Проспект культуры
В музее Ряузова проходит выставка «Эхо большой воды»
Отправной точкой для создания этой экспозиции стали рисунки живописца из Иркутска Виталия Рогаля.
Отправной точкой для создания этой экспозиции стали рисунки живописца из Иркутска Виталия Рогаля. После сообщения экскурсовода об этом факте зрители, как правило, недоумевают: какая же тут связь с нашим земляком? Но через минуту всё становится ясно.
Пятеро спасённых
“Эхо большой воды” — такое название носит выставка, действующая сейчас в музее художника Бориса Ряузова. С одной стороны, оно означает отголоски прошлого (картины возвращают нас на много лет назад). С другой — работы расположены так, что небольшие этюды расходятся от больших картин, как круги по воде (тоже своеобразное эхо). А с третьей... Всё по порядку.
У Бориса Яковлевича был собственный любимый катер, небольшой, но уютный, на хорошем ходу. На нём живописец объездил все окрестности Красноярска, заходил в Дивногорск, набираясь впечатлений. А назывался катерок — “Эхо”.
Однажды хозяин с тремя друзьями-художниками отправились на прогулку по Енисею. Отплыли от города километров на десять. И вдруг увидели лодку, которую захлестнуло водой. Пятеро взрослых, среди которых была женщина с грудным ребёнком, и двое трёхлетних детей уже захлёбывались, когда к ним подошёл катер.
В газете “Советская культура” (столичном, к слову, издании) в 1968 году вышел материал за подписью Л. Пятиной, в котором говорилось: “Зрелище было страшное: взрослые, подняв на руки малышей, из последних сил отчаянно сопротивлялись Енисею. Мужчины уже едва держались, когда Николай Сальников схватил и перебросил почти окоченевших малышей в катер...”
Целый чемодан этюдов
Вот такая приключилась история. Чуть позже заслуженный художник из Иркутска Виталий Рогаль, непосредственный участник событий, создал серию зарисовок, узнаваемо изобразив “Эхо” и его команду. Вдова Бориса Ряузова, Нина Васильевна (к сожалению, уже ушедшая из жизни), нашла эти рисунки в архивах мужа и принесла в музей. Так и появилась идея о создании выставки “Эхо большой воды”.
Постепенно пришло понимание того, что должно входить в экспозицию. Решили так: поскольку трое из команды катера воевали в Великую Отечественную, тему войны нужно раскрыть обязательно. И сегодня зрители могут познакомиться с письмами художника с передовой, увидеть фронтовой дневник, снимок демобилизованного Бориса Ряузова — в руках он держит целый чемодан с этюдами.
Сотрудники музея постарались отыскать работы молодого тогда ещё автора, связанные так или иначе с водой. “Эпизод в Баренцевом море” (1941 год), “На Балтике” (1943), “Пейзаж с рекой” (уже мирный 1945-й), “Военные корабли” (1952 год, очевидно, писал по памяти).
“Плавать умею”
Сохранились документы, связанные с увлечениями Бориса Ряузова. Например, его охотничий билет, а также карточка судоводителя, где наряду с ответами на официальные вопросы (где учился, какую должность занимает и т. д.) есть два слова: “Плавать умею”.
Страстью Бориса Яковлевича была рыбалка, поэтому мы можем увидеть его личные удочки и спиннинг, деревянный ящик для рыболовных снастей. А ещё — оранжевый спасательный круг, который в экспозиции присутствует не просто так. Дело в том, что одним из тех, кому помогли художники в августе 1968 года, оказался слесарь Красноярского судостроительного завода В. Я. Ефимов. Больше о нём ничего не известно. Через семь лет Борис Яковлевич проводил творческую встречу на этом самом заводе, и именно там ему подарили спасательный круг. История, как говорится, закольцевалась.
К слову, главный хранитель музея Юлия Петунина очень надеется, что за время работы выставки кто-нибудь из спасённых отзовётся.
Отлегло
Вода у Ряузова — это и Красноярская ГЭС, и бакены, и лодочная станция, и каменистый берег, и даже пляж на протоке. Это суда в заполярной Игарке и сельская пристань, тихий вечер и пасмурный день. Набережная Енисея и речной вокзал в разных ракурсах. Это участок реки у острова Посадного (пейзаж и сегодня практически не изменился), это белоснежные чайки над Обью, с которой связана часть жизни художника... Словом, кругом — вода. И напоследок ещё одна история-байка, связанная с катером “Эхо”. В какой-то момент Борису Яковлевичу наскучило ходить по воде на собственном судне. Он снял с него двигатель и пустил катер по Енисею в свободное плавание. А его моторку знали все речники, поэтому очень встревожились: вдруг случилось непоправимое? Говорят, люди даже жребий бросали, кому звонить в семью Ряузовых, чтобы сообщить печальную весть. Набрали номер, услышали знакомый голос... Отлегло. Всё в порядке.
Выставка “Эхо большой воды” приурочена в 103-летию художника Бориса Ряузова (1 июля), Дню работников морского и речного флота (3 июля) и Дню рыбака (10 июля). Работа её продлится до 3 сентября.
Запись на экскурсию по телефону 211-26-20. Доступна оплата “Пушкинской картой”.