Наука и образование
Наталья Ендеркина: «Дети нуждаются в любви»
Заместитель директора прогимназии № 131 Наталья Ендеркина о детских мечтах, школьных буднях и успешных детях.
В Красноярске трудятся 13 тысяч учителей школ и педагогов дополнительного образования. В их числе — заместитель директора по учебной работе прогимназии № 131 Наталья Ендеркина. Мы поговорили с ней о роли учителя начальных классов в жизни ребёнка и о том, почему всегда нужно найти минуту, чтобы выслушать маленького человека.
— Наталья Ивановна, давно вы работаете в школе?
— Я уже 42 года работаю учителем начальных классов. Раньше работала в школе № 81, с замечательным директором Верой Петровной Бегун, которую могу назвать моим наставником. Я ей очень благодарна за полученные знания и опыт. Когда перешла в прогимназию № 131, тоже работала учителем и завучем начальных классов. В 2020 году перешла на должность заместителя директора по учебной работе.
— Почему в своё время выбрали факультет начальных классов?
— Я с детства мечтала быть воспитателем. Жила в селе Семенниково Ермаковского района, очень любила маленьких детей. Наверное, сказалось отношение ко мне семьи: была младшим ребёнком, меня все очень любили, видимо, это и повлияло.
Когда училась в школе, к нам приехали красноярские студентки проходить практику воспитателями. Я с ними подружилась, решила поступать в Красноярск. Девочки рассказали, что это нелегко, может и не получиться. А я училась хорошо, не боялась, но вдруг их слова меня остановили. Да и мама говорила: “Зачем ты так далеко поедешь, в Минусинске есть педагогический колледж”. В результате в Минусинск я и поступила. Отучившись четыре года, выдержала экзамены в педагогический институт уже в Красноярске.
Для меня дети всегда были особенными. Очень люблю малышей. Называю наших детсадовцев “горошинками”. Они такие светлые, добрые. У меня сейчас растёт маленькая внучка, гляжу на неё, и душа не нарадуется.
— Чем отличается прогимназия от обычной школы?
— У нас особенное образовательное учреждение, оно объединяет детский сад и начальную школу, в которой дети учатся с первого по четвёртый класс. Мы здесь все друг друга знаем, и педагоги, и дети, и родители. Особенность школы проявляется и в отношении к воспитанникам. У нас в основной образовательной программе прописан один из постулатов: “Признание каждого ребёнка успешным”. И вся работа прогимназии направлена на то, чтобы дети себя почувствовали такими. Ведётся активная внеурочная деятельность, ребята принимают участие в различных конкурсах, соревнованиях. Ежегодно мы проводим выпускной форум, на котором выдаём до 500 медалей. Один ребёнок может унести домой 20 наград, которые он заработал в течение года.
— Какой ребёнок считается успешным?
— Все дети одарённые, если получают достаточно любви и внимания от взрослого человека, все могут достигать хороших результатов в той или иной сфере.
— Сложно с маленькими? Они же подвижные, как ртуть, и требуют много внимания.
— Действительно, когда ведёшь уроки у маленьких, особенно у первоклассников, у тебя нет ни минуты, чтобы присесть. Нужно уделить внимание то одному, то другому ребёнку. Конечно, устаёшь, но одновременно понимаешь, что день прошёл не зря.
— Плоды труда сразу видно?
— Нет. Конечно, какие-то результаты можно быстро получить и увидеть: ребёнок стал руку правильно держать, писать аккуратнее. Но, например, патриотические чувства проявляются не сразу. Для этого нужно время, и радует, когда понимаешь: не зря что-то говорил, объяснял, приводил примеры. Я и дочь так воспитывала — придумывала такие истории, чтобы её утянуть в школьную деятельность, только бы не на улицу. Так и с малышами — всегда думаешь, что ты в них вложил.
— Современные дети отличаются от тех, что были двадцать — сорок лет назад?
— Отличаются. Я начала работать в 1980-е годы, мои первые воспитанники были спокойнее, покладистее сегодняшних. Тогда было больше человечности, доброты во взаимоотношениях. А сейчас дети гораздо продуктивнее, быстрее всё схватывают. Они довольно легко ориентируются в информационных технологиях. Иногда и у них приходится учиться.
— Возникают ли у вас трудности в работе с детьми?
— Наверное, в каждом классе есть маленький человек, которому нужно уделять больше внимания или который доставляет больше хлопот. Вот у меня был мальчишка очень активный. Он всегда ждал перемену. Как только звучал звонок, ребёнок бежал в игровую комнату, не обращая внимания на учителя. Однажды сломал там сиденья, на которые прыгнул с разбегу. Эти сиденья открывались, и внутрь можно было спрятаться. И он решил ребят напугать, но не получилось. Бедокурил всё время. С мамой вели беседы, но она его одна растила и боялась сделать что-то не так. Конечно, учитель может понять и маму, и ребёнка, но нужно ещё и остальным показать, как себя вести нельзя. Поэтому педагог должен уметь выбрать правильную линию поведения, при этом “усидев на трёх стульях”. Хотя маленькие дети не доставляют нам такие проблемы, как подростки. Такой вывод я делаю из своего опыта. С малышами проще дружить, договариваться. В таком возрасте ребёнок ещё доверчив. Его можно обнять. Он к тебе прижмётся, расскажет всё, как маме, о самом важном.
— Как вы думаете, зависит ли будущее маленького человека от его первого учителя?
— Будущее ребёнка начинает строиться ещё с детского сада. Там больше игровой деятельности, а учебная появляется уже в начальной школе. И конечно, очень важно, как ученик пройдёт этот этап. Многое здесь зависит от учителя. Это его задача — чтобы ребёнок понял, как и для чего нужно учиться. Чтобы у него появился интерес к получению знаний. Не случайно же говорят, что если ученик старался в начальной школе, то и в старшей будет успешен.
— Бывает, что ребёнка заранее готовят к школе. Он приходит в первый класс, когда уже может читать, немного считать. Возникает ощущение, что можно расслабиться. Как быть в таком случае?
— Мы используем в прогимназии систему Эльконина — Давыдова. Она построена таким образом, что даже читающий и считающий ребёнок получает другие навыки и знания. Например, учится общаться со взрослыми и детьми, работать в группе, задавать умные вопросы. Счёт и чтение — это средство для развития. Наши дети не работают на навык, весь процесс направлен на развитие теоретического мышления, то есть на способ. Если, к примеру, раньше просто учили правило “жи-ши” пиши с буквой “и”, то у нас дети сами выводят то, что уже известно: “ы” не пишется после твёрдой “ж”, потому что два твёрдых звука не могут звучать рядом.
— То есть у вас нет такого: “верьте мне на слово, я лучше знаю, потому что я учитель”?
— Нет, ребёнок сам “придумывает велосипед”, моделирует каждое правило в том же русском языке. Например, есть правило: чтобы писать “Ъ”, надо найти приставку, которая оканчивается на согласную, и корень, который начинается на гласную — хитрую “е”, “ё”, “ю”, “я”. Дети нарисовали схему, где обозначены приставка, квадратик-буква, твёрдый знак и корень слова. Ребёнок смотрит на эту схему и понимает, как надо действовать.
— Насколько малыши нуждаются в этом возрасте во внимании взрослых?
— Однозначно нуждаются. Только к четвёртому классу они начинают потихоньку дистанцироваться от учителя, становятся самостоятельными. Прежней близости с педагогом уже нет. Но в самых первых классах рядом нужна “учительница первая моя”.
— Если бы учителю попался идеальный класс — сплошные умники и умницы, то он бы заскучал или был очень рад? Не будет скучно с такими детьми?
— Скучно не будет, педагог просто расширит объём материала, что повысит и уровень подготовки детей. Всегда можно придумать что-то интересное.
— Есть ли общий совет для родителей и бабушек-дедушек младшеклассников?
— Слушать и слышать ребёнка. Конечно, сейчас темп жизни такой, что родители могут забегаться. Всё равно нужно найти хоть минутку, чтобы поговорить с ребёнком. Важно, чтобы он чувствовал внимание к себе, мог довериться самым близким. Такая же задача и у учителя начальных классов. Он не имеет права ограничиться обучением. Он должен стать частью жизни ученика.
Церемония награждения лауреатов премии главы города в области образования состоялась в Красноярске 6 октября. Премия вручается в Красноярске с 2009 года учителям, внедряющим новые образовательные методики, технологии, а также добившимся высоких результатов в обучении и воспитании детей.
В этом году лауреатами стали семь педагогов, в том числе Наталья Ендеркина. С заслуженными наградами и профессиональным праздником их поздравил мэр Владислав Логинов.
— Красноярск гордится своими образовательными традициями и профессиональными династиями. Именно они позволили сделать наш город известным в области науки, культуры и образования, создать систему, которая способна решать самые актуальные задачи. В свою очередь муниципалитет будет делать всё возможное, чтобы решать вопросы кадрового дефицита педагогического состава, строить новые и ремонтировать существующие школы, создавать условия для творчества и профессионального развития.