Актуально

Исполнилось 20 лет со дня гибели в авиакатастрофе Александра Лебедя

Вместе с красноярским губернатором погибли еще семь человек. Среди них — трое журналистов.

Исполнилось 20 лет со дня гибели в авиакатастрофе Александра Лебедя

28 апреля 2002 года страну облетела шокирующая весть: в Ергаках разбился вертолет, на котором летел губернатор Красноярского края Александр Лебедь, чиновники и журналисты. Из 20 человек погибли восемь. Трагедия произошла за неделю до Пасхи — в Вербное воскресенье. Несмотря на то, что виновные в катастрофе уже отбыли наказание, единой версии произошедшего до сих пор нет.

Для красноярцев этот весенний день стал не просто исторической вехой, но и днем памяти: мы вспоминаем своих знакомых и коллег, погибших и пострадавших в страшной аварии.

Хроника событий

Мемориал памяти погибшим в авиакатастрофе 28.04.2002 г. в Ергаках.

Около 7 утра 28 апреля вертолет Ми-8 под управлением экипажа из трех человек вылетел из аэропорта Черемшанка и отправился в Красноярск, в губернаторскую резиденцию «Сосны», где взял на борт губернатора Лебедя, чиновников краевой администрации и журналистов.

Примерно через три часа полета вертолет сел в районном центре Ермаковское, где взял на борт главу района Василия Рогового и двух специалистов санатория «Шушенское». Дальнейший путь лежал на самую высокую точку в местных Ергаках – Буйбинский перевал. Именно там, неподалеку от Ойского озера, открыли первую в Западных Саянах горнолыжную трассу. Это событие и являлось поводом для визита высоких гостей и прессы.

Примерно в 10.45 утра, не долетев менее двух километров до места посадки, вертолет рухнул с высоты от 40 до 60 метров (по разным данным). При последующем обследовании на хвостовом винте машины обнаружили намотанный провод громоотвода расположенной неподалеку ЛЭП. При падении геликоптер закрутило вправо, поэтому сильнее всех пострадали те, кто сидел по правому борту.

Эвакуация пострадавших началась через несколько минут: губернатора ждали, и на трассе в это время находились десятки людей. Катастрофа произошла у них на глазах. Сотрудники МЧС прибыли на место крушения практически сразу, скорые — намного позднее (ближайшие населенные пункты Арадан, Танзыбей и Ермаковское находятся в десятках километров от места падения). В течение нескольких часов в больницы были доставлены все 20 человек, находившихся в вертолете, в том числе погибшие сразу, погибшие по дороге и раненые.

Версии

С самого начала версии выдвигались как самые фантастические, так и самые очевидные. Точку в досужих домыслах поставил красноярский суд, однако сторонники конспирологии до сих пор считают, что смерть генерал-губернатора Лебедя не была случайной.

1. Плохая погода

Самая первая появившаяся версия. Якобы в момент падения вертолета на гору опустилось облако или густой туман. Эту версию упорно отрицал командир экипажа Тахир Ахмеров: «Погода была изумительная!» — неоднократно говорил он и следователям, и журналистам. Многие очевидцы трагедии также подчеркивали, что в момент аварии небо было ясным и светило солнце.

2. Виноват Лебедь

Здесь тоже рассматривалось несколько вариантов. Первый: пилоты не хотели лететь в условиях плохой видимости, но губернатор приказал им. Второй: Лебедь находился в кабине пилотов в момент аварии и отдавал указания. Якобы голос Лебедя сохранился на записи «черных ящиков», однако специалисты МАК, занимавшиеся расшифровкой, категорически это отрицают. По их словам, голоса губернатора не могло быть на записи, так как вертолетные записывающие устройства фиксируют переговоры только пилотов, надевших переговорные шлемы.

3. Виноваты пилоты

Экипаж был не готов к данному рейсу, так как не имел практики налета на данной местности. Также якобы пилоты пользовались картами 1956 года, на которых не нанесена линия электропередачи. Против этой версии возражал Тахир Ахмеров. Он утверждал, что если бы была реальная угроза, он бы прервал полет и сел в любом удобном месте. У Ахмерова на тот момент было 30 лет летного стажа, Лебедя до этого он «возил» уже год. Однако суд решил, что именно эта версия самая правдоподобная, и пилоты были осуждены.

4. Теракт

Эта версия появилась сразу же и распространилась с быстротой молнии. Многие до сих пор уверены, что причиной катастрофы стало удавшееся покушение на губернатора. Однако версия не выдерживает критики: подстроить столкновение вертолета с ЛЭП в конкретном месте практически невозможно, как и невозможно было просчитать, что генерал погибнет, а не окажется в числе выживших.

Жертвы

В первые часы после катастрофы информация о погибших и раненых поступала очень сумбурная. Выжившие назывались умершими, умерших посчитали живыми, и так в некоторых случаях по нескольку раз.

Вертолет упал на брюхо, и от удара центральный винт вдавило через крышу в салон. От этого многие получили тяжелые травмы. Меньше остальных пострадал гендиректор ОАО «Красноярскэнерго» Михаил Кузичев: именно его показания впоследствии легли в основу официальной версии произошедшего на борту. Также перелом руки получил оператор 7 канала Станислав Смирнов: его в первые сутки по ошибке считали погибшим и публиковали его имя в официальных списках жертв катастрофы.

Александра Лебедя достали из вертолета живым и на скорой отправили в Абакан. По дороге в больницу он скончался. Основной причиной смерти стало проникающее ранение грудной клетки. Остальных 19 человек повезли в больницу Ермаковского района.

Охранник губернатора Виталий Шлык долгое время также считался погибшим, на самом деле он находился в коме, вышел из которой только через несколько месяцев. Бортинженер Павел Евсеевский получил тяжелые травмы, но выжил, однако скончался через год от последствий. Условно его можно считать девятым погибшим в аварии. Также от травм в больнице скончался сотрудник шушенского санатория Лев Конзинский.

Командир экипажа Тахир Ахмеров сломал обе ноги и руку, второй пилот Алексей Курилович тоже был травмирован. Оба пилота через два года предстали перед судом по обвинению в нарушении техники эксплуатации воздушного судна. Ахмеров получил четыре года заключения, Курилович условный срок.

Замредактора «Красноярского рабочего» Елена Лопатина получила тяжелые травмы, от которых восстанавливается до сих пор. Корреспондент телекомпании «ИКС» Эмма Мамутова тоже проходила восстановительную терапию в течение года. Пресс-секретарь губернатора Геннадий Климик, директор Шушенского санатория Юрий Подгорный, председатель крайспорткомитета Геннадий Тоначев, охранник губернатора Александр Юдаев получили травмы разной степени тяжести.

Замгубернатора Надежда Кольба скончалась на месте аварии. Она была одним из опытнейших управленцев краевой администрации, при Лебеде курировала социальный блок. Всего за три года на посту вице-губернатора под ее непосредственным руководством разработано и принято более 30 краевых социальных программ, открыты новые объекты образования, здравоохранения, культуры, много внимания уделялось развитию учреждений социальной защиты.

Начальник управления туризма администрации края Лев Чернов в России был более известен своей деятельностью в сфере спорта. Был тренером высшей категории по волейболу. Награжден нагрудными знаками «Отличник просвещения РФ» и «Отличник физической культуры и спорта». Скончался по дороге в Ермаковское.

Глава администрации Ермаковского района Василий Роговой всю жизнь прожил на малой родине, безумно любил Ергаки. Также его любят жители района и до сих пор хранят о нем память. «Ермаковский район очень богат и природой, и трудолюбивым населением, очень перспективный, и будет процветать в будущем», — говорил он в одном из последних интервью местной газете. Скончался в Ермаковской больнице.

— Это у нас в Ергаках было. Их до больницы районной не успевали довезти, там больше 100 км до неё. А у нас по телевидению тогда сообщение прошло, что срочно нужно переливание крови, звали местных жителей, но не говорили, для кого именно кровь. Мама потом узнала и сказала, если бы по ТВ сообщили, что для Лебедя кровь нужна и для нашего главы Рогового, то всё бы кинулись в больницу их спасать, — рассказала жительница посёлка Ойский Ермаковского района Вера.

Константин Степанов

Несмотря на то, что Константин Степанов был опытнейшим журналистом, успевшим поработать в большинстве красноярских газет, все коллеги, независимо от возраста, называли его Костя. Такой он был досконально свой, с фирменным чувством юмора и огромным талантом.

«Говорят, что из жизни уходят в первую очередь, лучшие. Воистину так. Константин Степанов как раз был одним из лучших. Скромнее его и откровеннее, отзывчивее, человечнее, добрее и трудолюбивее знала ли ещё красноярская журналистская братия? Вряд ли…

Порой казалось, что всех своих земляков он знает по именам — столько у него было знакомых, приятелей, друзей. Вдоль и поперёк исколесил он родное Красноярье, повидал чудес и в решете и без оного. С народом простым был на ты, со знаменитостями — тоже по-свойски. Иван Ярыгин, Олег Романцев, Сергей Ломанов, политики самых разных калибров, да кто только не знал про то, что есть такой на земле Костя Степанов — неугомонный репортёр и хороший сибирский мужик.

Его знали повсюду, и все подчёркивали, какой замечательный человек и талантливый журналист был Константин Степанов, правдиво отражавший происходящие в крае события, вкладывавший в работу всю душу, несший людям свет и добро. Справедливо отмечали также и то, что он многое сделал для популяризации красноярского спорта, что во всех его статьях чувствовалась настоящая любовь к спорту», — писали о Константине Степанове «Городские новости».

Костя Степанов погиб на месте катастрофы.

Наталья Пивоварова

Наташа была самой молодой из всех, находившихся на борту вертолета, ей было всего 23 года. А эта командировка с Лебедем оказалась для нее первой и последней. Она всегда была очень веселой и компанейской, прекрасным организатором и заводилой в любой компании, играла на гитаре и писала песни.

Она всегда мечтала о журналистике, но поступила в педагогический. Однако по окончании вуза вернулась к мечте: ее взяли корреспондентом на 7 канал. Коллеги рассказывали, что незадолго до поездки с Лебедем Наташа сделала сюжет о каком-то черном маге, и он ей пообещал отомстить. Сразу после этого она попала в автоаварию, долго восстанавливалась, но потом вернулась на телеканал.

В ту командировку в Ергаки должен был лететь другой корреспондент, Павел Дьяков, тоже ныне покойный. По официальной версии, он отказался в последний момент, и вместо него командировали Наташу. Сам Павел неоднократно рассказывал, что на самом деле его упросила Наталья: ей очень хотелось полететь вместе с первыми лицами края, чтобы сделать серьезный сюжет.

Врачи Ермаковской больницы боролись за жизнь Натальи несколько часов, и до последнего момента все надеялись, что она выкарабкается. Но поздно вечером 28 апреля ее не стало…

Игорь Гареев

Игорь оказался на телевидении исключительно благодаря своему таланту. По профессии он был речником, на оператора не учился никогда. Как рассказывала мама Игоря, снимать он начал еще когда ходил на теплоходе матросом по Енисею: купил маленькую видеокамеру. Это было его хобби и его страстью. Какой-то знакомый заметил это и пригласил Игоря на краевое телевидение, «просто посмотреть». Он пришел и остался там навсегда.

Игорь Гареев скончался в Ермаковской больнице.

Вечная память всем погибшим и здоровья всем, кому удалось пережить тот страшный день.

Комментарий

Дмитрий Голованов, председатель Союза журналистов Красноярского края:

— Это страшная дата в истории красноярской журналистики. Мы обязательно почтим память наших коллег у нас в Доме журналиста. А на ближайших выходных состоится шахматный турнир имени Александра Лебедя, который мы также посвящаем нашим коллегам, память о которых вечно жива в наших сердцах.

Тот день я, конечно, помню очень хорошо. Хотя это был выходной, все как услышали, сразу прибежали на работу. И потом весь день и всю ночь выясняли, кто погиб, кто выжил… Информация обновлялась постоянно. Конечно, очень тревожились за коллег. Я тогда работал в региональных «Известиях», по соседству с нами был «Красноярский рабочий», мы практически одним коллективом были, поэтому особенно сильно переживали за Лену Лопатину. Ее сначала погибшей объявили, потом сказали, что жива, но между жизнью и смертью… К сожалению, ей так и не удалось восстановиться до конца.

Еще про Костю Степанова хочу сказать. Он такой светлый человек был, его все любили. А жил он недалеко от «Офсета», и к нам забегал чуть ли не каждый день. А на «Офсете» у него был блат: там каждое утро, когда прессу печатали, бракованные газеты просто вываливали куда-то в коридор. Ну, где-то шрифт поплыл, где-то надорвано, незначительный брак. Ему разрешали приходить рано утром и их забирать. И вот он их брал и еще до начала рабочего дня пробегал по нашим кабинетам и каждому на стол раскладывал, кто что любит, — кому «Коммерсант», кому «Комок», кому еще что. И в то воскресенье перед командировкой забежал. Мы пришли на работу, уже знали, что он погиб, а у каждого на столе – такой привет от него…

А Гену Климика я видел в прошлом году. Он тоже после той аварии долго болел, но выздоровел. И сейчас тяжело переболел ковидом, месяц на вентиляции, но опять бодр и весел. Все у него хорошо.

Фото: из свободных источников.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА