Проспект культуры

В память об Астафьеве. Как красноярские школьники изучают творчество классика

В этом им помогают благотворители и актеры местных театров.

В память об Астафьеве. Как красноярские школьники изучают творчество классика

29 ноября в России чествуют знаменитого русского писателя Виктора Петровича Астафьева: в этот день в 2001 году он ушел из жизни. Для жителей Красноярского края вспомнить великого земляка — дело чести. В этот день во многих учреждениях культуры региона пройдут мероприятия, посвященные его памяти.

О том, как современники относятся к литературному наследию писателя, мы попросили рассказать исполнительного директора Благотворительного фонда имени В.П. Астафьева Дарью Мосунову.

Школа и театр

Фонд реализует несколько проектов на территории Красноярского края и страны — конкурсы, благотворительные акции, образовательные мероприятия. Одним из самых интересных на протяжении нескольких лет остается проект по проведению литературных уроков по творчеству Астафьева и Пушкина с привлечением театральных артистов и музыкантов.

— Идея таких уроков родилась довольно давно. Нашей главной миссией всегда была и остается популяризация творчества Астафьева, в том числе в школах. Но за несколько лет существования фонда мы столкнулись с тем, что в наших конкурсах участвуют одни и те же учителя, которые любят творчество Виктор Петровича. А основная масса школьных преподавателей литературы не проявляют к нему интереса. Я стала спрашивать — почему? Ответы получала такие: потому что для детей Астафьев тяжелый, скучный, ученики его не понимают, в первом классе вообще не поймут, в старших читать некогда, в средних слишком больно читать о таком. При этом сами учителя признавались, что мало знакомы с творчеством писателя, — говорит Дарья Мосунова.

Чтобы преодолеть эти стереотипы, в фонде решили изменить подход к организации школьных уроков по изучению творчества красноярского классика. В тандеме с актером ТЮЗа Анатолием Новоселовым был предложен новый формат: Дарья рассказывала школьникам о писателе, а Новоселов читал им рассказы.

— Анатолий Петрович лично знал Астафьева, ставил спектакль «Звездопад» вместе с ним в качестве помощника режиссера. Он правильно делал акценты, передавал смысл, потому что сам был свидетелем, как Астафьев читал свои произведения. Для школьников мы выбрали автобиографический рассказ «Конь с розовой гривой», а также военную прозу. И это очень хорошо зашло! Мы потом подобрали подходящий грант, небольшой, на минимальные расходы хватало. А поначалу мы вовсе работали «за еду», — рассказывает исполнительный директор фонда.

Затем к организации уроков подключились другие творческие люди. Мастерица Центра народного творчества предложила параллельно с прослушиванием рассказа украшать глазурью… пряники.

— Изначально мы плохо представляли, как это осуществить, но за 10 лет научились и глазурь цветную делать, и сами пряники печь. Урок стал еще ярче: актер читает рассказ, а дети заняты росписью. И для школьников Астафьев становится интересным, таким домашним. К тому же рассказ ведь замечательный: это трагикомедия. Сейчас он входит в топ-100 лучших российских рассказов для детей, — говорит Дарья.

Для всех возрастов

Потом грантовые средства кончились, но молва о необычных уроках уже пошла. И родители школьников стали сами выходить на организаторов, приглашать в классы, — сарафанное радио включилось. Они уже сами сбрасывались на пряники, на ингредиенты. Со временем Анатолий Новоселов из-за проблем со зрением перестал участвовать в проекте: учить наизусть текст он не хотел, потому что боялся какое-нибудь слово потерять. Ведь Астафьев — это поэзия в прозе.

— Чтобы читать Астафьева, надо его искренне любить. И оказалось, что у нас в каждом театре есть его поклонники. Так к проекту присоединились актеры театра имени Пушкина, ТЮЗа, филармонии, театра кукол, — они подхватили эстафету за Новоселовым. Дима Васянович создает по-настоящему поэтические образы, он из себя вытащил этого мальчика, Витьку. С удовольствием, когда у него время есть, читает, — рассказывает Дарья. – На это начали активно отзываться учителя, приглашать в школы. Так мы уже больше ста уроков провели.

Дети не только прекрасно воспринимают текст на слух, им интересно и актерское мастерство. Приглашать стали в разные классы, и постепенно выстроилась определенная программа. Для начальной школы подошел рассказ «Стрижонок Скрип». В средних классах ученики отлично воспринимают «Коня с розовой гривой» и пекут пряничных лошадок. А вот для старшеклассников требовалось уже что-то более серьезное.

— Мы познакомились с Татьяной Петровной Семкиной, которая сама для себя разработала урок по военной прозе Астафьева. То есть собрала вместе самые яркие места о войне. Как ни странно, у Виктора Петровича есть очень светлые воспоминания о военном братстве, быте. И вот Татьяна сделала авторский урок, и мы очень активно стали его проводить в старших классах и в техникумах. Тем более, сейчас популярна патриотическая тематика. И отзывы получаем очень хорошие. Наша задача — заинтересовать детей такими уроками, чтобы они и дальше стали читать Астафьева, — рассказывает Дарья Мосунова.

В этом году при помощи спонсоров напечатали 200 портретов писателя: их оставляют в классах после уроков, чтобы дети понимали, о ком идет речь, чтобы в памяти остался образ автора.

— В 2024 году в крае, да и во всей стране, будут масштабно отмечать 100 лет со дня рождения Виктора Петровича. И мы полагаем, что наши уроки станут еще востребованнее. Тем более, что после двух лет пандемии, когда уроки по понятным причинам не проводились, нас стали приглашать еще чаще. Очень в этом нам помогает городское управление образования: они нас рекомендуют школам и колледжам, поддерживают, опекают, за это им огромное спасибо, — отметила Дарья.

Астафьева — в массы

Интерес к творчеству Астафьева проявляют и взрослые люди: свои выездные уроки фонд проводит и для ветеранов, и в домах престарелых. Как говорит исполнительный директор фонда, пожилые люди встречают гостей с большой теплотой и с неподдельным интересом слушают авторов.

— Когда-то мы делали благотворительный концерт по «Далекой и близкой сказке» с Андреем Бардиным и Димой Васяновичем, показывали его ветеранам, инвалидам, в домах престарелых, ездили в ПНИ. Люди нас отпускать не хотели, так всем нравилось. Мы сами согреваемся этим проектом и согреваем других, такая отдушина хорошая получается. Но все же наш проект на фоне массового потока информации совсем небольшой. Притом что Астафьев сегодня как никогда актуален, мы понимаем, что его все меньше знают и читают. Даже учителя: когда мы только начинали, многие педагоги поправляли нас, что-то свое добавляли, а сейчас для них то, что мы показываем, — это новая информация, — говорит Дарья.

При жизни Астафьев активно издавался: до сих пор широко известен его 15-томник, отдельные произведения издавались неслыханными по нынешним временам стотысячными тиражами. Теперь издавать прозу классиков стали крайне редко.

— Раньше интернета не было, чаще книги читали. Сейчас это поколение читателей потихоньку уходит. Но бывают исключения. Недавно удивила одна девочка: всю биографию Виктора Петровича рассказала, много произведений знает. Я говорю — кто тебя научил? Она отвечает – мама. Есть еще прекрасные учителя, в основном уже в возрасте, они передают свои знания. К столетию мы ждем возрастания интереса к Астафьеву, — говорит Дарья.

В современном культурном мире фокус постепенно смещается к визуальному искусству. Однако экранизаций астафьевских произведений по-прежнему немного. Мало его ставят и в театрах. «Был «Веселый солдат» в ТЮЗе, в пушкинском поставили прекрасный спектакль по «Пастуху и пастушке», но почему-то убрали из репертуара, — говорит Дарья Мосунова. – Может, к юбилею какие-то проекты возродятся, было бы отлично».

Награда за память

Помимо образовательных уроков, фонд также организовывает конкурсы для любителей творчества сибирского писателя. Конкурс «Душа Сибири» проводится среди учителей и учеников красноярских школ.

— В декабре будем подводить итоги, есть совершенно уникальные работы. Так, одна учительница сделала сборник рецептов по Астафьеву. Она проштудировала все произведения и выбрала оттуда описания всех упоминающихся блюд. Там очень много всего: и медвежатина, и холодец особый, и уха сибирская. Столько нового можно узнать! Я например, стала обращать внимание на дикий лук в лесу. Или вот, чтобы водичка вкусная была, можно ветку черемухи положить, она обеззараживает воду. Эти моменты в тексте ты можешь не увидеть, а тут целый сборник получился. Или в канской школе сделали комиксы по Астафьеву. Это коллективная работа по всем его детским произведениям. То есть цель конкурса — обратить внимание на учителей, которые работают с детьми, заинтересовывают их творчеством писателя, — рассказала Дарья.

В День памяти Виктора Астафьева в краевой библиотеке состоится традиционное награждение лауреатов Литературной премии имени В.П. Астафьева. В этом году — четыре финалиста: литературный критик из Москвы Андрей Тимофеев, прозаик из Красноярска, преподаватель гимназии № 13 Елена Басалаева, поэтесса из Абакана Анна Гуркова и начинающий автор, победительница в номинации «Ранний дебют» Александра Казакова из красноярского Академгородка.

— Мы решили добавить еще одну номинацию — «Подвижничество». В прошлом году за выставку о Викторе Петровиче мы наградили сотрудника краеведческого музея, в этом году премия достанется известной нашей журналистке Валентине Майстренко. У нас еще много интересных идей и перспективных проектов, которые, я надеюсь, мы сможем претворить в жизнь, — отметила Дарья Мосунова.

Фото: из архива Дарьи Мосуновой

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА