Туризм и путешествия

Между нами химия: у Сибири и Москвы много общего

Журналист “Городских новостей” делится впечатлениями от поездки в предновогоднюю столицу.

Между нами химия: у Сибири и Москвы много общего

Как показать школьникам, что в России мощная промышленность, которой нужны инженеры, экологи, программисты? Самый верный способ — привести ребят в гущу производства. Но не менее важно помочь им разобраться со своими желаниями и талантами, чтобы выбрать подходящую профессию. В Москве работает образовательно-туристический проект “Город открытий”, который решает эту задачу. Подростки возвращаются с проекта домой воодушевлённые, с огромным багажом знаний и умений. Их даже учат монтажу мультфильмов! Через какое-то время “Город открытий”, возможно, придёт и в Красноярск.

Ещё несколько лет назад никому бы не пришло в голову, что такую дружелюбную и притягательную для огромного количества людей отрасль, как туризм, что-то может поколебать. Но в 2020-м грянула пандемия — и путешественники засели по домам. Туроператоры при этом не отчаялись. Кризис, наоборот, подтолкнул их к творчеству, к поиску нестандартных решений. Власть стала поддерживать бизнесменов. Это особенно хорошо видно на примере Москвы, которая уже оправилась от последствий COVID-19. За три квартала 2022 года её посетили более 14 миллионов путешественников.

В комитете по туризму правительства столицы решили поделиться своими успехами и дальнейшими планами со всей страной. Для этого пригласили в гости пишущую и снимающую братию из регионов (в том числе и красноярскую газету “Городские новости”). Чтобы каждый участник пресс-тура напитался личными эмоциями — и донёс их до земляков ярко и убедительно.

В ритме города

Первый заместитель руководителя аппарата мэра и правительства Москвы Евгений Козлов, который теперь руководит и столичным туризмом, провёл для журналистов конференцию. И буквально с первых минут обезоружил аудиторию. Во-первых, признанием, что проводит такое мероприятие впервые и очень волнуется. Во-вторых, необычным для чиновника внешним видом. К микрофону он вышел в джинсах, худи и спортивных туфлях — как бы демонстрируя свою приверженность к активному образу жизни. И в-третьих, пообещал к следующему подобному мероприятию подыскать для слов “трек”, “роуд-шоу” и других пришедших к нам с Запада терминов русские аналоги.

— Мы хотим, чтобы Москва из города, в котором хочется жить, становилась городом, который хочется посетить, — отметил Евгений Козлов. — И стремимся, чтобы как можно больше занятых в туризме людей ощущали нашу заботу. В чём она заключается? Например, в компенсации части расходов на деловые мероприятия, проводимые в Москве. Организаторы конгрессов и форумов могут вернуть серьёзную сумму, размещая делегатов в наших гостиницах. А если мероприятия проходят в отеле, то компенсируется ещё и аренда используемого пространства. Получается беспроигрышная стратегия и для гостиничного бизнеса, и для ивент-индустрии.

Уже давно прошли времена, когда приехавший в Москву в командировку житель Владивостока или Новосибирска вставал перед дилеммой: досидеть до конца совещания или уйти незаметно пораньше, чтобы успеть до самолёта забежать в ГУМ и купить жене в подарок её любимые духи. Сейчас очень чётко выстроена логистика, работают замечательные мобильные приложения. Создаются все условия для того, чтобы человек очень быстро переместился из аэропорта к месту своей деловой встречи, прошёл по одному-двум известным ему магазинам, отдохнул в гостинице — и улетел назад. Тем, кто прибывает в Москву по долгу службы, дают почувствовать ритм и философию этого города. Чтобы они потом захотели вернуться в столицу для отдыха — со своими семьями.

Для поддержки людей, занятых в сфере туризма, правительство Москвы разработало ещё один механизм. Туроператор из любого региона, который привозит в столицу человека старше 55 лет и выполняет ряд условий, заявленных в программе “Серебряные путешественники”, вправе подать заявку на денежную компенсацию. Потенциальным участником такой программы является каждый седьмой россиянин.

Холодные снаружи, горячие внутри

Через всю конференцию красной нитью прошла мысль о том, что Москва не стремится конкурировать с регионами за туристов. Речь идёт о другом — о партнёрстве. Некоторые проекты изначально задуманы как региональные. К примеру, “Два города — миллион впечатлений”. Это путешествие из Петербурга в Москву на современный лад, с посещением главных достопримечательностей обеих столиц. Или тур “От рассвета до заката”, когда люди встречают восход солнца в Москве, а за тем, как оно садится за горизонт, наблюдают в Нижнем Новгороде. Как отметила руководитель дирекции регионального взаимодействия проектного офиса по развитию туризма и гостеприимства города Москвы Анна Нефёдова, дальние перемещения в течение одного светового дня как нельзя лучше отвечают современным реалиям: ускоренному ритму жизни и клиповому мышлению. Некоторым не хочется задерживаться надолго в одном месте. Они стремятся увидеть как можно больше картинок за короткий промежуток времени.

В ноябре этого года команда Мостуризма приезжала для установления партнёрских связей в сибирские регионы, и в том числе — в Красноярск. Такие встречи называются бизнес-миссиями. На них разные субъекты Федерации представляют свой туристический потенциал, а Москва — свой. Люди, занимающиеся одним и тем же делом, знакомятся, изучают предложения друг друга.

— Сибиряки меня вдохновили, — признался главный спикер конференции Евгений Козлов. — Тем, что они такие холодные снаружи и горячие внутри! Очень быстро между нами возникала вот эта химия! Из всех наших разговоров я сделал вывод, что будущее — за персонифицированным туризмом, за путешествиями, в которых каждый получает что-то своё, индивидуальное.

В маркетологи пойду

Живой отклик у участников пресс-тура получил проект “Город открытий”, нацеленный на подрастающее поколение. Это направление курирует Константин Старостин, заместитель начальника одного из управлений проектного офиса по развитию туризма и гостеприимства Москвы. Он родом из Красноярского края, заканчивал школу в Уяре. Мотивирующий, между прочим, факт. Доказывающий, что если прилагать усилия, то по плечу любые горизонты.

— Каждый регион имеет свои привлекательные для туриста истории, — объяснил Константин краткую суть образовательного проекта. — Например, креативные индустрии — интеллектуальные наработки в дизайне, музыке, архитектуре. Они есть в Красноярске, в Енисейской Сибири. В “Городе открытий” это целое отдельное направление. Школьники, которые приезжают в Москву, могут увидеть креативную отрасль во временном развитии: от прошлого к будущему. И не просто послушать экскурсовода, а попробовать себя в какой-то реальной профессии. Побыть на время социологом, провести опрос среди посетителей выставки. Или маркетологом: сфотографировать объект и придумать концепцию его продвижения. Овладев такими навыками, дети могут выполнить научно-исследовательскую работу и в ней проанализировать, как изменится их родной город через 10–15 лет. То есть форматы Москвы перенести на то место, где они живут. Это касается не только креативных индустрий, но и экологии, энергетики, других сфер.

По словам Константина, проект “Город открытий” сегодня помимо Москвы реализуется в Тюменской, Воронежской областях, Ханты-Мансийском автономном округе. Регионы отправляют своих детей в столицу и приглашают к себе юных москвичей. В Ханты-Мансийском автономном округе перед ребятами готовы распахнуть двери предприятия компании “Лукойл”, а в Тобольске — “Сибур”.

Классно, респектабельно, вкусно!

Практически одновременно с региональными СМИ в Москве находились по приглашению Мостуризма сибирские туроператоры. Но так получилось, что журналисты и предприниматели ходили разными дорогами. Представителей СМИ возили с экскурсиями в знаковые места — на Красную площадь, ВДНХ, комплекс небоскрёбов “Москва-Сити”. Для турагентств была подготовлена другая программа.

— Нам показали то, что с точки зрения туризма нельзя назвать классикой, — сообщила Зульфия Рыжова, руководитель одной из красноярских компаний по организации путешествий. — Мы были в Лужниках, смотрели, где переодеваются именитые спортсмены, сидели в президентской ложе. В общем, довольно неожиданно. Москва очень сильно изменилась за последние годы. Уже несправедливо считать, что туристическая столица — только Питер. Москва ничуть не уступает. Её просто надо по-другому раскрывать. Как именно? Над этим мы как раз сейчас будем думать.

Для того чтобы понять, как заинтересовать путешественников проектом “Город открытий”, региональные туроператоры сами в него основательно погрузились. Для этого посетили Еврейский музей и центр толерантности, SMART-библиотеку имени Анны Ахматовой, прокачали эмоциональный интеллект, другие “мягкие навыки”.

— Больше всего меня поразил Дом культуры “ГЭС-2”, основанный в здании старейшей и уже выведенной из строя электростанции, — отмечает Зульфия Рыжова. — Я в туристической отрасли уже больше 20 лет, но ни о чём подобном не слышала. Это огромное пространство, по площади сопоставимое с красноярским торговым центом “Планета”, где работают потрясающие позитивные ребята. И представлены такие локации, которые словами не опишешь. Чего стоит одна только комната с множеством досок! Когда в неё заходишь, доски начинают стучать и раскачиваться, вызывая серьёзный дискомфорт. Оказывается, что-то подобное происходит в голове у творческого человека, когда он пытается стать обычным.

Зульфия убеждена: в Красноярске тоже много достойных образовательных площадок. Сибирский федеральный университет, музейный центр “Площадь Мира”, где с недавних пор проводятся ночные прогулки под свет фонариков, Торгашинская лестница, объекты Универсиады. Единственное, чего стоит добавить к себе в арсенал сибирякам, считает Зульфия, — это кулинарных изысков. И разнообразить способы их подачи. “Я в восторге от фудкортов — ресторанных двориков с большим количеством снеди, — сказала она. — Хочу предложить отправляющимся в Москву путешественникам брать от нас рекламные листовки на определённую сумму и самим на месте решать, заказать им на ужин шашлык или жареных кальмаров. Удивил ресторан “Горыныч”, где еду готовят на открытой для всеобщего обозрения кухне. Классно, респектабельно, вкусно!

Журналисты тоже под сильным впечатлением от московской еды. Салат из тонко нарезанных долек утки, хурмы и невероятного количества ароматных трав, морской окунь с овощным гарниром, тающее во рту жаркое. Всё это хочется воссоздать дома к новогоднему столу, но интернет не даст точных рецептов. Потому что шеф-повара наверняка хранят их в секрете. Мороженое в главном универмаге России тоже уникальное: делают его по-прежнему вручную, и вкус на протяжении многих десятилетий остаётся первозданным.

На 89-м этаже башни “Федерация. Восток” в комплексе “Москва-Сити” работает своя фабрика мороженого. Причём всем, кто заплатил за вход, можно употреблять десерт в неограниченном количестве. Один молодой человек, студент столичного вуза, поставил своеобразный рекорд: съел за день 41 стаканчик сливочного лакомства. К такому испытанию, правда, он готовился заблаговременно с помощью каких-то специальных методик.

Фудмолл “Депо” можно считать местом для вкусного обеда, ужина и самостоятельным туристическим объектом. Когда-то отсюда выходили в рейс трамваи. Гастробизнес не дал не используемому по назначению зданию превратиться в заброшку, вдохнул в него вторую жизнь.

Вся территория, пропитанная запахом хорошей еды, условно делится на две части: рыночную и ресторанную. В первой расположены рыбные, овощные, кондитерские ряды, мясные прилавки. Во второй — многочисленные точки питания. Интересная фишка — официанты в костюмах вагоновожатых и реставрированная рельсовая техника в фойе.

В ноябре в Красноярске в рамках бизнес-миссии представители Мостуризма познакомились с местами притяжения Енисейской Сибири: природным парком “Ергаки”, музеем-заповедником “Шушенское”, Хакасским национальным краеведческим музеем, древними курганами Салбыкской степи и скульптурным комплексом “Центр Азии”, одним из главных символов Тувы. Руководитель агентства по туризму Красноярского края Ольга Василенко отметила, что наибольший интерес у столичных путешественников вызывают посещение арктической территории плато Путорана, круизы по Енисею, природный парк “Ергаки”, который входит в национальный туристический маршрут “Сибирские каникулы”.

Фото: Пресс-служба Мостуризма

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА