Новости
Сделаны из одного треста
Против четырех нефтяных компаний России возбуждены антимонопольные административные дела, сообщил руководитель федерального антитрестовского ведомства Игорь Артемьев. Это, по его словам, “Роснефть”, “Газпромнефть”, ЛУКОЙЛ и ТНК — ВР, которые “необоснованно завышают отпускные цены топлива”. Красноярские борцы с монополиями также завели два дела на углеводородных поставщиков местного рынка — к ним относятся две первые компании списка Артемьева.
Как заявил “Городским новостям” заместитель главы краевого УФАС Олег Харченко, после февральской отмены таможенных пошлин на экспорт нефти оптовые цены поднимаются со скоростью 25 процентов в неделю и уже, по данным мониторинга экспертов, выросли с 1 февраля на 55—58 процентов. Это, по мнению Харченко, неизбежно обрушит и розничный рынок, если аппетиты нефтепромышленников не удастся обуздать. В коридорах красноярской власти, кстати, деятельностью антимонопольщиков недовольны и считают, что одних “возбужденных дел” мало. “Пусть принимают какие угодно меры, но только чтобы на автозаправках для населения были установлены приемлемые цены”, — это сказал нашей газете депутат Законодательного собрания, член комитета по законности и защите прав граждан Юрий Швыткин.
Мы уже писали о том, что при более чем трехкратном падении мировых цен на нефтепродукты российские чиновники решили спасти бюджет путем таможенных льгот для самых крупных корпораций страны. Однако это совершенно благородное решение воплотилось в жизнь по знаменитой формуле Виктора Черномырдина “хотели как лучше, а получилось как всегда”. Как утверждают в Федеральной антимонопольной службе, нефтяникам оказались абсолютно безразличны проблемы рядовых граждан. Они, в полном соответствии с уставами собственных компаний, приступили к извлечению прибыли даже из ничтожно малой цены топлива — около 40 долларов за баррель. Как это можно сделать, понятно — за счет 45 миллионов российских автовладельцев.
По словам Игоря Артемьева, динамика роста потребительских цен на внутреннем российском топливном рынке, не соответствующая темпам снижения стоимости углеводородов на основных мировых биржах, дает основание Федеральной антимонопольной службе предположить, что отечественная “нефтянка” продолжает получать незаконные сверхприбыли. Кстати, ФАС осенью минувшего года оштрафовала четыре крупнейшие нефтяные компании России — ТНК — ВР, “Газпромнефть”, ЛУКОЙЛ и “Роснефть” — за нарушения на топливном рынке на суммы от 1,1 до 1,5 миллиарда рублей. Но это не помогло. Судя по всему, бизнесмены включили убытки в бюджеты компаний и тем самым перегрузили свои проблемы на наши с вами головы. Антимонопольщикам снова пришлось возбуждать дела. И теперь “четырем сестрам”, если их провинность будет доказана, грозит колоссальный штраф. “Если вина будет установлена, а признаки нарушения, по нашему мнению, есть, то мы будем рассматривать это как рецидив, и штрафные санкции значительно повысяться”, — добавил Артемьев. Кроме этого, ФАС уже возбудила 150 антимонопольных дел в отношении средних топливных компаний. В целом, по словам руководителя службы, санкции планируется применить к 250 компаниям.
Заместитель руководителя Красноярского УФАС Олег Харченко говорит:
— Пока в Москве разбираются с нарушениями четырех компаний, нам дана команда из центра — искать спе-цифику местных топливных нарушений, и если состав есть, также возбуждать дела. Вот мы и возбудили два производства с формулировкой “Согласованные действия хозяйствующих субъектов, способствующие высоким ценам на топливо”. Ответчики — “Роснефть” и “Газпромнефть”, определение в их адрес выслано.
По словам Олега Харченко, любителям погреть руки на высоких ценах грозит серьезное наказание — штраф с оборота. Это от одного до 15 процентов годовой выручки. Если учесть, что только прибыль крупной нефтяной компании в прошлом году составляла от четырех до 10 миллиардов долларов, топливные монополисты окажутся по уши в долгах. Нет уже никаких сомнений, что правительство снова придумает для пострадавших новую льготу: известно ведь, что в условиях мирового кризиса необходимо спасать российскую базовую промышленность. Круг замыкается. И, что любопытно, вот на каком фундаменте — все четыре нефтяные корпорации в той или иной степени принадлежат государству же. Например, ОАО “НК “Роснефть” на 100 процентов управляется правительством — все ценные бумаги находятся в распоряжении некоммерческих структур, которые тем не менее коммерческую деятельность осуществляют. Ничего противозаконного здесь нет. Именно закон, абсурдно придуманный и написанный, и позволяет государству взращивать монстров-монополистов, а когда они проголодаются, кормить их теми деньгами, которые лежат поближе. “Нефтяникам не нужны мы, им нужно выкачать рублевую массу из населения и обменять ее на валюту”, — считает Олег Харченко.
Юрий Швыткин рассказал “Городским новостям”, что топливная проблема обсуждается в краевом парламенте: “Нам нужно активно вмешиваться в деятельность монополий. Но что касается УФАС с их делами, я думаю, это хорошая мина при плохой игре. Ну добьются они снижения цены литра на 10 копеек, и что? Показуха, не более. Пусть что хотят делают, но чтобы цены на заправках были адекватными потребительскому спросу!”
Все объясняется просто — в нефтяном секторе существует монопольный сговор, считает заведующий отделом по энергетике Института экономики Российской академии наук Владимир Волошин. “В России ряд регионов поделены между крупнейшими нефтяными компаниями, — полагает эксперт. — Они контролируют всю цепочку нефтепотока — от добычи и переработки до сбыта на бензоколонках, просто между собой договариваются. Одна-две компании определяют ценовую политику на местных рынках. Монополисты не подпускают никаких независимых производителей нефти ни к ее добыче, ни к переработке”.
Но нефтяникам пока весьма легко удается оспаривать миллиардные штрафы. В начале февраля арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области отменил решение службы о взыскании с “Газпромнефти” за нарушение закона о конкуренции 1,3 миллиарда рублей. Правда, в антимонопольном ведомстве с мнением суда не согласились. Рассмотрение других дел нефтяных компаний должно состояться в ближайшее время.