьники, мечтающие связать свою жизнь с театром, кино, режиссурой, стали участниками уникального мероприятия. Они смогли побывать на предварительных прослушиваниях Российского института театрального искусства. Испытания провели преподаватель кафедры мастерства актёра ГИТИСа Андрей Оганян и преподаватель кафедры режиссуры и мастерства актёра музыкального театра института Эдита Тибилова. Встреча с педагогами состоялась в детской школе искусств № 8.
Мастер-классы и экзаменационные прослушивания прошли в рамках масштабного благотворительного проекта МТС “Поколение М”: ребятам из разных уголков России предоставлена возможность ещё до окончания школы попробовать себя в роли абитуриента ГИТИСа, не покидая своего региона.
Ежегодно за мечтой в столичные учебные заведения приезжают тысячи молодых людей. Некоторые пытаются поступить уже не первый год. Но студентами станут лишь немногие. Благодаря выездным прослушиваниям самые талантливые ребята будут рекомендованы для прохождения следующих этапов вступительных испытаний уже в Москве.
На красноярские экзамены приехали ребята даже из соседних городов. Уровень подготовки разный, но музыкой, танцами, театральным искусством все увлечены с раннего детства. Например, шестнадцатилетний Даниил уже опытный артист, занимается в студии красноярского театра оперы и балета, участвовал в постановке спектаклей. Ксении — девятнадцать, она студентка училища, но пытается поступить в творческий вуз. На прослушиваниях много одиннадцатиклассников, которые хотят получить оценку экспертов и понять, куда двигаться дальше.
Не только “Исповедь хулигана”
Рекомендации, которые дали гости участникам мастер-класса, полезны не только для тех, кто поступает в театральный. Навыки самопрезентации необходимы многим. Осанка, владение телом, интонации, способность быстро установить зрительный контакт — всему этому можно научиться.
Эдита Анатольевна демонстрирует ребятам, как удержать внимание аудитории. Начинаешь уныло бубнить и меньше чем через минуту отвлекаются даже самые внимательные слушатели. И, наоборот, достаточно громкая, ясная, образная речь способна сразу увлечь зал. Даже простое “здравствуйте” можно сказать так, что вас уже начнут слушать.
Выбор материала — особая тема, которой уделили внимание педагоги. Каждый абитуриент хочет быть оригинальным, запоминающимся. Но ребята часто берут произведения, где изобразить что-то новое крайне трудно. Многие стихотворения и отрывки мастера слышали даже не сотни, а тысячи раз.
— У Есенина потрясающая поэзия. Но, поверьте, автор написал гораздо больше чем три стихотворения, одно из которых “Исповедь хулигана”, — говорит педагог. — У Крылова есть и другие басни, кроме “Ворона и лисица”, а у Пушкина ещё много стихотворений, помимо “Я вас любил…” и письма Татьяны к Онегину.
Андрей Оганян отмечает, что у девушек также в лидерах произведения Анны Ахматовой, Марины Цветаевой и нашей современницы Веры Полозковой. Для педагогов слушать в сотый раз пусть даже самое потрясающее стихотворение всё же утомительно.
— На некоторые направления, помимо классики, требуется знание современной литературы — как поэзии, так и прозы, — говорит педагог. — Чтобы ориентироваться в ней, требуется элементарное — больше читать. Смотрите на сайтах вузов рекомендованные списки авторов и произведений.
Мастера посоветовали ребятам при подготовке обязательно обращаться к творчеству авторов-земляков.
— У вас есть прекрасный писатель Виктор Астафьев. Вы знакомы с его произведениями? Если нет, жаль, — говорит Эдита Анатольевна. — Так вот, на экзаменах вас обязательно спросят о творчестве ваших авторов — владение материалом будет преимуществом.
Понять “Войну и мир”
“Почему вы страдаете?”, “Зачем окрасили именно это слово?”, “Разве так будет разговаривать женщина при встрече с человеком, сломавшим ей жизнь?” — такие вопросы мастеров звучат на прослушивании постоянно. Когда тебе восемнадцать, непросто передать чувства, которые вкладывали в свои произведения авторы. Но ребята стараются. Иногда чересчур увлечены выразительным чтением.
Но эмоционально изобразить отрывок текста ещё недостаточно. Необходимо понимать, что хотел сказать автор, знать исторический, культурный контекст, эпоху, когда было написано произведение.
“В стихотворении идёт речь о женщине бальзаковского возраста. Вы знаете, сколько это?” — уточняет педагог. “Ой, много”, — машет рукой девятнадцатилетняя абитуриентка. “Ну вот, вы сейчас задели меня и практически всех женщин, сидящих в зале. Чтобы больше не было таких оплошностей, внимательнее разбирайте текст”, — смеётся Эдита Тибилова.
Знать эпоху — это в идеале. В первую очередь необходимо понимать весь текст, из которого выбран отрывок. Сложно убедительно прочитать какой-то знаменитый монолог из “Войны и мира”, не погрузившись в роман полностью.
— На экзамене вас обязательно спросят о любимых авторах, произведениях, режиссёрах и фильмах, которые вам нравятся, — будьте готовы к этой беседе, — отмечают мастера. — Развивайте свой вкус — читайте больше хороших книг и смотрите хорошие фильмы.
ГИТИС или Гиннес?
Внешность, типаж абитуриента — то, на что сразу обращает внимание педагог. Природные данные имеют значение, но не менее важно и правильно подать себя. Не злоупотребляйте косметикой, аксессуарами, откровенной одеждой, отмечают мастера.
— Да, типаж учитывается, и нужно понимать свою органику, — говорит Эдита Анатольевна. — И если вы внешне подходите для Снегурочки, в роли Кармен будете смотреться странно. Но природные данные ещё не залог успеха. Необходимо обаяние. Бывает, что девушка очень красивая, а темперамента совсем нет. Глаза должны гореть! Что касается косметики — поверьте, пройдёт время, и только она вас и спасёт. Но когда вам семнадцать — вы красивы и без неё.
Часто для исполнения ребята выбирают песни на английском, французском языках, надеясь произвести впечатление на педагогов.
Но в таком случае требуется безупречное владение иностранным.
— Если вы поёте на английском, то вы и должны петь на английском, без акцента, — отмечает Эдита Анатольевна, комментируя выступление мальчика, выбравшего один из старых хитов конкурса “Евровидение”.
Парню, кстати, всего тринадцать, он занимается в вокальной студии. Поступать ему ещё рано, но мама решила показать сына московским экспертам. Парень от волнения перепутал место, где планирует учиться — ГИТИС и Гиннес, но всё равно получил рекомендации педагогов.
По всем этажам
“У меня к вам просьба: в этом здании три этажа, быстро поднимитесь и спуститесь, и сразу бегом в аудиторию” — это задание вовсе не для того, что подшутить над школьницей или проверять её физическую подготовку. Абитуриентка на личном опыте чувствует, как меняется интонация, сила голоса, и добивается нужного звучания отрывка. Кого-то просят побегать, кого-то — поприседать, девчонкам предлагают снять высокие каблуки. Оказывается, на то, как зазвучит стихотворение, влияет многое.
Соня — хорошенькая девушка с интересной внешностью. На прослушивании она читает, поёт, бегает по этажам, бесконечно произносит один и тот же отрывок с разными интонациями. Кажется, что к ней уже придираются. Но после всех испытаний мастер сообщает: я буду вас рекомендовать. Девчонка счастлива и с нетерпением ждёт уже личного разговора с педагогом.
Чем дольше “гоняют” абитуриента, тем интереснее он для педагога. На прослушивании важно увидеть человека разным. Нужно быть готовым к разным задачам, импровизациям, эмоциональным качелям. Так, одной из девушек Эдита Анатольевна прямо говорит, что подготовки для музыкального факультета недостаточно, но предлагает прочесть стихотворение. Расстроенная Ксения начинает читать искренне и эмоционально, и педагог отмечает — попробуйте на актёрский.
АКЦЕНТ
Участниками прослушиваний могут стать воспитанники и выпускники музыкальных школ, кружков и студий от 15 до 18 лет, но встречаются и более юные ребята, и молодёжь постарше. Абитуриентам в зависимости от выбранного направления необходимо подготовить выступление — стихотворение, прозаический отрывок, басню, музыкальный материал.
Конкурс в вуз высок, но прослушивания дают возможность ребятам получить обратную связь и рекомендации. Часть абитуриентов выбирает другие творческие учебные заведения и успешно проходит испытания.