ЖКХ и благоустройство
Власти Красноярска намерены до конца 2024 года завершить ремонт коллектора в Зелёной Роще
На некоторых участках износ конструкций достиг 98 процентов.
Проходной коллектор в Советском районе — уникальное инженерное сооружение и постоянная головная боль для местных жителей. Построили его ещё в 60-х годах прошлого века, но лет тридцать тому назад фактически бросили. Не удивительно, что в последние десятилетия Зелёную Рощу время от времени накрывает волна запахов из прорвавшейся канализации. Как недавно установили специалисты, на некоторых участках износ конструкций достиг 98 процентов. Непростую ситуацию серьёзно осложняет ещё и то, что через этот коллектор также проходят все остальные инженерные коммуникации — теплопровод, сети горячей и холодной воды, электрокабель... Так что капитальный ремонт здесь — жизненная необходимость.
Мы готовы, но денег нет
“Проект по капремонту проходного коллектора в Зелёной Роще был готов ещё шесть-семь лет назад, — __сообщил Владислав Логинов, и. о. главы Красноярска.__ — Перекладывать надо все 22 километра, но денег на это у нас не было”.
Именно поэтому проект разбили на несколько этапов. В 2018 году при поддержке краевых властей и за счёт привлечения средств из внебюджетных источников удалось отремонтировать один из самых запущенных участков коллектора — от проспекта Металлургов, 8 до улицы Николаева, 7а общей протяжённостью 1,09 километра. Ещё через год общими усилиями привели в порядок 1,6 километра коммунальных сетей и самого коллектора на улицах Николаева, Устиновича и проспекте Металлургов.
Финансирование для следующего, третьего этапа капитального ремонта коллектора удалось получить только в этом году. Краевой бюджет выделил городу субсидию в размере 162,5 миллиона рублей. Этого достаточно, чтобы привести в порядок ещё чуть больше 2,5 километра инженерных сооружений в Зелёной Роще.
Люди не жалуются, натерпелись
Площадка по капитальному ремонту очередного участка коллектора начинается сразу за домом по проспекту Ульяновскому, 4. Выглядит она впечатляюще: плотно забитые тяжёлой техникой дворовые проезды, огороженные ярко-красной сеткой котлованы в четыре-пять метров глубиной... На дне — плотный пучок новеньких труб, бойкий ручей подземных вод и люди в оранжевых жилетах, которые периодически ныряют в тоннель высотой в рост человека. Но самое главное — стойкий запах старой канализации.
Строители говорят, что сейчас ещё более-менее терпимо. Работы на этом участке начались в начале июля — вот тогда было действительно тяжело. “Здесь даже просто рядом находиться было непросто, особенно в жаркие дни: давил запах аммиака и другие испарения, — __вспоминает Павел Кравцов, исполнительный директор компании “КрасРСК”.__ — Пришлось использовать особую технологию вскрытия коллектора, чтобы обеспечить естественное проветривание и проток воды. Только через неделю-полторы после этого мы запускали в тоннели людей в противогазах. Все многолетние наслоения в коллекторе нам пришлось убирать вручную и вывозить тачками”.
Примечательно, что от местных жителей нет ни одной жалобы. “Люди натерпелись за все эти годы, — __считает Елена Ланина, глава администрации Советского района.__ — Они видят, как работают строители и в каких условиях, поэтому готовы потерпеть ещё немного. Пока компания-подрядчик держится в графике”.
Кроме того, строители перед началом ремонтных работ проложили все необходимые для нормальной жизни временные коммуникации, так что у жителей Зелёной Рощи всё в порядке и с водой, и с теплоснабжением.
Правильно организовали
“КрасРСК” должна до 12 декабря заменить на этом участке коллектора все подземные бетонные конструкции и пролегающие в тоннеле теплосети, водопровод и канализацию. Для работы используют современные и, что важно, отечественные материалы. В частности, новую канализацию здесь выкладывают из гофрированных полимерных труб. По словам строителей, такие изделия хорошо показали себя в суровых сибирских условиях. _“Эти трубы более долговечны и в ходе эксплуатации за счёт усиленного ребра жёсткости лучше держат провисы. Поэтому канализационные стоки проходят равномерно и сеть работает без сбоев. В целом мы обеспечены необходимыми материалами для выполнения контракта в полном объёме”, — __сообщил Павел Кравцов.___
Трасса коллектора проходит не только через дворы, гаражные массивы, но и через школы, детские сады. Владислав Логинов во время выездного совещания проверил, как строители организовали работы на территории социальных учреждений. “Главное — обеспечить безопасность детей, — __считает и. о. мэра.__ — Пока ни у нас, ни у руководства учреждений вопросов по этому направлению нет”.
Ещё два года
Городские власти планируют завершить капитальный ремонт коллектора в течение следующих двух лет. “Будем работать ещё в 2023 и 2024 годах, — __сообщил Владислав Логинов. __и— Сразу выполнить весь необходимый объём работ мы не сможем”.
Главная причина — отсутствие необходимого финансирования. По расчётам специалистов городской администрации, общая стоимость проекта по капремонту проходного коллектора — около 850 миллионов рублей. Очевидно, что в городском бюджете таких денег нет.
Кроме того, организовать ремонт коммуникаций на таком большом отрезке без отключения жителей Зелёной Рощи от воды и тепла невозможно. _“Поэтому мы берём относительно небольшой участок, прокладываем там временные трубопроводы для воды, канализации и тепла и только потом приступаем к ремонту”, — __пояснил и. о. главы города.___
АКЦЕНТ
Проходной коллектор в Зелёной Роще построен Красноярским металлургическим заводом (КраМЗ, запущен в 1966 году) в конце 60-х годов прошлого века. Тогда в подземные тоннели из железобетона общей протяжённостью около 22 километров завели все инженерные сети нового жилого микрорайона. По тем временам это считалось передовым решением, которое должно было обеспечить долговременное и безопасное функционирование коммунального хозяйства на данной территории даже в случае боевых действий.
В начале 1990-х завод был приватизирован и обслуживание коллектора прекратилось. С тех пор и до 2018 года на сооружении ни разу не было капитального ремонта. Годом ранее одна из камер проходного коллектора на Ульяновском проспекте провалилась. Городские власти тогда с трудом справились с последствиями этой аварии.