Новости Красноярска

Апостолы над алтарём: завершается реставрация старинного деревянного храма в Емельяновском районе

Церковь Параскевы Пятницы в деревне Барабаново (Емельяновский район) — одна из самых известных в России достопримечательностей Красноярского края.

Апостолы над алтарём: завершается реставрация старинного деревянного храма в Емельяновском районе
Фото: Михаил Шуклин

Церковь Параскевы Пятницы в деревне Барабаново (Емельяновский район) — одна из самых известных в России достопримечательностей Красноярского края. Она была построена в 1850 году и на сегодня является самым старым деревянным храмом в регионе и объектом культурного наследия. За свою почти 180-летнюю историю здание обветшало. Несколько лет назад службы в церкви было решено прекратить, так как людям находиться там стало опасно. Однако совсем скоро храм снова смогут посещать прихожане. Как продвигаются работы на памятнике, рассказала Ольга Зинина — автор этого проекта реставрации.

 

Вариант для крайних случаев

 

Ольга Александровна — архитектор-реставратор из московской организации “Традиция”. В Барабаново она приезжает регулярно и постоянно находится на связи со специалистами, которые приводят здание в порядок. В профессиональной среде такая работа называется авторским надзором. В мае 2025 года Ольга Зинина в очередной раз побывала в храме и поделилась результатами его восстановления с участниками выездной школы реставраторов. Об этом образовательном проекте “Городские новости” рассказывали в № 57 от 23 мая. Экскурсия в Барабаново стала одним из пунктов программы школы реставраторов.

— Я познакомилась с церковью в Барабаново в 2018 году, — сообщила участникам мероприятия Ольга Александровна. — У храма классическая ступенчатая конструкция восьмерик на четверике — у верхнего яруса восемь углов, у нижнего — четыре. Из-за архитектурных особенностей, а также в связи с тем, что кровля была разрушена и отсутствовали водостоки, внутрь строения попадала влага. Повреждения были настолько серьёзными, что мы решили пойти по пути переборки здания.

Переборкой специалисты называют способ восстановления памятников, когда нужно сначала разложить конструкцию на части, исследовать каждую из них, заменить непригодные детали, а затем собрать здание заново. Прибегают к этому варианту только в крайних случаях, когда спасти строение целиком уже невозможно.

 

На честном слове

 

В Барабановском храме реставраторам пришлось заменить около 30 процентов материала, из которого было построено здание. Это ещё неплохо, учитывая, что церковь на протяжении многих десятилетий использовали не по назначению. В здании собирались маргиналы, уродовали стены похабными надписями, жгли костры. От полного разрушения памятник спасли местные неравнодушные жители и просвещённая молодёжь. С 1980-х в Барабаново приезжали ученики и сотрудники Красноярской летней школы, организованной молодыми преподавателями государственного университета, и, как могли, потихоньку ремонтировали храм.

В 2013 году настоятелем церкви стал священник Алексей Язев, который одновременно является епархиальным древлехранителем. В его ведении находятся вопросы восстановления и ремонта храмов в нашем крае. Во многом благодаря настойчивости этого священника и удалось организовать реставрационные работы в Барабаново.

Как отмечает Ольга Зинина, заметно, что памятник ремонтировали. Но этого, конечно, оказалось недостаточно. В здании был значительно повреждён фундамент, а перекрытия держались на честном слове.

— Фундамент здесь довольно серьёзный — из белого камня и кирпича, — рассказала Ольга Александровна. — Однако из-за протечек кровли он сильно пострадал. С потолком тоже были большие проблемы. На первый взгляд он выглядел неплохо, но при производстве работ выяснилось, что практически все балки в ужасающем состоянии. При этом оказалось, что черновой потолок очень массивный, выполнен из плах — распиленных пополам брёвен. Большой слой птичьего помёта добавлял конструкции веса. Всё это не рухнуло исключительно божьим промыслом.

Губительный конденсат

 

План реставрации потолка пришлось менять, впрочем, как и некоторые другие части проекта.

— Ни на одном объекте невозможно сделать идеальный проект реставрации, — поделалась Ольга Зинина. — На каждом этапе работ мы узнаём о памятнике что-то новое, ранее скрытое от глаз. Самым большим изменениям подвергся проект восстановления колокольни. Когда мы обследовали здание, видели, что всё довольно неплохо. Но при реставрации было зафиксировано, что верхний ярус колокольни имеет значительный крен и при порывах ветра качается.

Сложность в том, что в этой части храма огромные оконные проёмы и очень маленькие простенки. Поэтому реставраторы решили укрепить ярус приспособлениями, которые не дадут конструкции деформироваться. За счёт них здание должно простоять ещё не одно десятилетие.

Важно, что к каждому элементу памятника реставраторы относятся чрезвычайно бережно, борются за каждый исторический элемент. Все детали перед демонтажем нумеруются, чтобы позже вернуть их на своё место. Однако восстановить удаётся далеко не всё. Так, в Барабановском храме было решено не реставрировать церковные главы — железо, которое их покрывало, превратилось буквально в решето. Латать их — всё равно, что уничтожить. Но главы всё-таки сохранили, дабы в будущем выставить их в храме в качестве экспонатов.

Зато удалось восстановить старинный интерьер церкви — отреставрировать уникальные росписи по дереву на потолке, над алтарём и на парусах — плоскостях, расположенных по углам здания. Там изображены Бог Саваоф, апостолы Пётр и Павел, евангелисты Лука, Марк, Матфей и Иоанн. Над возвращением к жизни этих сюжетов работали профессиональные художники-реставраторы. Останутся на месте и исторические печи, но только в виде макетов, использовать их уже нельзя. Храм строился как холодный. Если эти печи топить в морозы, в здании появляется губительный для дерева конденсат. Электричества в церкви тоже не будет — объект восстанавливают в том виде, в котором его строили в позапрошлом веке.

Нюанс

Церковь Параскевы Пятницы в деревне Барабаново построили в середине ХIХ века по образцовому проекту. Подборки таких проектов публиковались в специальных альбомах. Однако храмы, возведённые по одному и тому же шаблону, не были похожи друг на друга. Как объяснила Ольга Зимина, образцы были насыщены архитектурными деталями. Не у всех приходов была возможность воплотить в жизнь идеи автора проекта целиком, поэтому каждый храм уникален.