Наука и образование
Помочь услышать мир. Чему и как учат в одной из старейших школ Красноярска
Мы побывали в одном из старейших учебных заведений города и узнали, как здесь помогают детям поверить в себя, найти интересное дело и друзей.
Третьеклассника Лёву учителя называют душой компании. Улыбчивый, открытый мальчик всегда готов поддержать беседу. Обаятельный ребёнок легко находит общий язык со всеми. У школьника есть особенность — у него нарушения слуха. Но это совершенно не мешает мальчишке учиться, познавать мир и озорничать, как и все дети в его возрасте.
Поверить в себя
И таких примеров, когда дети с особенностями здоровья общительны, уверены в себе, любознательны, педагоги красноярской школы № 9 знают много. Специфика учебного заведения в том, что его посещают ребята с нарушениями слуха. В 2022 году школе исполнилось сто лет. Коллектив может похвастаться несколькими поколениями выпускников, которые после учёбы нашли себя в разных профессиях, спорте, творчестве, создали крепкие семьи и с благодарностью отзываются о родной школе.
Мы побывали в одном из старейших учебных заведений города и узнали, как здесь помогают детям поверить в себя, найти интересное дело и друзей.
Несмотря на то что проблема нарушения слуха общая для всех учеников, с каждым ребёнком ведётся индивидуальная работа. Дело в том, что степень нарушения у всех разная. У кого-то — полное отсутствие слуха, у кого-то — частичное. У некоторых детей есть и другие особенности здоровья, и учебная программа обязательно это учитывает. Школа № 9 не единственная, где учатся ребята с нарушениями слуха. В некоторых общеобразовательных учреждениях есть классы, куда принимают таких ребят. Но инклюзия — тема сложная, со множеством нюансов. Директор школы Людмила Майорова убеждена, что ребята с нарушениями слуха хотя бы первые годы должны учиться в специализированных учреждениях. Именно в “началке” ребёнок получает базовые знания, и давать ему их нужно в соответствии с потребностями.
— Например, объясняя урок в обычной общеобразовательной школе, педагог может писать на доске и параллельно проговаривать материал — ученики его слышат, — говорит Людмила Владимировна. — Нашему учителю нужно быть всегда лицом к классу, чтобы дети могли постоянно наблюдать за артикуляцией, учились читать по губам.
Классы здесь небольшие — всего по шесть человек. Парты обязательно располагают полукругом или одним рядом, чтобы всем детям было хорошо видно лицо учителя.
Сегодня в школе учатся 160 детей. Штат сотрудников учреждения — 112 человек, примерно семьдесят из них — педагоги. Учителя имеют сурдоподготовку, кроме того, с детьми постоянно работают психологи, логопеды, специалисты по допобразованию.
Тенденция, которая радует
Столетний юбилей школа отмечала с размахом. Основные мероприятия прошли в ноябре — декабре. Учителя и ребята подготовили выставки, концерты, мастер-классы, игры. С особой теплотой прошли встречи выпускников, когда бывшие ученики смогли встретиться друг с другом, с любимыми педагогами и вспомнить школьные годы.
— У нас девятилетнее образование, каждый год мы выпускаем примерно двенадцать человек, в сравнении с обычной школой это, конечно, немного, — говорит Людмила Майорова. — Своих ребят помним, со многими поддерживаем тёплые отношения, радуемся их успехам. Всегда приятно, когда выпускники возвращаются в коллектив уже в качестве сотрудников.
Не все ребята продолжают дальнейшее обучение после окончания школы, но большинство получают востребованные профессии, которые потом позволяют обеспечивать себя и семью. Возможностей учиться в вузах у парней и девушек с нарушениями слуха немного, но целеустремлённые школьники всё же пытаются покорить университеты, уезжают в другие города. Например, среди выпускников есть парень-программист, девчонки-бухгалтеры. В основном же ребята получают среднее специальное образование — портной, повар, педагог дополнительного образования, мастер деревообработки, слесарь, каменщик, также есть фармацевты.
— Радует сегодняшняя тенденция, — отмечает директор школы. — Если двадцать лет назад многие ребята не работали и жили на пенсию, то сейчас большинство продолжают обучение и трудоустраиваются.
Неслышащий человек с сохранным интеллектом способен добиться многого.
Ребята с нарушениями слуха много занимаются разными направлениями декоративно-прикладного искусства. Работы учеников выставлены в школьной галерее. Это картины в совершенно разных техниках. Особенно впечатляет интарсия — это вид деревянной мозаики, где в основу вкладывают детали различных форм, из которых мастер и составляет изображение. Работе с деревом мальчишки учатся в мастерской. Среди выпускников есть уже признанные специалисты — например, Сергей Бирюков. На всех соревнованиях профмастерства среди молодёжи он занимал первые места.
Принять своего ребёнка
Учебная программа в специализированной школе, в принципе, такая же, как и в обычной, отличаются только способы работы над материалом. Также одна из важных задач учителей — помочь детям поставить речь. Иногда нетерпеливые родители уверены, что через неделю-две после учёбы ребёнок заговорит, и спрашивают у педагога, почему нет быстрого результата. Но процесс работы над речью кропотливый и индивидуальный, требующий времени. Всё зависит от особенностей ребёнка, его возможностей, готовности родителей максимально включаться в процесс. Есть дети, которые приходят в первый класс после дошкольного учреждения — уровень подготовки у них выше. Но встречаются и ребятишки, которые только в семь лет впервые приступили к занятиям.
Школа-интернат — краевое учебное заведение, и учатся здесь ребята из разных уголков нашего региона. Иногородние дети проживают в интернате. Здесь они под круглосуточным присмотром учителей и воспитателей, обеспечены пятиразовым питанием. Но Людмила Майорова считает, что ребятишки должны как можно больше проводить времени дома, с близкими. Когда она только пришла на должность руководителя, в учебном заведении не было принято часто отпускать учеников к родителям.
— Семья не должна отвыкать от своего ребёнка, — говорит Людмила Владимировна. — Родители с нарушениями слуха легче принимают такую же особенность и у своих детей. Гораздо сложнее тем, кто сам слышит, а ребёнок — нет. В таком случае требуются силы и время на принятие ситуации. Семье необходимо стремиться создавать комфортную среду дома для неслышащих детей, постоянно учиться контактировать с ними. Знаю случаи, когда семьи специально переезжали в город, чтобы быть ближе к ребёнку и иметь больше возможностей его развивать.
На урок с улыбкой
В своей школе ребятишки чувствуют себя комфортно. Это видно по тому, как они общаются друг с другом, реагируют на педагогов. Малыши часто обнимаются с учителями, спешат поделиться новостями.
Кажется, если ученики не слышат, значит, на переменах и уроках — образцовая тишина.
— Ничего подобного, тоже шумно балуются, как и все дети, — улыбается заместитель директора Елена Белякова. — И подсказывают друг другу, когда один стоит у доски, но не шёпотом, а тихонечко жестами.
Елена Александровна работает здесь уже больше двадцати лет, сюда она пришла юной девчонкой в качестве воспитателя. Позже получила высшее образование, сурдоподготовку, выучила жестовый язык и уже не представляет себя без любимой школы.
— Моя двоюродная сестра, с которой мы дружны, с рождения не слышит, — говорит Елена Белякова. — Но эта особенность никогда не мешала нам вместе играть, общаться с другими детьми. Ровесники её не дразнили, но внимание на глухоту всё же обращали. А для меня это было совсем не важно, тогда я выучила простые жесты и понятия, чтобы разговаривать с сестрой. После школы она освоила профессию портного, вышла замуж за хорошего парня с такой же особенностью, у них родился слышащий ребёнок.
История
Первое здание школы-интерната для детей с нарушениями слуха находилось в центре города, на пересечении Мира и Сурикова. Тогда педагогический коллектив состоял из семи человек. Детей привозили из разных деревень края, где даже не знали, что таких ребятишек можно обучать письму, речи, счёту, ремёслам. За годы работы школа несколько раз переезжала. В трёхэтажном здании на Лесной, 10 с живописной территорией она находится с 1962 года.
Достижения
Красноярская школа № 9 стала местом, где свой путь начали заслуженные спортсмены с нарушением слуха. Так, воспитанником школы был Евгений Кегелев, который в 2012 году завоевал первое паралимпийское золото для Красноярского края в эстафете 4 х 100 м.
Также выпускники школы — Алексей Застрожин, чемпион летних Сурдлимпийских игр 2017 года, чемпион и неоднократный призёр чемпионатов России в дисциплине тхэквондо, и Максим Хомудяров, двукратный бронзовый призёр летних Сурдлимпийских игр 2017 года, неоднократный победитель и призёр чемпионатов России в дисциплине “боулинг”.
В школе активно поддерживают развитие спорта. Воспитанники занимаются в секциях по волейболу, каратэ, лыжным гонкам, кёрлингу, настольному теннису, лёгкой атлетике и плаванию. Ребята входят в спортивные сборные команды страны и региона.
Акцент
Школа № 9 находится в удалении от жилых микрорайонов. Как поясняют специалисты, учебное заведение для детей с нарушениями слуха должно располагаться вдали от городского шума, чтобы ученикам было легче сконцентрироваться на учёбе. Так, ребёнку после кохлеарной имплантации — вживления электронного прибора — сначала достаточно сложно адаптироваться к большому и беспрерывному потоку разных звуков. Поэтому необходима индивидуальная работа со специалистами в комфортных условиях, чтобы скорректировать восприятие.
Вы можете присылать свои новости нашему боту в телеграме или в сообщения паблика во «ВКонтакте».