Актуально
Плавим снег, щадим газон. Так ли опасны противогололёдные материалы?
Мы решили разобраться и обратились с вопросами к красноярским учёным.
Тема использования на дорогах Красноярска противогололёдных материалов не на шутку будоражит нашу общественность. И в чём только не обвиняли препараты, которые плавят снег на автотрассах. Мол, они портят машины, обувь, дороги, газоны, попутно отравляя домашних животных… Но почему тогда весь мир борется с гололёдом не с помощью песка и скребка, а используя современные химические соединения? Есть ли смысл отказываться от достижений прогресса? Мы решили разобраться и обратились с вопросами к красноярским учёным.
Химия в помощь
— Почему-то у нас все противогололёдные материалы называют “бионордом”, это слово уже стало нарицательным, — говорит кандидат технических наук, доцент ВАК Ольга Дубровская. — А ведь это просто название конкретной торговой марки, с конкретной химической формулой и конкретным химическим составом. И применялся данный реагент только в 2018 и 2019 годах, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения в период Универсиады.
Впоследствии сотрудники аккредитованной Испытательной лаборатории строительных материалов и химического анализа воды, базирующейся в СФУ, подробно изучили этот самый “бионорд”. По словам Ольги Геннадьевны, состав его в принципе был правильным, но в реагенте всё же нашли ряд отрицательных факторов, которые могут воздействовать на автотранспорт и кожаные изделия. Поэтому от данной торговой марки отказались. Однако саму идею борьбы с гололёдом с помощью современных разработок отвергать не стали.
— Мы решили создать такой материал, который бы не вредил технике, не разрушал дороги и не влиял на здоровье, — отмечает Ольга Дубровская. — С таким запросом к нам обратились администрация города и муниципальное предприятие “Специализированное автотранспортное предприятие” (МП САТП. — Ред.). На все исследования был заключён трёхсторонний договор. С этой темой у нас работают и руководитель лаборатории, и молодые учёные, и аспиранты, и магистранты. В 2020 году мы получили смесь, в прошлом сезоне препарат прошёл тестирование, а сейчас лаборатория занимается оформлением документов. Надеюсь, что уже следующей зимой мы сможем использовать материал на улицах Красноярска.
Не пылить и не скрести
О реагенте, который создали красноярские учёные, мы немного подробнее расскажем ниже. А сейчас попробуем разобраться, почему специалисты не рекомендуют использовать зимой на дорогах старые способы. Например, ту же соль.
— Современные противогололёдные материалы имеют выверенный состав, в основе которого лежат хлорид натрия и хлорид кальция, — подчёркивает Ольга Дубровская. — А вот хлорид магния уже никто не добавляет — исследования показали, что он вызывает повышенную коррозию бетонных изделий, то есть буквально разваливает сооружения инфраструктуры дорог. В реагентах вы таких откровенно вредных компонентов не встретите — на производстве за этим следят строго. Но в обычной соли, выпаренной из озера, можно обнаружить самые разные токсиканты. И хлорид магния, и другие вещества, в том числе первого класса экологической опасности. Они могут спровоцировать повышенную коррозию, а также вызвать заболевания у людей и животных.
Ещё один вариант, который предлагают в качестве альтернативы химическим материалам, — посыпать дороги песком. Это сделает поверхность заснеженной трассы более шероховатой, повышая сцепление и снижая риск заносов и аварий. Однако у песка тоже хватает минусов. Главный из них — загрязнение воздуха. Ведь на самом деле после зимнего сезона 2018–2019 годов, когда дороги начали обрабатывать реагентами, пыли у нас стало куда меньше. Также песок забивает ливнёвки и буквально шкрябает машины, вызывая механические повреждения покрытия кузова.
Ну и, наконец, стоит упомянуть ещё один во всех смыслах дедовский способ борьбы со снегом и гололёдом. Это механическая очистка дорог: с помощью специальных насадок, скребущих поверхность.
— Я всегда своим студентам предлагаю: налейте на руку немного клея и, когда застынет, попробуйте его содрать. Что будет? Царапина! То же самое с дорогой, которую замело снегом и приморозило, — делится Ольга Геннадьевна. — Если механически убирать дорогу, то будет повреждение полотна. Как шутят автомобилисты, вместе со снегом весной сойдёт и асфальт.
А ещё полностью механизированная уборка приведёт к перекрытию улиц, в том числе и в час пик (снегопад может пойти в любое время). И вряд ли горожане к этому готовы.
Травка зеленеет
Так как всё же нужно бороться с гололёдом? Существуют ли такие материалы, которые не вредят ни машинам, ни экологии? Учёные говорят, что на сто процентов идеального рецепта нет. Однако можно подобрать оптимальный состав, который в условиях нашего города, с его повышенной влажностью, позволит решить подобную задачу. Более того, как мы писали выше, такой противогололёдный материал уже прошёл испытания.
— За счёт использования хлоридов натрия и кальция он эффективно плавит снег, — поясняет Ольга Дубровская. — А чтобы соль не вызывала коррозию, мы добавили ингибитор (подавитель отрицательного воздействия. — Ред.) — формиат натрия. Это хорошо изученный материал, который не влияет на экологию или здоровье людей. Когда основные соли растопят снег, ингибитор выступит и будет первым контактировать с машинами. И если на авто есть царапины или сколы, формиат натрия “налипнет” на них как скотч, полностью защищая корпус. То же самое и с обувью. Во время испытаний мы убедились в этом лично — целыми днями ходили по обработанным участкам, и с ботинками ничего не случилось.
Кроме соли и ингибитора, красноярские учёные добавили в смесь защитный компонент для биологических насаждений — это знакомая большинству дачников мочевина. Она работает как удобрение, препятствуя засаливанию придорожных газонов. Поэтому травка на испытательном участке после использования противогололёдного материала, созданного в нашей лаборатории, дружно взошла весной.
По регламенту
Проблема зимней очистки улиц упирается не только в выбор материала, который будет использован для борьбы с гололёдом. Важно и то, как соблюдается инструкция по его применению.
— В 2019–2020 годах мы разрабатывали для города регламент уборки автомагистралей, — говорит Ольга Дубровская. — В нём учтено множество факторов. Например, все дороги Красноярска ранжированы на основании относительной влажности и температуры дорожного полотна. И для каждого участка практически рассчитана оптимальная дозировка посыпки. Свои рекомендации мы передали САТП, и его сотрудники нас услышали.
Действительно, сегодня уборка красноярских улиц в МП “Специализированное автотранспортное предприятие” ведётся строго по регламенту. Все машины оборудованы специальными дозаторами, и на дорогу попадает чётко выверенное количество противогололёдного материала. А во время остановок, на том же светофоре, подача смеси автоматически перекрывается.
Также в рамках исследовательской работы на основе договора с администрацией и САТП исследователи создали препарат для предварительной обработки дорог перед зимним сезоном и средство, которым можно отмыть автотрассы весной.
КОММЕНТАРИЙ
Ирина Енджиевская, руководитель испытательной лаборатории строительных материалов и химического анализа воды:
— Стойкость дорожных элементов к воздействию противогололёдных реагентов зависит от многих факторов. И довольно часто дело не в тех химических соединениях, которые мы применяем для очистки улиц, а в качестве самого бетона. Производители не всегда вводят в смеси, для тех же бордюров, необходимые добавки, а также нередко нарушают технологию изготовления. И это тоже существенно влияет на то, как реагируют элементы дорожной инфраструктуры на применение антигололёдных материалов.