Бизнес

Завод «Техком» под Красноярском после введения санкций нарастил объемы производства в три раза

На заводе производят импортные запчасти для разной техники.

Завод «Техком» под Красноярском после введения санкций нарастил объемы производства в три раза

Когда экономику лихорадит, сотрудники боятся потерять работу, а владельцы бизнеса — доходы. Но некоторые рассматривают кризис как новые возможности. В пригороде Красноярска Берёзовке на завод по производству запчастей “Техком” после ввода санкций заказы посыпались с утроенной силой. Нужно срочно наращивать мощности, расширять штат. Осенью “Техком” переедет в новое здание, и тогда начнётся новый этап развития предприятия.

Ни к экономическим и тем более политическим потрясениям производители комплектов запасных частей не готовились. Завод открыли 13 лет назад, когда об ограничениях поставок с Запада и речи не шло. Многие наоборот считали: зачем изобретать велосипед, если можно всё купить в готовом виде у тех, кто набил руку на производстве деталей и агрегатов?

Лазер стоил, как яхта

Дело закрутилось благодаря энтузиазму потомственного инженера Виктора Резера, который сейчас руководит “Техкомом”. В 1980-е годы Виктор Николаевич окончил в Дивногорске профтехучилище, и его распределили в этом же городе на завод низковольтной аппаратуры. От предприятия ему дали направление в Свердловск (теперь Екатеринбург), в инженерно-педагогический институт.

— Пока получал высшее образование и служил в армии, на дивногорском заводе сократились объёмы и персонал, так что возвращаться туда уже не было смысла, — вспоминает Виктор Резер. — Да и вообще профессия инженера стала невостребованной. Технари выживали как могли. Кто-то гонял с Дальнего Востока в Сибирь машины, кто-то пошёл в милицию или пожарную службу.

Виктор Николаевич начал продавать запчасти для сельхозтехники. Человек технически подкованный, он без труда запоминал каталожные номера — буквенно-числовые идентификаторы, гарантирующие, что деталь подойдёт к той или иной машине. Анализировал спрос: старался понять, на какие запчасти существует дефицит и почему. В конце концов подумал, не открыть ли собственное производство.

— В 2009 году я по своей инициативе съездил на выставку в Москву, увидел современные лазеры для резки металла и просто ими заболел, — рассказывает Виктор Резер. — Но заводской лазерный комплекс тогда стоил огромных денег — несколько миллионов долларов. Я решил сделать его самостоятельно. Нашёл единомышленников — ребят из Тулы. Мы вместе сконструировали и запустили вполне жизнеспособную модель, у которой точность среза 0,1 мм — это считается высоким показателем. Сами сделали стол-основание, электронную систему управления, всё друг с другом состыковали. Эта установка, плюс ещё одна похожая, тоже собственной сборки, используются до сих пор, на них можно изготовить любые детали. Не только для зерноуборочных комбайнов и посевных комплексов, но даже для кораблей: есть у нас и такие заказы.

Робот вместо сварщика

Главное достижение “Техкома” — здесь изначально отошли от штамповочного производства. В училище Виктора Резера учили делать заготовки, на основе которых потом можно получить абсолютно идентичные элементы. Бывало, что на создание одного эталонного образца уходило три-четыре месяца. Долго, трудоёмко и... невыгодно.

На предприятии у Виктора Николаевича рабочие создают любую деталь за час. С помощью лазеров, станков с числовым программным управлением и других современных машин. В одном из цехов даже есть большой сварочный робот. Его сейчас испытывают, и если он хорошо себя зарекомендует, то предприятие закупит целую линейку технологичных помощников человека.

— У нас параллельно идут два процесса, — объясняет Александр Резер, главный инженер “Техкома”, старший сын Виктора Николаевича. — Мы изготавливаем запчасти для аграриев Красноярского края, других сибирских регионов, Казахстана, Крыма, Белоруссии... Не успеет на них высохнуть краска — их уже грузят и отправляют по назначению. Второе направление — работа на перспективу. Это освоение новых технологий, поездки на научно-технические выставки в российские города, в Китай. Раньше стояла задача добиться рентабельности, а сегодня — наращивать мощности, внедрять инновации.

Александр окончил бакалавриат и магистратуру Сибирского государственного аэрокосмического университета имени Решетнёва (СибГАУ), но главное — у него есть место, где можно применить полученные знания.

На “Техкоме” трудятся ещё несколько выпускников СибГАУ. Должность конструктора, к примеру, уже четыре года занимает Ирина Пулатова.

— У меня отец работал токарем, поэтому о том, что такое производство, я имею представление с детства, — рассказала девушка. — Меня не смущают гул станков, груды железа вокруг. Наоборот — жизнь кипит, мы занимаемся полезным делом. Мои обязанности состоят в том, чтобы создавать 3D-модели деталей, которые нам привозят в качестве образцов. Потом на их основе по чертежам, которые тоже делаю я, выпускается аналоговое комплектующее оборудование.

Младший сын Виктора Николаевича Артур, к слову, тоже пробует силы в 3D-моделировании запасных частей, хотя ещё учится в школе — осенью пойдёт в одиннадцатый класс. Ещё в четырнадцать лет Артур получил на семейном предприятии свою первую, честно заслуженную зарплату. При этом спрос с него строже, чем с других.

И вас выучат

Цеха завода “Техком” разбросаны по территории, и это не очень удобно. Кроме того, жизнь требует наращивать объёмы производства, а также увеличивать количество специалистов в три, а то и в четыре раза, обучать токарей и сварщиков на месте, с нуля — как было в советские времена.

Чтобы воплотить в жизнь все эти планы, “Техком” начал строить на окраине Берёзовки новые корпуса. Первый уже готов, а вообще их будет три. Территория огорожена, внутри в вольере живут две симпатичные собаки породы алабай.

На вопрос, в чём секрет успешного ведения бизнеса и того, как удаётся всё время держаться на плаву и избегать пресловутого выгорания, Виктор Резер ответил так: “Нужно хотеть что-то сделать своими руками. Это доставляет удовольствие, вызывает гордость. Особенно то, что даётся с большим трудом. Можно провести параллель с преодолением препятствий в экстремальных видах спорта. Почему альпинист поднимается в гору? Потому что хочет испытать себя. Мы тоже ставим себе задачи. Достигли — отлично, движемся дальше. Сначала появляется интерес, а деньги — это уже бонус”.

Импортную запасную часть к сельскохозяйственному агрегату в лучшем случае привезут в течение месяца. При этом стандартный срок доставки — 60 дней. Местное предприятие выполнит заказ за пару дней и, скорее всего, предложит более привлекательную цену.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА