ЖКХ и благоустройство
Только треть красноярских управляющих компаний подали заявки на продление лицензий
Более 80 УК не смогли пролить действующие разрешения на управление многоквартирными домами.
Более 80 красноярских управляющих компаний не смогли продлить полученные ранее лицензии на работу с многоквартирными домами. Ещё свыше 200 организаций, а это примерно две трети от всего числа красноярских УК, вообще не стали обращаться в службу строительного надзора и жилищного контроля, чтобы пройти эту предусмотренную законом процедуру. О том, приведёт ли данная ситуация к кризису на рынке коммунальных услуг, “Городские новости” поговорили с Эдуардом Шаповаловым, заместителем руководителя регионального стройнадзора.
Добросовестные и не очень
Механизм лицензирования в сфере управления многоквартирными домами ввели в России в 2015 году. Спустя три года, 11 января 2018-го, вступил в силу федеральный закон, по которому срок действия лицензии устанавливался на пять лет — до 11 января 2023 года. До этой даты управляющие компании, получившие данный документ, обязаны были подать заявления в региональные жилищные инспекции на продление права управления МКД.
По словам Эдуарда Шаповалова, в Красноярске, как и в целом по России, заявления от УК должны были начать поступать с 11 октября, чтобы у службы стройнадзора в распоряжении было достаточно времени на проверку информации. На сегодня время ожидания документов от управляющих компаний истекло. Из 366 красноярских организаций, у которых заканчивалось действие разрешения, заявки подали всего 144. Почему остальные не озаботились этим вопросом?
— Некоторые УК банально пропустили установленные законом сроки, — отмечает Эдуард Викторович. — Некоторые, зная о том, что в Государственной думе на рассмотрении находится законопроект о продлении срока действия уже выданных лицензий, приняли решение подождать. Получилось, наверное, как и в других отраслях, везде есть организации добросовестные и не очень. Но, конечно, мы не ожидали, что более 200 компаний проигнорируют установленную законом обязанность, ведь это прямая дорога к отказу в продлении лицензий.
Список требований
Однако и по тем УК, которые подали заявления, результаты не очень утешительные. Из 144 компаний стройнадзор продлил лицензии лишь 37. Как оказалось, деятельность большинства организаций из этого списка не соответствует лицензионным требованиям.
— Мы не берём в расчёт распространённые нарушения, которые допускали управляющие компании в работе с конкретными домами, — объяснил Эдуард Викторович. — Законом установлен определённый перечень лицензионных требований. Думаю, читателям “Городских новостей” стоит его напомнить.
Итак, к отказу в продлении лицензии приводят:
— отсутствие у руководителей юридического лица аттестата, полученного при успешной сдаче квалификационного экзамена;
— наличие тождественности в наименовании разных компаний: двум разным организациям с одним и тем же названием лицензии не продлят;
— наличие у руководителя УК судимости за экономические, тяжкие и особо тяжкие преступления, наличие административного наказания в виде дисквалификации;
— непредоставление гражданам свободного доступа к информации о деятельности управляющей компании. Все УК обязаны публиковать сведения в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). На этом ресурсе должны быть размещены годовые отчёты УК, перечень работ и услуг, которые УК предоставляет конкретному дому, цены и тарифы на коммунальные услуги;
— наличие грубых нарушений лицензионных требований, а именно: управляющая компания в течение 30 дней после получения лицензии на конкретный дом не заключила договоры со специализированными организациями на ремонт и обслуживание лифтов, внутридомового газового оборудования, на поставку коммунальных ресурсов, УК допустила более чем двухмесячную подтверждённую судом или актом сверки задолженность перед ресурсоснабжающей организацией.
Что касается Красноярска, то среди компаний, которым лицензию не удалось продлить, не выявлено руководителей с судимостями за экономические, тяжкие и особо тяжкие преступления. Зато есть задолженности перед ресурсниками и нарушение прав граждан на доступ к информации о деятельности УК в ГИС ЖКХ. Последнее нарушение допустили 78 организаций, в их числе УК “ЖСК” и МУК “Красноярская”.
Дополнительное время
Понятно, что лишение лицензии подавляющего большинства управляющих компаний могло бы привести к коллапсу на красноярском рынке коммунальных услуг. При этом ситуация, идентичная нашей, сложилась и в других городах страны. Однако отраслевые объединения предприятий ЖКХ заранее обратились к российским законотворцам с просьбой предоставить отсрочку. В ноябре Госдума, Совет Федерации и президент одобрили законопроект, по которому действие выданных лицензий продлевается до 1 июня 2023 года. Это значит, что у УК появилось дополнительное время, чтобы устранить все имеющиеся нарушения, привести свою работу в соответствие с лицензионными требованиями.
— По сути, вся работа, которую мы провели, сейчас формально не имеет юридически значимых последствий, — рассказал Эдуард Викторович. — Срок действия лицензии автоматически продлён до 1 июня всем компаниям — и тем, кто подал заявки и уже получил разрешение работать дальше, и тем, кто такого разрешения не получил, и тем, кто вообще не подал заявку.
Но это не значит, что жилищникам можно расслабиться и целых полгода ничего не делать. Им дали время на устранение нарушений. Новые заявления стройнадзор ждёт от управляющих компаний в марте 2023 года, за три месяца до завершения срока действия отсрочки.
— Федеральный закон, дающий УК отсрочку, имеет обратную силу — начинает действовать с 11 октября, — объяснил замруководителя стройнадзора. — Подразумевается, что нам придётся отменять наши приказы. Мы должны будем заново начать оценку того, как работают эти организации.
Без порядка
Стоит отметить, что эти полгода планируют с пользой потратить и законотворцы. Они намерены разработать порядок, по которому будут жить многоквартирные дома, лишившиеся управляющих организаций по причине отказа в продлении лицензий. Пока есть только федеральные нормативные документы, которые разработаны на случай аннулирования лицензии УК из-за грубых нарушений. По этим правилам компания, лишившаяся разрешения на управление своими домами, должна обслуживать МКД до тех пор, пока собственники не найдут ей замену и не организуют общее собрание либо пока муниципалитет не проведёт конкурс по выбору новой организации.
Важно, что отсутствие порядка по большому счёту и стало причиной такой длительной отсрочки. Завершение срока действия выданных лицензий выпадало на разгар отопительного сезона, если бы управляющие организации начали массово получать отказы в зимний период, десятки тысяч многоквартирных домов могли остаться без технического обслуживания.
В профессиональном сообществе предприятий ЖКХ обсуждается предложение, по которому механизм лицензирования может быть отменён. В отрасли есть мнение, что управляющим компаниям выгодней работать по принципу саморегулируемых организаций (СРО), который с 2009 года внедрён, например, в сфере строительства. Однако, по мнению Эдуарда Шаповалова, перевод УК на альтернативное регулирование приведёт отрасль к дополнительным расходам, так как членство в СРО предполагает денежные взносы, которые придётся закладывать в тарифы для населения.
Безусловно, УК, которые из-за грубых нарушений лицензионных требований сейчас не смогут продлить разрешение на управление многоквартирными домами, вправе создать новое юридическое лицо и получить лицензию на него. Однако в стройнадзоре отмечают, что предпринимателям с таким шлейфом из нарушений сложно будет привлечь к сотрудничеству дома.