Проспект культуры
Красноярцам покажут премьеру редкой оперы «Капулетти и Монтекки» Винченцо Беллини
Автор либретто написал произведение раньше Шекспира.
Очередная премьера редко исполняемого произведения состоится в Красноярском театре оперы и балета им. Д. А. Хворостовского. На этот раз зрителям представят оперу “Капулетти и Монтекки” Винченцо Беллини.
Трагедия “Ромео и Джульетта” — вечная история о трагической любви — известна каждому. Но не все знают, что она придумана не Шекспиром. “До английского писателя сюжет обрёл форму в Италии, причём руку к этому приложил не один автор, — рассказывают представители театра. — Среди них Маттео Банделло. По одной из версий его новеллу “Несчастная смерть двух несчастных влюблённых” и взял за основу Шекспир. Либреттист оперы “Капулетти и Монтекки” Феличе Романи тоже использует как источник текста новеллу Банделло. Акцент по-прежнему на истории юных влюблённых, но более детально выписана тема вражды между Капулетти и Монтекки”.
Есть ещё ряд отличий от сюжета Шекспира. Например, на момент начала герои уже знакомы и уже влюблены, а Тебальдо — не брат, а жених героини.
Авторы постановки отмечают: нечастых посетителей оперного театра может удивить, что партию Ромео исполняет девушка. Но это не особый режиссёрский ход — так задумано самим Беллини, композитором XIX века. Партию Ромео он намеренно отдал женщине: два молодых голоса несчастных влюблённых имеют практически одинаковый тембр и регистр. Так Беллини противопоставляет мужскому миру с его жестокостью любовь Ромео и Джульетты — сближая голоса влюблённых по тембровому звучанию.
В красноярском спектакле партию Ромео исполнит Дарья Рябинко, а также Мария Бойко (солистка Оперного театра на Рейне (Дюссельдорф)). Приглашены ещё два артиста: 18 мая на красноярскую сцену выйдут солист Московской филармонии тенор Юрий Ростоцкий (в партии Тебальдо) и солист Государственного башкирского театра оперы и балета народный артист Республики Башкортостан бас Артур Каипкулов (в партии отца Джульетты).
Над оперой “Капулетти и Монтекки” работает приглашённый музыкальный руководитель — народный артист Республики Башкортостан, лауреат Российской национальной театральной премии “Золотая маска”, главный дирижёр Башкирского государственного театра оперы и балета Артем Макаров.
— Этот материал давно привлекал меня вечным сюжетом и, конечно же, великолепной музыкой Беллини, — говорит он. — Но не было исполнителя на роль Ромео. А здесь Ромео — ведущий персонаж не только по драматургии, но и по сложности вокальной партии. Найти в одном артисте подходящие типаж, тембр и виртуозное владение голосом крайне сложно. Думаю, это одна из причин, почему опера ставится очень редко. В красноярском театре есть замечательная певица Дарья Рябинко, которая отлично вписывается в эту роль.
Режиссёр-постановщик спектакля — Елизавета Корнеева. У неё уже есть опыт работы с этим музыкальным материалом: она ставила оперу “Капулетти и Монтекки” в Московском Доме музыки в 2020 году, впервые открыв её для российской публики в сценическом варианте. Спектакль был номинирован на Национальную оперную премию “Онегин”. Однако это не перенос постановки — в Красноярске будет представлена совершенно иная версия.
— Что меня действительно увлекает в опере Беллини — другой угол зрения на саму историю, нежели у Шекспира, — отмечает Елизавета Корнеева. — Его произведение называется не “Ромео и Джульетта”, а “Капулетти и Монтекки”, причём, что очень важно, именно Капулетти здесь на первом плане. Изначально опера вообще называлась “Джульетта Капулетти” — история была прежде всего о ней, потом уже появилась вторая сторона. И я считаю, что Джульетта всё равно в центре происходящего. В самом начале хор скандирует её имя. Джульетты ещё нет на сцене, но она уже находится в эпицентре конфликта, пусть напрямую в нём и не участвует.
Сценография спектакля современная, с эклектичными акцентами. Например, вместо привычного балкона Джульетты зрители увидят двухэтажную металлическую кровать, а Тебальдо приедет на мотоцикле. За костюмы и декорации отвечают приглашённые специалисты из Москвы: художник-постановщик Екатерина Агений и художник по костюмам Кирилл Саленков.По идее режиссёра и художников соединение бытовых предметов и высокой музыкальной лексики вкупе с трагическим сюжетом рождает новые смыслы.
— Такова и афиша спектакля: маленькая девочка в современном жёлтом платье находится в одном пространстве с античными статуями. Она символизирует будущее, статуи — прошлое, а общее пространство для них — настоящее, для которого всегда актуальны вопросы, подобные тем, какие ставит перед нами история Ромео и Джульетты. Настоящее всегда рождено во взаимоотношении прошлого и будущего, иначе не бывает, — поясняет Елизавета Корнеева.
Премьерные показы оперы “Капулетти и Монтекки” состоятся в Красноярском театре оперы и балета им. Д. А. Хворостовского 18,19 и 20 мая.