Новости
Не ваше дело
Предположительно уже с 2010 года водители, проходящие обязательную процедуру ТО своих автомобилей, вправе будут сами выбирать, где и у кого этим заниматься. Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение в Госдуму. По мнению инициаторов поправки, в случае принятия документа осмотр транспортных средств специалистами станет прозрачнее и избавит россиян от взяток и очередей.
Многие автомобилисты воспринимают новость с энтузиазмом. А вот в Госавтоинспекции возможные изменения комментируют неохотно. Точнее, не дают какой-либо развернутой информации на этот счет вообще, ссылаясь на то, что пока еще несостоявшийся факт в словоблудии со стороны людей в погонах не нуждается. Так что сегодня мы можем говорить лишь об идеальном в понимании авторов законопроекта развитии событий. А они вполне логично полагают: избавившись от техосмотра, ГИБДД сможет сосредоточиться на своей основной деятельности — организации дорожного движения. Автовладельцы же получат большую свободу выбора по цене и качеству, так как количество организаций, допущенных к проведению ТО, значительно увеличится.
— Это правильный шаг, потому что ГИБДД так и не удалось избавиться от коммерческой составляющей при прохождении техосмотра, — считает председатель общественной организации автомобилистов Красноярского края КРОДА
Иван Смолин. — Я не думаю, что передача такой ответственной процедуры в частные руки приведет к еще большей вседозволенности исполнителей.Во-первых, большая надежда возлагается на недавно принятый закон о саморегулирующихся организациях. Во-вторых, над проводящими техосмотр компаниями будет дамокловым мечом висеть страх потери лицензии в случае выявления каких-либо нарушений.
Упомянутые Смолиным саморегулирующиеся организации (СРО) — одно из ключевых обстоятельств готовящегося нововведения: техосмотр отдадут не просто в руки желающих любыми методами обогатиться предпринимателей. Речь идет о коммерческих структурах — станциях по проверке технического состояния машин. Предполагается, что они же станут оформлять все документы по этой процедуре и выдавать талоны о прохождении техосмотра. При этом — нести полную ответственность за ТО автомобиля. Депутаты надеются, что это позволит избежать коррупции, потому как СРО по закону несут большую ответственность, чем обычные коммерческие структуры. В связи с этим, по прогнозам экспертов, закон также уменьшит количество старых и неисправных автомобилей на российских дорогах, потому что владельцы откровенно “уставших” машин попросту не смогут оформить прохождение техосмотра, как это делается сейчас — за деньги. Примечательно, что это не первая попытка государства избавиться от взяточничества на пунктах ТО. Предыдущая попытка властей успеха не принесла: задумка с установкой камер видеонаблюдения в помещениях, где проводится осмотр транспортных средств, ничего кардинально не изменила — талоны стали покупать на улице перед входом. Или вообще вне зоны досягаемости — в заранее оговоренном месте по бывалой схеме советских времен: “Я от Иван Иваныча…”
Единственное опасение у владельцев транспортных средств (а заодно и главный контраргумент лобби ГИБДД) заключается в следующем: существует большая вероятность, что цены за прохождение техосмотра значительно повысятся, ведь заниматься процедурой ТО станут коммерческие структуры. Впрочем, и на этот счет у автомобильных экспертов имеется устойчивое мнение. А именно: честный техосмотр в условиях конкурентной борьбы станет более распространенным явлением. Взвинчивать стоимость услуги в разы организациям также невыгодно, потому как у каждого автовладельца появится право выбора.
— По нашим подсчетам, около 75 процентов владельцев машин избегают этого мероприятия не из вредности. Их просто пугают длинные очереди, — размышляет Иван Смолин. — Если качество сервиса действительно улучшится, тогда человек, наоборот, станет стремиться пройти техосмотр. Он и талон получит, и машину ему проверят досконально. Причем это все равно будет значительно дешевле, чем провести диагностику в том же автосервисе или мастерской.
— Будет лучше или хуже, сказать не могу, — скупо делится своими предположениями на этот счет заместитель начальника краевого ГИБДД Андрей Акимов. — Мне сейчас неизвестно, кто будет контролировать эти организации и как они будут проводить техосмотр.
На вопрос: “Как?” уже сейчас существует одно важное предположение. При подаче документов владельцем транспортного средства в соответствующую организацию с него не будут требовать справку о прохождении полного медицинского освидетельствования, как это делается сегодня. Срок действия такой справки, напомню, три года. Без нее легально пройти ТО невозможно. Вполне логичным видится готовящееся изменение об отмене этого пункта — в конце концов на техстанции проводится осмотр транспорта, а не человека.
Тем временем из Госдумы пришел еще один привет всем соотечественникам, находящимся за рулем. Депутаты отклонили проект поправок своего бывшего коллеги, лидера Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина в Закон “О безопасности дорожного движения”, согласно которому ПДД и перечень неисправностей транспортных средств, а также условия, при которых запрещается их эксплуатация, должны определяться федеральным законом. Сейчас оба этих документа утверждаются постановлением правительства. Напомню, ПДД регламентируют поведение участников движения на дороге, а перечень неисправностей (приложение к правилам) определяет условия, при которых автомобиль не пройдет техосмотр. При обнаружении хотя бы одной поломки из этого списка во время проверки на дороге сотрудники ГИБДД имеют право оштрафовать водителя независимо от наличия талона техосмотра. А за некоторые нарушения — например неработающие тормоза или не соответствующие ГОСТу световые приборы — инспектор может снять номера и изъять водительское удостоверение до решения суда. Сам Похмелкин аргументировал свою позицию так: если перечень неисправностей и ПДД будут устанавливаться законом, то чиновники не смогут кулуарно, без публичного обсуждения, вносить в документ изменения. В качестве примера он привел запрет на использование указателей поворота красного цвета, введенный в конце 2005 года без какого-либо громкого предупреждения. Тогда это вызвало массовое общественное негодование, и запрет был отсрочен. “В случае с законом такого бы не произошло”,— выразил уверенность глава Всероссийской общественной организации автомобилистов.
“Мы поддерживаем эту идею: ПДД затрагивают интересы огромного количества людей и не должны меняться в ходе кулуарных обсуждений, — объяснил отказ руководитель думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев. — Но по содержанию законопроект слишком поверхностный. С такими формулировками не получится урегулировать проблему”. Депутат отметил, что комитет уже приступил к разработке документа, схожего по содержанию с озвученными Похмелкиным идеями. “Законопроект планируется подготовить к лету 2009 года”, — подытожил Шишкарев.
Все это — перспективы отдаленные. Пока же автомобилистам следует помнить о ближайшем нововведении: по срочному решению правительства РФ (против такой формы и выступает Похмелкин) с 1 марта 2009 года, т.е. уже через девять дней, всем владельцам машин, чей водительский стаж не превышает двух лет, следует украшать свои транспортные средства желтым квадратом с черным восклицательным знаком внутри. Знаком отличия от бывалых автомобилистов.