Новости
Состав наступления
Федеральная антимонопольная служба намерена добиваться закрепления уголовной ответственности за картельный сговор. На днях глава ведомства Игорь Артемьев сообщил, что уже в августе ФАС внесет в правительство законопроекты, предлагающие, в частности, поправить статью 178 УК РФ (“Монополистические действия и ограничение конкуренции”). По словам Артемьева, раз уж Россия с 2006 года признала ценовой сговор, раздел рынка уголовным преступлением, то и наказание должно быть соответствующим: например, в Европе и Северной Америке это лишение свободы сроком до десяти лет. В поправках, которые предложит ФАС, все-таки будет чуть меньше — от трех до шести. “Нам нужно принять новую 178-ю статью Уголовного кодекса, поскольку это действительно уголовное преступление”, — подчеркнул Артемьев.
Идея появилась не вдруг, о необходимости ужесточения наказания за монопольные сговоры на товарных рынках ФАС заговорила еще в 2004 году. “Пока 178-я статья характерна тем, что в нашем, например, регионе ни одного уголовного дела и ни одного вступившего в силу приговора по ней не было в течение последних пяти лет”, — объясняет заместитель руководителя УФАС по Красноярскому краю Олег Харченко. В общероссийском масштабе дела обстоят почти так же: лишь один обвинительный приговор. А ведь в период с 1997-го по 2003 годы было выявлено 287 таких преступлений, и 31 человек был осужден. Но в 2003-м в статью 178 УК РФ были внесены изменения, согласно которым обязательным признаком в составе преступления стало считаться нанесение ущерба в особо крупных размерах.
— Это очень сложно доказать: чаще всего картельные сговоры не ведут напрямую к причинению ущерба, и “потерпевшего” здесь определить проблематично — выходит, состава преступления просто нет. И, значит, наказывать не за что, — рассказывает Олег Харченко.
Меж тем власти не раз заявляли, что картельные сговоры на рынке — одна из основных причин высокой инфляции. В связи с неконтролируемым ростом цен на топливо премьер-министр России Владимир Путин даже пригрозил руководству ФАС отставками — в том случае, если оно не справится с ситуацией. Антимонопольщики бороться за правое дело собираются всеми возможными способами. Помимо закрепления уголовного наказания они предлагают увеличить штрафы с максимальных 200 до 300—500 тысяч рублей. И, главное, намерены требовать изменения самой формулировки состава преступления — включения в него получения прибыли в крупном размере. А это гораздо проще доказывается.
Эксперты убеждены, что в случае если правительство и Госдума поддержат данные изменения, повторные нарушения антимонопольного законодательства будут сведены к минимуму. А замруководителя УФАС по Красноярскому краю Олег Харченко утверждает, что некоторые изменения в работе службы уже заметны.
— Постановление пленума Высшего арбитражного суда
© 3 от 30 июня освободило ФАС от необходимости доказывать сговор — теперь достаточно квалифицировать одновременное повышение цен рядом участников рынка без каких-либо на то экономических причин, — говорит он. — В связи с чем, возможно, и дело о необоснованном снижении тремя красноярскими компаниями закупочных цен на молоко теперь получит другое развитие. Фактически же теперь, во-первых, нам не придется заниматься оперативно-розыскной деятельностью: в случае обнаружения состава преступления дело сразу передадим в органы внутренних дел. Во-вторых, данным постановлением будут руководствоваться суды, и в стране наконец появится единообразная практика. Так что монополизация какого-либо рынка уже сегодня существенно усложнилась.