Общество

Красноярские кондукторы совершают добрые дела

Кондуктор должен обладать психологической устойчивостью.

Красноярские кондукторы совершают добрые дела

Кондукторов не обучают в техникумах и уж тем более в вузах. Конкурса на такие рабочие места тоже нет и поэтому автотранспортные предприятия не выставляют при приёме жёстких требований к кандидатам. Однако надолго в этой профессии остаются только самые терпеливые и честные. Нередко именно они совершают поступки, после которых на душе становится немного светлее и возникает мысль — не всё так плохо в этом мире.

Хороших людей больше

Хочу поделиться доброй историей. Моя восьмилетняя дочь сегодня оставила телефон в автобусе № 63. Нам повезло, что его нашла кондуктор Анна. Она сразу ответила на мой звонок, сказала, что привезёт мобильник и дождётся меня на конечной остановке. Фотографироваться Анна не захотела — из скромности, но я сделала снимок автобуса. Давайте рассказывать о добрых экипажах чаще”.

Такое сообщение разместила на официальной страничке мэрии в социальной сети “ВКонтакте” одна из жительниц Красноярска. В департаменте городского транспорта мы выяснили, что у хорошего кондуктора Анны есть фамилия — Шаляева и работает она на Красноярском пассажирском автотранспортном предприятии (КПАТП). Там же нам подтвердили, что порядочных экипажей в красноярских автобусах, которые уже не раз проявили себя с лучшей стороны, в нашем городе много.

— Работа тех же кондукторов связана с наличными деньгами, постоянным общением с очень разными людьми и самыми непредвиденными ситуациями, которые в любой момент могут произойти в пассажирском салоне, — объяснила нам Даниелла Ханова, пресс-секретарь городского департамента транспорта.

Благодарности не жду

Об одном таком случае нам рассказала Ольга Осипенко, кондуктор с тринадцатилетним стажем. “В пандемию в наш автобус вошла женщина, взяла у меня маску, надела — и начала задыхаться, — говорит Ольга. — Она оказалась астматиком и так отреагировала на небольшую нехватку воздуха. Ничего страшного, слава богу, не произошло — мы ей вовремя помогли. Я с тех пор перестала мерить всех одной “маской” и стараюсь подходить к каждому индивидуально”.

Ольга Осипенко когда-то трудилась на шёлковом комбинате, который развалился в нулевые годы. Какое-то время перебивалась разовыми подработками. Потом по совету знакомых пришла в Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № 7. Условия порадовали: зарплата вовремя, отпуска и больничные гарантированы. Правда, скользящий график — два дня работы / два дня отдыха — предполагает, что в рейс приходится выходить и в выходные, и в праздники. Однако человек ко всему привыкает.

Что касается телефонов и других электронных гаджетов, то наша героиня находит и возвращает их хозяевам, как говорится, пачками. Чаще всего имущество рассеянным пассажирам возвращают через диспетчерскую своего транспортного предприятия. Это отработанная схема, и так удобнее всем.

— Никакой благодарности не жду, — говорит Ольга. — Я и сама иногда теряю какие-то вещи. Люди находят и отдают. Добро всегда возвращается.

Три секунды на раздумья

Ольга по своему характеру человек неконфликтный, и поэтому она искренне удивляется: зачем некоторые из пассажиров специально “заводят” салон — находят какой-нибудь незначительный, часто придуманный повод для шумного скандала?

— К сожалению, это больше свойственно людям пожилого возраста, — отмечает женщина. — Молодёжь в основном отличается дружелюбием, тактичностью и терпением. Улыбаются, шутят, без напоминания уступают места бабушкам или дедушкам. Кондуктор должен регулировать психологическую атмосферу в салоне, гасить конфликты. Есть буквально три секунды, чтобы сориентироваться и направить разговор в мирное русло.

Потеряшка из Перми

Оксана Богданова раньше работала в небольшом магазине. Когда он закрылся, устроилась в седьмое АТП. Ей тоже часто приходится возвращать самые разные “потеряшки” рассеянным красноярцам и гостям нашего города. Последнее из запомнившегося — история с забывчивым подростком из Перми.

На остановке “Оздоровительный комплекс “Гренада” в автобус вошла группа школьников. Судя по разговору это были иногородние спортсмены, которые приехали на какие-то сборы или соревнования. С ними был тренер, который скомандовал: “Рассчитайтесь карточками!” Затем группа покинула автобус на остановке “Театр оперы и балета” и, видимо, отправилась гулять по центру города.

— Когда я ребят рассчитывала, то услышала, как один мальчишка хвастается, что мама дала ему 500 рублей наличными, — вспоминает Оксана. — Именно он оставил на пассажирском сиденье чехол с картами и этой пятисоткой. Внутри была карта Сбербанка, с её помощью я смогла отыскать этого парня: отправила на его счёт рубль и написала СМС-сообщение с номером своего мобильного телефона.

Женщина думала, что при расчёте за первую же покупку — мороженное или газировку — мальчишка обнаружит пропажу и… сильно расстроится. Однако по неизвестным причинам он ей так и не перезвонил.

Прошёл час, другой, третий. Когда автобус в очередной раз приехал на конечную остановку “Гренада”, она уже собралась сходить в детский лагерь и поискать владельца карты через охрану. Но тут к кондуктору подошёл тренер и назвал фамилию своего невнимательного воспитанника. Оксана отдала ему чехол — и “словно камень с души свалился”.

Съездим на лестницу!

Оксана, так же как её коллега Ольга, считает, что кондуктор должен обладать психологической устойчивостью. Люди нередко “тянут” в автобус накопленные в офисе негативные эмоции или семейные проблемы. Выдерживать всё это тяжело.

Однако, по словам Оксаны Богдановой, в рейсе всегда есть место веселью и творчеству. Так, на 37-м маршруте кондуктор в новогодние праздники наряжалась в костюм Снегурочки, а водитель (он сейчас на пенсии) был Дедом Морозом. Прошлой зимой экипаж 55-го автобуса оформил салон в стиле гоголевских “Вечеров на хуторе близ Диканьки”.

К слову, женщина считает свой 37-й маршрут одним из лучших в Красноярске. В частности, потому, что он ведёт к недавно появившейся в городе Торгашинской лестнице, которая насчитывает 1 683 ступеней, а вечером освещается оригинальной иллюминацией.

Средняя зарплата кондукторов на транспортных предприятиях Красноярска составляет 40 тысяч рублей. На этих сотрудников распространяются все нормы трудового законодательства нашей страны. Во время пандемии экипажи общественного транспорта обязали следить за соблюдением масочного режима и строго спрашивали за его нарушения. Из-за этого нередко вспыхивали конфликты с пассажирами. Тогда многие кондукторы написали заявления на увольнение. Сейчас ситуация выправляется, и часть ушедших сотрудников вернулась к работе.

Нюанс

Все кондукторы не любят зиму. В сезон холодов пассажиры облачаются в объёмные шубы и толстые пуховики. Такая одежда занимает много места, и в часы пик это чувствуется особенно остро.

Фото: «Город Красноярск» ВКонтакте

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА