Стадион

Станислав Меркис: «Бабушка не понимает, за что мне платят деньги»

Мы поговорили с бывшим пресс-атташе красноярского футбольного «Енисея» о его взлете по карьерной лестнице, об отношении к спорту и о жизни.

Станислав Меркис: «Бабушка не понимает, за что мне платят деньги»
стас меркис

25-летний уроженец Казачинского Красноярского края, хайпово поработав в «Енисее», три года назад переехал в Москву. За это время «Губастый мальчик», как окрестил Меркиса Андрей Талалаев, работал в проектах Басты и Евро-2020, а в прошлом году стал трудиться в Российском футбольном союзе. В Красноярске Станислав встретился с главредом Gornovosti.

— В России в этом году должен был проходить финал Лиги чемпионов, сборная вполне вероятно поехала бы в Катар на чемпионат мира. По всем известным причинам этого не случилось. Не испытываешь ли разочарование, что большие проекты прошли мимо тебя?

— Год мог получиться очень насыщенным, мы даже зимой делали корпоративный календарь — наш идеальный 2022 год: в Петербурге финал ЛЧ, сборная едет в Катар на ЧМ, а в Англии женский ЕВРО c участием сборной России. Но все поменялось, от этого грустно и это сильно ударило по личным амбициям. Сейчас я пошел с таким же подходом, который был при начале пандемии, — у нас снова появилась возможность посмотреть по сторонам. Работа в РФС — это не только сборные, это Кубок России, Суперкубок, которые этим летом прошли на высоком уровне. Сейчас весь фокус внимания был сосредоточен на этих финалах — все ресурсы, эмоции и энергия были брошены туда. Ещё у нас есть ЮФЛ (Юношеская футбольная лига), которая играется в трёх возрастах. Это тоже важный проект, а ещё есть Молодёжная лига, региональные ЮФЛ, проект «Футбол в школе» и много чего ещё. Мы стали больше внимания обращать на судей, стараемся работать над их имиджем, чтобы о них вспоминали не только когда разгораются скандалы, а чтобы они были людьми — полноценными участниками футбольного процесса.

— Ты свое отношение к судьям как-то поменял уже?

— Это всегда происходит, когда ты варишься внутри, чувствуешь их работу, переживания. Начинаешь это пропускать через себя и совсем по-другому относишься к происходящему. Раньше ты хотел, чтобы условный Соболев гол забил, а теперь еще топишь за, чтобы тот же Карасев хорошо отсудил, и тот же Сергей Геннадьевич дает обратную связь, когда его сообщением поздравляешь с хорошей работой.

Вообще, зимой все думали, что Карасёв будет судить финал Лиги чемпионов и поедет в Катар. Мы начали разогревать, даже ребят из 433 (самый большой футбольный паблик, более 50 млн подписчиков) привозили на сборы судей, чтобы показать день арбитра. Для их аудитории это было впервые, были очень крутые цифры – за день сняли 25 сториз, которые собрали порядка 40 миллионов просмотров. Все остались довольны.

Медиалига и блогеры

— Много сейчас говорится про Медиалигу, у них большая аудитория, шоу. Мнения разные, ты что думаешь на счёт этого всего?

— Все новое имеет место быть, другой вопрос — сколько это проживет? Что проект можно после себя оставить? 5 лет назад, когда появились «Амкал», «2DROTS», они играли сами с собой, не привлекая профессиональных футболистов, никто не думал, что это дорастет до масштабной движухи, сейчас, может, это даже субкультурой можно назвать. Я смотрел матч на «Ютьюбе» и живьем месяц назад на «ВТБ-Арене» финал Медиалиги, где «2DROTS» победили «Basement». На мой взгляд, это все-таки онлайн-продукт, потому что на стадионе ты не замечаешь частого общения с судьями, не слышишь комментаторов, их гостей, там на бровке все время что-то происходит. В трансляции все это перекрывает более низкий уровень футбола, чем обычный матч среди профи. Здесь задача клубов еще в другом, если уж вы зовете блогеров в свой город, чтобы дети, которые фанатеют от того же «Амкала», потом пришли на обычный матч чемпионата. В этом смысле отлично сработало московское «Динамо», которое различными активностями перетянуло одеяло на себя в хорошем смысле этого слова, тут нужна подготовка и спланированная работа. У них здесь видна стратегия, вдумчивое планирование, которое охватывает целый ряд подобных ивентов.

— Решение РФС допустить Амкал и «2DROTS» в Кубок России насколько себя оправдало?

— Самое главное — огромное внимание с первых раундов. У этих команд на двоих больше 5 миллионов аудитория в сетях. Самый простой пример — наша статистика в соцсетях Кубка по просмотрам, охватам и вовлечению уже на первых стадиях выше, чем была на прошлом финале «Динамо» — «Спартак». Согласись, это, наверное, первый розыгрыш, когда абсолютно все узнали, что начался Кубок, как сыграли команды, сколько любительских клубов прошло дальше. Абсолютно все писали про турнир. В этом главная заслуга медийных команд, ну а плюс им — показали себя в официальных матчах на фоне профессионалов, хотя все знают, что и за «дротов», и за «Амкал» играет много качественных игроков.

Показать себя – ответить хейтерам и скептикам, консерваторам, которые не признают медиафутбол. Очень много было, в том числе в наших соцсетях, комментариев: мол, отлетят в первом раунде, зачем позвали и так далее. Медиафутбол в плане открытости команд — это то, к чему рано или поздно, я думаю, придет профессиональный спорт. Это придется сделать в борьбе за аудиторию. Всем нужно зрелище, простота, легкодоступность — это все то, что было у «Амкала» и «2DROTS». У них президенты клубов сами ведут соцсети, причем и во время матча, игроки общаются в течение игры со СМИ, нет барьеров в плане освещения жизни команды.

Вообще, если резюмировать выступление медийных команд, все получилось круто. Каждый матч – яркие эмоции, искренность, накал, драма. Из пяти матчей – в трёх серии пенальти! Илья Кузнецов из Матч ТВ публиковал рейтинги – у игр блогеров были цифры на уровне топ-клубов РПЛ. Есть и другие итоги, думаю, в том числе на контрасте этим командам болельщики начались следить за другими любителями – «СтавропольАгроСоюзом» из Невинномысска. Они единственные не профики в 4-м раунде!

— «Матч-ТВ» в межсезонье провел конкурс на лучшую работу соцсетей клубов в межсезонье, где ты входил в жюри. Поясни, почему так важно вести активную работу, когда соревнований нет?

— Жизнь футбольного клуба — это организм: если он засыпает, то его надо будить и заново растормашивать. Полноценная работа в межсезонье дает возможность безболезненно вкатиться в сезон с уже прокачанной аудиторией, которая ждет первого матча сезона, на прогретых болельщиков ты продаешь абонементы, атрибутику, плюс крутая тема – это представление футболиста. Чем интереснее ты это сделаешь, тем проще из него будет сотворить звезду, если затем пойдут результаты. В общем, много факторов.

— Ты можешь привести примеры хорошей работы в соцсетях среди обычных клубов страны, не беря в расчет «Зенит», «Спартак», «Динамо».

— Да те же «Химки» в представлении Дениса Давыдова в футболке Месси едва не взяли первое место в упомянутом конкурсе, немного баллов не хватило; если брать дивизионы ниже, то я бы вообще отметил всеобщий рост практически у всех. Если шесть лет назад медийкой клуба в той же ФНЛ занимался один пресс-атташе, то сейчас ситуация меняется. РФС и лиги через регламентные нормы стимулируют, чтобы клубы развивались в том числе с помощью SMM, во многие команды приходят более свежие и прогрессивные руководители, которым уже не нужно объяснять, для чего это все нужно.

— Когда ты работал в «Енисее», то часто слышал от мэтров красноярской спортивной журналистики упреки на юный возраст, отсутствие профильного образования, в РФС такое на себе не ловил?

— Все-таки я в РФС уже пришел с неким бэкграундом, кто-то знал меня по работе на Евро-2020, да и в кабинете сейчас я самым младшим не выгляжу -- может, из-за виднеющейся лысины; если серьезно, то проблем с возрастом не ощущается, да и в «Енисее» это была проблема первого сезона, пожалуй. Наоборот, глядя в том числе на мой кейс, многие ребята получили шанс в других клубах в относительно юном возрасте, средний возраст эсэмэмщиков и пресс-атташе сильно уменьшился.

— Ты бы какой дал совет тем, кто сейчас только в начале пути, кто только пробует снимать, что-то писать и придумывать, как это делал ты, будучи школьником села Казачинское.

— Если из банального, то продолжать пробовать, нельзя опускать руки, стучаться во все двери и ждать своего шанса. Четыре или пять лет прошло с тех пор, когда начал по фану вести болельщицкие соцсети «Енисея», до официальной работы в клубе. Обязательно нужно следить за опытом других коллег, я со школы был подписан на все самые успешные клубы мира, РПЛ, МЛС, НХЛ и проекты вроде «433». Все удачные кейсы можно адаптировать даже при минимальных бюджетах. Тот же «Акрон» отлично использовал опыт «Венеции» с презентацией формы, где была задействована красивая девушка. Что касается учебы в вузе, то мне это лишь помогло адаптироваться во взрослой жизни, первый год жил в общежитии, а после первого курса я уже перевелся на заочку и стал работать в «Енисее».

— Ты же, учась в школе, весьма безапелляционно писал всем подряд журналистам: «Здрасьте, я Стас Меркис, почитайте мои тексты!» Вроде даже Василий Уткин тебя как-то послал. Кого еще доставал?

— Из красноярских писал тебе, из столичных Василию Конову, Игорю Рабинеру. С Василием Уткиным все просто получилось, у него была конференция на sports.ru, я просил его неоднократно что-то оценить, а потом он не выдержал и написал: «Иди в **пу» -- и забанил. Василий Конов отвечал, мы с ним потом много поработали вместе, и я за многое благодарен ему, как и тебе. Ты ведь тоже отвечал! Рабинер, помнится, прислал прямо полноценный разбор на мою статью. В принципе, все живые люди и дают обратную связь, мне кажется, сейчас еще более все открытые стали с новыми соцсетями.

О жизни

— Ты сейчас кем больше себя ощущаешь -- москвичом, красноярцем или казачинцем?

— В душе я казачинец; живя четвертый год в Москве, какую-то приземленность мне удалось сохранить, я благодарен своим родителям за воспитание, за ответственность, которую они мне привили. У меня, кстати, бабушка, ей за 80 лет, до сих пор не понимает, чем я занимаюсь. Когда мы видимся в Казачинском, она всегда спрашивает, что делаю? А я захожу в телефон по работе: кому-то ответить, что-то поправить, выложить. Она думает, что я бездельничаю. Показываю бабушке -- вот, смотри, публикую туда-сюда. «Ой, ладно», -- говорит бабуля. Не может она себе визуализировать, как это все происходит, да мне еще и деньги за это платят.

— Разве не было такого, чтобы кто-то из старших тебе сказал: «Стас, ты зазнался, поймал звезду!»

— Скорее такое было еще в Красноярске, когда друзья, в том числе и ты, время от времени «подпихивали» мне, да и это не было частым явлением -- лишь в начале, когда ты вчера студент, а сегодня поехал на сборы с клубом, о чем все детство мечтал.

— Кто крут по твоей линии на уровне других федераций в России?

— За другими видами спорта я сильно не слежу, если честно, но из тех, кто сразу приходят на ум, то это регбисты, они сейчас заметнее всех. Там что-то происходит, и время от времени об этом узнаю, там тоже молодые ребята работают.

— Как в целом устроена твоя работа в РФС?

— У нас демократия и негласное правило, что мы все работаем на равных. Каждый может попросить совета, помощи, нет такого, что как я сказал, так и будет.

— Твой непосредственный начальник, медиа-директор РФС Егор Крецан, не говорит тебе, мол, Стас, становись руководителем, принимай решения?

— Я же сразу и сказал, что у нас в службе коммуникации в этом плане демократия, которая и идет от Егора. У него нет задачи: завтра 10 новостей, послезавтра 15 постов, главное — чтобы была работа и он видел от нее результат. У нас нет проблем с мотивацией. Если нужно и есть задачи — сидим до победного.

Фото: предоставлены Станиславом Меркисом

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА