Красноярск исторический
Ностальгия: Какие профессии осваивали советские школьники
Дети занимались в учебно-производственных комбинатах — УПК.
Сегодня можно с уверенностью говорить, что в стране победившего социализма школьников приучали к труду. И классы сами мыли, и по столовой дежурили, фартуки шили, щи варили, табуретки делали. И, конечно, занимались в учебно-производственных комбинатах — УПК.
Повар четвёртого разряда
Как правило, они располагались в отдельном здании и обслуживали сразу несколько общеобразовательных школ района. Ученики 9-х и 10-х классов один раз в неделю отправлялись туда на теоретические и практические занятия.В УПК были оборудованы учебные классы, производственные мастерские с разными приборами, соответствующее оборудование. А на кого учиться, школьники выбирали в большинстве случаев сами: в начале 9-го класса учителя собирали от ребят заявки.
Выбор был довольно широким: швея-мотористка, делопроизводитель, повар, воспитатель, продавец, электрик, электромонтажник, слесарь, связист...
— Когда нам предложили список будущих профессий, я посоветовалась с мамой, а она сказала, что надо учиться на повара, в жизни всегда пригодится, — говорит сотрудница аэропорта Светлана Мороз. — Ну, я и пошла. В нашу девчачью группу даже трое мальчишек записались. И никто над ними не смеялся. На занятия мы ходили в белых халатах и крахмальных колпаках из марли. Сначала была теория. А потом уже практика в настоящей столовой, когда мы получили на руки санитарные книжки. Нас учили, как правильно нарезать овощи и прочее. В общем-то, выполняли вспомогательную работу, к печам школьников не подпускали, мало ли что. Помню, замешивали тесто в огромных чанах — для булочек. Формовали котлетки и готовили их в духовом шкафу. Конечно, картошку чистили. А вот с разделкой свиной туши у меня вышла незадача. Тётенька-повар привела в какое-то помещение и велела срезать кожу, а потом отделять мясо от костей. Я ещё спросила: “Хорошо отделять?” Повар кивнула. Работа закипела... Я к ней отнеслась со всей тщательностью, старалась страшно! А когда тётенька пришла, она за голову схватилась: девочка все кости буквально выскоблила. Только потом сообразила, что работникам кухни совсем нечего было унести в тот день домой... А занятия позже здорово пригодились в общежитии, когда поступила в университет. Как-никак повар четвёртого разряда.
Девочки, вообще-то, предпочитали такие профессии, как секретарь-машинистка, делопроизводитель, продавец. Парни учились на автослесарей (хлебное место), очень быстро набирались группы по специальности “бармен-официант”.
— Мой двоюродный брат, Димка, как раз в такую и попал, — рассказывает красноярка Олеся Романчук. — Практику проходил в “Бистро” на Красной площади. Мы однажды с однокурсницами зашли туда, смотрю... А тут брат-красавец подходит: белоснежная рубашка, галстук-бабочка. Прекрасно нас обслужил. Он, кстати, потом даже работал по специальности какое-то время в ресторане “Сопка”. А я получила корочки секретаря-машинистки, научилась печатать. Там же впервые столкнулась с персональным компьютером. В 1988 году в нашем УПК разместили суперсовременные машины с мониторами — огромные агрегаты “Агат”. Всем было интересно поработать (или поиграть) на нём, и преподаватели организовали несколько маленьких групп. Это я сейчас понимаю, что мы составляли алгоритмы, а тогда всё было очень непонятно, но очень интересно, потому что в итоге получались какие-нибудь цветные картинки. Кстати, структуру и логику алгоритма я уяснила для себя именно на этих занятиях.
Одних — туда, других — сюда...
Не все смогли самостоятельно выбрать профессию на УПК. Бывало, что списки составляли в принудительном порядке: одних — туда, других — сюда. Понятно, что существовал негласный госзаказ именно на рабочие профессии. Но в любом случае полученная специальность давала возможность как-то заработать и продержаться на плаву в трудные времена (особенно это проявилось в перестройку).
— Меня никто не спрашивал, когда включили в список будущих облицовщиков, — вспоминает предприниматель Сергей Степанов. — Я, конечно, не радовался, очень хотелось на автодело, особенно после фильма “Друг мой Колька”, но в нашем УПК такой специальности не было. А время показало, что всё случилось так, как надо. В итоге теперь у меня свой строительный бизнес. И вообще, знания и умения никогда лишними не бывают. Одноклассница моя, например, только с третьего раза поступила в медицинский институт, но два года работала не в гардеробе и не санитарила, как многие её незадачливые товарищи, а спокойно стучала на машинке в деканате рабфака.
Верхонки и кино
Полученная профессия без отрыва от школы — дело хорошее. Правда, система эта действовала не везде, в маленьких городах, к примеру, до окончания обучения старшеклассники занимались на так называемых трудах. Девушки кроили и шили, парни что-то из дерева мастерили. Но эти уроки давали только навыки, тогда как после УПК выпускникам вместе с аттестатом зрелости вручали ещё и официальный документ о полученной специальности.
— Нам с выбором не особенно повезло, — говорит музейный работник Маргарита Белослудцева. — Две школы стояли совсем рядом, так в одной устроили швейную мастерскую для девочек, а в другой парней обучали киноделу. Я была не в ладах ни с шитьём, ни с техникой. Да мы, собственно, ничего так толком и не шили — строчили строительные верхонки. И некоторые девочки ушли на кинодело и успешно его освоили. Одна после школы не стала никуда поступать и долго работала киномехаником в кинотеатре “Сибирь” на Мира. А выпускница классом старше вообще устроилась на фабрику “Заря”, шила. Я, так вышло, получила несколько рабочих специальностей, но это было уже в стройотряде. А свои первые корочки (швеи-мотористки 3-го разряда) храню до сих пор.
Набор специальностей, по которым проводилось обучение, определялся органами местного самоуправления и районными организациями народного образования.
Не все профессии считались у подрастающего поколения одинаково престижными. Несмотря на настойчивую романтизацию “рабочей спецовки”, наибольшим успехом пользовались те специальности, которые могли в будущем обеспечить хорошо оплачиваемую и желательно непыльную работу.
Кстати, в Красноярске для учеников 8-х классов практиковались уроки профориентации. Это были экскурсии на различные предприятия города: целлюлозно-бумажный комбинат, комбайновый завод и так далее. Сейчас в городе тоже проводятся самые разные профориентационные мероприятия — от экскурсий до фестивалей. Школьники имеют возможность познакомиться с профессиями, на которые есть спрос с краевом центре.