Красноярск исторический

Ностальгия: Как советские женщины ухаживали за ногтями

В парикмахерской чистка ногтей без покрытия стоила 22 копейки, а за маникюр с покрытием надо было заплатить 35 копеек.

Ностальгия: Как советские женщины ухаживали за ногтями

“Как человек, чьё детство и юность пришлись на советское время, люблю в вашей газете рубрику “Ностальгия”. Не так давно прочитала о косметике и очень удивилась, что автор не рассказал о лаках для ногтей...” Так начала письмо в редакцию наша постоянная читательница Тамара Маматова. А дальше рассказала свою историю, связанную с этой темой.

Пригодился ацетон

— В подростковом возрасте очень хотелось выглядеть постарше. Накрашенные ногти входили в негласный список атрибутов “взрослости”. В нашем классе многие девочки пользовались лаком, но только в каникулы, в школе за это ругали. Как правило, опустошали украдкой косметички старших сестёр, — поделилась воспоминаниями читательница. — Я навела красоту маминым лаком, по-моему, он был тёмно-красным. Помню, ехала в троллейбусе страшно гордая собой, за поручни держалась так, чтобы все видели мои ноготочки. Но продержалось это удовольствие всего дня два: лак начал слезать. Специальной жидкости для его удаления в доме не было, снимала остатки роскоши обычным ацетоном. Со всеми вытекающими для пальцев последствиями...

Качество лаков для ногтей в те времена нельзя, пожалуй, назвать даже удовлетворительным. Троечка с минусом. Они по консистенции были водянистыми и стирались катастрофически быстро. К тому же портили ногтевую пластину. И только один плюс имелся — небольшая цена.

— Если правильно помню, флакончик стоил копеек сорок, не больше, — рассказывает юрисконсульт Вероника Агеева. — Уже в университете училась, когда подруга сделала мне шикарный по тем годам подарок: откуда-то с южного курорта привезла несколько таких флакончиков, причём разных цветов. И я могла смешивать эти лаки, получая разные оттенки! На курсе все завидовали. И даже спрашивали, у какой маникюрши я обслуживаюсь.

Руки — в миску!

В парикмахерской чистка ногтей без покрытия стоила 22 копейки, а за маникюр с покрытием надо было заплатить 35 копеек. Но к мастеру надо было ещё попасть. Это сейчас салоны есть чуть не в каждой городской многоэтажке, а в СССР, по крайней мере в Красноярске, одна парикмахерская приходилась на всю округу, поэтому дамы подолгу сидели в очереди, иногда — часами.

— У нас с этим было попроще: мамина одноклассница ушла с завода, где трудилась рядовым инженером, и устроилась в парикмахерскую, — говорит красноярка Лидия Астахова. — Так что у родительницы моей руки всегда были ухоженными. Иногда тётя Лена делала ей маникюр дома, но это было как-то буднично, хоть и комфортно. А вот на рабочем месте у неё — так красиво! Какие-то баночки-скляночки, флаконы разноцветные и очень красивые. Просто волшебство. Когда я подросла, тётя Лена призналась, что тогда лаки, больше похожие на строительные краски, мастера для пущей важности наливали в бутылочки из-под иностранных духов, смешивали, добивались внешнего изобилия. Вот и всё волшебство. А зарабатывала она на фоне коллег-заводчан очень даже хорошо, особенно когда появились дефицитные импортные лаки. Клиенты платили по официальному прейскуранту, а мастеру доплачивали отдельно.

У кого не было времени сидеть в очереди, делали маникюр самостоятельно. В ход шли, в принципе, привычные и сегодня инструменты: щипчики, пилочки, миниатюрные ножницы. Сначала полагалось подержать руки в тёплой мыльной воде, а уже потом приступать к процедуре.

— Как сейчас перед глазами картина стоит: стройотряд после ужина садится у штабного вагончика с гитарой, песни поём, а наша бригадир Неля приходит на спевку с миской и самым примитивным набором для маникюра, — вспоминает хирург Иван Калашевич. — Вот что значит привычка! Впрочем, и парни наши старались содержать руки в порядке, хотя и работали на стройке. Всё же медики...

“Где сдача?!”

Хорошие лаки были страшным дефицитом. Крошечный флакончик растягивали на долгое время, добавляли туда серебрянку для красоты. Для основы наносили, грубо говоря, что попало, причём в несколько слоёв, а уже сверху — нечто с блёстками или с перламутром. Считалось, кстати, что лучше всего для этого подходили художественные кисточки с натуральным волосом.

— Своё первый нормальный лак я купила возле ЦУМа, — рассказывает предприниматель Диана Полихрониди. — Совсем малюсенький флакончик с блестящим содержимым. Стоил он, страшно сказать, три рубля! Взяла с собой для храбрости однокурсницу, модницу невероятную, Женю. Она наполовину хакаска, яркая такая, уверенная, всё при ней. А любимая фраза: “Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей”. В общем, пришли мы к ЦУМу, тут же цыганка подскочила. Я взяла лак и протянула ей пятирублёвую купюру. А она мгновенно спрятала её в свою необъятную юбку и пошла. Я — в ступоре. А моя Женька в два скачка догнала обидчицу и зашипела: “Где сдача?!” Цыганки, не секрет, обладают гипнозом, а тут случилось невероятное: торговка... испугалась. Отдала пятёрку обратно и дала дёру! Вот такой был у меня первый опыт в приобретении дефицитного товара для наведения красоты.

По некоторым данным, лак для ногтей был изобретён в Китае. Во времена китайской династии Мин в моду вошли длинные ногти как признак высшего сословия. Женщины отращивали ногти (иногда длиной до 25 сантиметров) для демонстрации того, что они не занимаются ручным трудом.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА