Проспект культуры
Концертный хор Санкт-Петербурга выступил в Красноярске
В Малом зале Красноярской краевой филармонии в рамках фестиваля «Азия-Сибирь-Европа» в минувшее воскресенье состоялось выступление Концертного хора Санкт-Петербурга под руководством заслуженного артиста России Владимира Беглецова. Прозвучал масштабный цикла Валерия Гаврилина — Хоровая симфония-действо «Перезвоны».
Само сочинение — удивительное. Большая удача услышать его в живом исполнении. Это почти мистическое произведение, написанное на излете советской эпохи, пронизанное глубочайшей рефлексией, являющееся очередной попыткой осмысления темы духовного пути.
А трактовка, которую привез в Красноярск из Петербурга Владимир Беглецов, вообще уникальна.
Традиционно «Перезвоны» исполняет хор, гобой и ударные. Но в православных храмах инструментальная музыка не допускается. Поэтому Владимир Беглецов создал для Концертного хора Санкт-Петербурга, который выступает преимущественно под сводами соборов, свою интерпретацию. Хор исполняет «Перезвоны» a capella - только голосом, без сопровождения гобоя и ударных, а между номерами вкраплены пьесы Георгия Свиридова.
Пение a capella всегда производит сильнейшее впечатление. В «Перезвонах» оно длится больше часа.
Это не музыка. Это обнаженное, живое прикосновение к душе. Когда только голосом передается и боль, и раскаяние, и смех, и ликование, и глубокая скорбь, и отчаянная надежда. Голосом исполняются даже перезвоны колоколов. Пение чередуется с декламацией, вокальные фразы порой соскальзывают в крик, проникновенные мелодии прерываются диссонансами, шепот сменяется смехом, гармония вдруг переходит в гул…
Номера сменяют друг друга, символизируя пестрый калейдоскоп контрастных жизненных сцен. Пьесы Свиридова необычайно органичны внутри цикла — идеи двух композиторов живо перекликаются друг с другом, и программа воспринимается монолитно, как единое целое.
Даже неудобно говорить о том, что с музыкантской точки зрения все это идеально чисто, точно, безупречно выстроено. Чисто - не совсем нужное слово. Это абсолютно честно. По-настоящему. Через сердце.
Сам Гаврилин как-то рассказывал:
«Сюжетно «Перезвоны» — это картина жизни человека. Есть такой эпизод в «Севастопольских рассказах Льва Толстого: солдат шел в атаку, вдруг его что-то толкнуло в плечо. Он упал, и вся его жизнь прошла перед ним. Дальше в рассказе идет описание этой жизни с подробностями и деталями. И в заключение Толстой пишет только одну фразу: «Он был убит пулей наповал». Вот этот эпизод подсказал мне идею конструкции «Перезвонов», идею калейдоскопа разных картин. Каждая часть — это отдельная картина…»
Для слушателя «Перезвоны» — это особый эмоциональный опыт. Это возможность прочувствовать тот самый «толчок в плечо», пережить эту мистическую остановку, безвременье. Паузу между прошлым и будущим.
И иметь шанс после этого встать, выйти из концертного зала и пойти дальше. Вспомнив о том, куда ведут все дороги, и где тот берег, к которому суждено пристать…
Фото предоставил концертный хор
Автор: Дана Бенюмова