Красноярск исторический
Романтика и вера в идеалы. Кто такие дзержинцы и кого брали в отряд
Отряд «Дзержинец» был создан в Красноярске 1969 году.
Это молодёжное движение можно назвать легендарным. Существовало оно чуть больше двадцати лет — гораздо меньше, чем пионерия и комсомол, но навсегда осталось в памяти участников.
Отвечая за всё
Отряд “Дзержинец” был создан в Красноярске 1969 году. Он представлял из себя одновременно спортивно-туристический клуб, патриотическое объединение, молодёжную организацию, занимающуюся профориентацией и профилактикой правонарушений среди детей и молодёжи. Сами же ребята называли его школой жизни, вторым домом. Свою работу отряд прекратил в 1991-м, за время существования молодёжного движения его участниками стали две тысячи юношей и девушек.
Мы встретились с Ильёй Савинским, бывшим командиром сначала районного, а потом и городского отряда “Дзержинец”. Он с теплотой вспомнил, какой была работа и что объединяло ребят.
“Жить, отвечая за всё” — таков девиз отряда. Принимали в него девчонок и парней возрастом от четырнадцати лет. Школьники брали на себя ответственность бороться со злом, подлостью, неравнодушием.
Командиром Илья Ефимович стал, будучи первокурсником исторического факультета красноярского педагогического института.
— Мама была комсомольским работником, папа — кадровым военным, — говорит Илья Савинский. — Я вырос на комсомольских идеалах. Глядя на отца, мечтал носить погоны. Когда меня утверждали на должность, возникли вопросы к возрасту, но я был готов к ответственности.
Штаб отряда “Дзержинец” находился в подвальном помещении жилого дома в Ленинском районе. Здесь проходили мероприятия и организационные встречи.
Одна из форм поощрения — фото на фоне знамени
Борьба за порядок
Одной из главных задач отряда была профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Дзержинцы выходили в рейды по пять-шесть человек вместе с взрослым наставником. Таким образом они помогали милиции и народным дружинникам, патрулирующим улицы и дворы.
— В те годы ходить поздно вечером по левобережной набережной, центральному парку было довольно опасно — могли ограбить, втянуть в драку, — рассказывает Илья Ефимович. — На танцплощадках нередко бывали конфликты, случались массовые драки. Конечно, если силы хулиганов превосходили наши, мы ждали милицию. Но часто школьникам удавалось задерживать правонарушителей своими силами. Хулигана скручивали и доставляли в отдел милиции. Поверьте, парни у нас были крепкие. Физической подготовке в отряде уделяли много времени. Случалось так, что мы задерживали в день больше, чем взрослые дружинники.
Но не обходилось и без драматических ситуаций, когда от правонарушителей страдали дзержинцы. После таких серьёзных драк для отрядовцев было принципиально важно найти хулиганов и сдать их в руки милиционеров.
— Все дебоширы знали, что за своих постоим: “Тронешь дзержинца — мы найдём”, — рассказывает Илья Савинский. — Это была не месть, мы действовали только в рамках закона.
Сегодня сложно представить, как подростки-старшеклассники ведут подобную общественную работу — ходят в рейды, задерживают правонарушителей, доставляют их в полицию. В первую очередь это вызовет возмущение родителей, которые справедливо посчитают, что их дети сильно рискуют, ввязываясь в конфликт с хулиганами. Но пятьдесят лет назад присоединиться к тем, кто охраняет общественный порядок, считалось почётным. И тогда были сомневающиеся родители, но активу отряда удавалось их переубедить.За порядок и справедливость боролись не только силой. Несовершеннолетних правонарушителей пытались всячески увлечь, показывали, что есть другое времяпровождение, а не только выпивка, азартные игры и хулиганство.
— В 70-е годы увеличилось число угонов мотоциклов, — вспоминает Илья Ефимович. — Кто-то крал технику с целью продать, а кто-то из парней хотел просто погонять, почувствовать себя крутым. В том числе и для таких ребят был создан мотоклуб.
Командир отряда помнит немало историй, как удавалось перевоспитать проблемных подростков. Некоторые потом благодарили: “Спасибо вам, что я не сел”.
Сплав по Мане. Посвящение в “маноходы”. 1971 год.
Только отличники
Но охрана порядка далеко не единственное направление работы отряда. Большое внимание уделяли творчеству, культурному досугу ребят. Среди них было достаточно много студентов-гуманитариев. Дзержинцы часто проводили поэтические, музыкальные вечера, концерты бардовской песни.
Кроме того, молодые люди изучали советское законодательство, уголовное право, на встречи с отрядовцами приходили сотрудники правоохранительных органов, которые рассказывали о своей работе. Среди бывших дзержинцев немало сотрудников милиции, других силовых ведомств. Свои профессии они выбрали благодаря отряду.
В “Дзержинце” была строгая дисциплина, но это не тяготило, а, наоборот, даже привлекало молодёжь. Наставники следили за успеваемостью ребят, если появлялись тройки, требовалось сначала исправиться в учёбе, а уж потом приступать к делам отряда. Иногда отбившихся от рук сыновей приводили в “Дзержинец” сами родители с просьбой повлиять на подростка. Решение брать или не брать принималось коллективно, к перевоспитанию школьника подключались все.
Любимым занятием дзержинцев были туристические походы — от однодневных на Столбы до долгих поездок, когда жили в суровых полевых условиях. Вот тут и проверялись дружба, командный дух, способность принимать ответственные решения.
Сменились ценности
Работа отряда прекратилась постепенно, со сменой ориентиров и ценностей в обществе. Многое в деятельности “Дзержинца” подросткам стало непонятно и не нужно.
На вопрос, скучает ли Илья Ефимович по тому времени, он отвечает: конечно. Это было не работой, не общественной нагрузкой, а его жизнью. В середине 90-х, когда в стране остро встала проблема наркомании, он пытался в городе создать организацию по борьбе с ней. Но развить столь же масштабное движение, как это было с “Дзержинцем”, не получилось. Позже к нему обращались с вопросом, можно ли возобновить подобную работу с молодёжью, но Илья Ефимович считает, что в современных условиях аналог “Дзержинца” уже не создашь.
Интересно, что даже после того, как отряд прекратил свою работу, само движение до сих пор существует. В рейды бывшие дзержинцы, правда, уже не ходят, но многие годы поддерживают отношения, регулярно встречаются большой дружной компанией. Сейчас все они взрослые состоявшиеся люди, которые с большим удовольствием вспоминают юность, полную романтики, смелости и веры в комсомольские идеалы.
Акцент
Отряд “Дзержинец” помогал подросткам не только развить себя как личность, выбрать профессию и интересное увлечение, закалить характер. Некоторые ребята здесь встретили своих вторых половин. Благодаря этому молодёжному движению появилось более ста сорока семей.