Человек должен видеть всю красоту нашего ландшафта: в Красноярске проходит выставка, посвящённая 85-летию Александра Брусянина
Коллеги архитектора считают, что его наследие — это часть культурного кода Красноярска.

На месте сквера Энтузиастов, который разбит за правобережным торговым центром, по плану должны были стоять панельные многоэтажки. Однако главный архитектор шестой мастерской Красноярскгражданпроекта Александр Брусянин был уверен: на этой просторной территории с выходом к Енисею необходимо создать зелёную зону. С этой идеей он обошёл немало кабинетов, приводя множество аргументов, доказывая, что нельзя застраивать такое красивое пространство. И в итоге добился-таки своего! Сегодня это одно из любимых мест отдыха горожан, где в погожий день всегда полно людей, а в праздники устраивают настоящие гуляния.
По словам Ольги Давыдовой, дочери Александра Брусянина, сквер Энтузиастов, появившийся в конце 1970-х, был одним из самых любимых проектов её отца. Он очень тщательно подошёл к реализации своей идеи. Так, прежде чем приступить к работе, долго наблюдал, как тут ходят жители, а потом уже по народным тропам проложил дорожки. “И вы знаете, никто там никаких проходов не протоптал, потому что всё было изначально сделано для людей. Отец всегда говорил, что в городе важна не только эстетика, но и удобство”.
Об истории зелёного пространства на правом берегу Красноярска мы говорили с Ольгой Давыдовой на выставке “Практичность и красота”, посвящённой 85-летию Александра Брусянина. Экспозиция, в которой представлено творческое наследие заслуженного архитектора Российской Федерации, а также талантливого художника, расположилась в фойе Дома дружбы народов Красноярского края “Родина”. Фотографии, чертежи, эскизы, картины… Практически каждый экспонат — это частичка истории нашего города, нашей страны.
И АКВАРЕЛЬ, И МАСЛО, И ГУАШЬ
Родился Александр Сергеевич в 1940 году в Амурской области. Рос в большой семье: у него были три брата и сестра. Первые сознательные годы пришлись на суровое военное время. Брусянины выживали за счёт подсобного хозяйства, но всё равно было очень тяжело.
Закончилась война, маленький Саша Брусянин пошёл в школу, где у него открылся художественный талант.
— Рисование у отца преподавал Георгий Конза — личность очень известная на Дальнем Востоке, — рассказывает дочь архитектора. — Он заметил способности ученика и стал уделять ему много времени. Отцу нравилось рисовать и изначально он хотел быть художником. Но это довольно непрактичная профессия, поэтому ему посоветовали поступать на архитектуру. Ведь там в основе тоже лежит рисование.
В итоге Александр Брусянин поступил в Уральский политехнический институт. Однако и в вузе, и после его окончания не оставлял своё любимое увлечение живописью.
На выставке представлено несколько его работ: от студенческих этюдов до больших пейзажей.
— Вот эту акварель с лодками он написал ещё в вузе, — продолжает Ольга Давыдова. — Тут даже оценка есть: всего лишь тройка. Но надо сказать, что в Уральском политехе требования были очень высокие. Там сильная школа, и до сих пор этот вуз славится качеством преподавания. На мой взгляд, за такой этюд можно ставить заслуженную пятёрку, но учителя были строгими.
Ещё несколько студенческих работ Брусянина, вошедших в экспозицию, были написаны маслом во время поездки в Бухару и Самарканд. Они будто пронизаны зноем летних улиц старинных городов. И на них много неба, которое так любил выписывать Александр Сергеевич.
А вот большие картины — это уже поздний период творчества Брусянина. Он часто дарил свои пейзажи друзьям и знакомым, и один из таких подарков (коллеге, известному красноярскому архитектору Владимиру Ульянову) тоже есть на выставке. На этой работе — сибирская природа, которую можно назвать главным героем всего творчества архитектора.
— На моём самом любимом пейзаже изображено место в Хакасии, где мы отдыхали семьёй в палатках, — делится дочь Александра Брусянина. — Я была ещё маленькой, но помню один эпизод из той поездки. Надвигалась гроза. Надо бы прятаться, а отец говорит: какое небо красивое! Быстро его сфотографировал, а спустя годы по этому снимку нарисовал картину. Причём работал как кистью, так и аэрографом, которым разбрызгивают краску. Разрывал бумагу, прикладывал и делал очень мелкое напыление. Капель не видно, получается такой мягкий переход… К слову, свои картины он часто переписывал. Начинал вечером, когда выпадало свободное время, а с утра видел, что цвет не тот, оттенок неправильный. Надо сделать всё иначе.
Много больших живописных работ Александр Сергеевич создал, готовя персональную выставку, которая должна была пройти в выставочном зале музея Сурикова на Мира, 12. Символично, что это здание построено по его же проекту! Помещение там большое, поэтому требовалось большое количество картин. Но провести этот вернисаж Брусянин так и не успел. Его не стало в 2008 году. Инфаркт.
ПОВЕЗЛО С КОЛЛЕКТИВОМ
Александр Брусянин оставил после себя большое наследие. И это не только картины. Главные его произведения вплетены в облик нашего города и знакомы каждому красноярцу.
Когда после окончания института Александр Сергеевич приехал в краевой центр, здесь уже трудились многие талантливые архитекторы. Демирханов, Ульянов, Панов, Орехов… Брусянину повезло стать частью этого сильнейшего творческого коллектива, а заодно и соавтором ярких и амбициозных проектов. И конечно же, найти настоящих друзей!
— Сначала он попал в первую мастерскую, которой руководил Демирханов, — вспоминает Ольга Давыдова. — Арег Саркисович его высоко ценил, и они подружились. Да вообще все архитекторы в то время очень хорошо между собой общались: постоянно какие-то праздники, совместные выезды на природу. Может, поэтому и работа кипела, создавалось и реализовывалось столько проектов.
Стоит сказать, что с шестидесятых годов в архитектуре превалировал, мягко говоря, лаконичный стиль. Никаких тебе колонн, вензелей, арок и портиков с прочими украшательствами. Всё просто, функционально и с минимальными расходами. Почему? Видимо, свою роль сыграло знаменитое хрущёвское постановление об устранении излишеств.
Однако даже в таких строгих рамках красноярские мастера делали интересные проекты, каждый из которых отличался своим характером.
— Это павильон-зооуголок, он стоял в парке Горького, проектом реконструкции которого также занимался мой отец, — показывает на эскиз здания с необычными выступающими элементами Ольга Давыдова. — Тут был даже встроенный в стену аквариум. Посмотреть на водных обитателей посетители могли, находясь и внутри, и снаружи.
Ещё один проект с выставки — здание администрации Красноярска. Это уже коллективный труд. Над ним работали сразу три архитектора: Арег Демирханов, Александр Брусянин и Константин Неустроев, который затем уехал в столицу. Мастерам удалось создать целый градостроительный ансамбль: администрация, пешеходный мост и гостиница “Красноярск”.
— Отличительная черта этих построек — отсутствие доминирования, — считает Ольга Давыдова. — Они не давят на окружающую среду, позволяя любоваться и Енисеем, и Коммунальным мостом, и далёкими сопками на правом берегу. А ещё во всех папиных проектах просматриваются окна: они вытянуты не вверх, а вширь. Я всегда у него спрашивала: почему так? А он говорил: человек должен видеть всю красоту нашего ландшафта. Очень любил природу и ценил возможность на неё любоваться.
ШЕСТАЯ МАСТЕРСКАЯ
Природа, удивительный ландшафт Красноярска всегда очаровывали Александра Брусянина. И так счастливо получилось, что именно он был главным архитектором шестой мастерской Красноярскгражданпроекта. В чём же счастье? Да в том, что это подразделение института занималось благоустройством, создавая в нашем городе уникальные зелёные пространства.
Если говорить о работах шестой мастерской — она же МБ-6, — то в первую очередь нужно упомянуть левобережную набережную. Это был очень непростой объект: сложный грунт требовал нестандартных решений, особых подходов и планировок. Но зато теперь мы все гордимся этим удивительным местом, с удобными террасами и потрясающим видом на правобережные сопки.
Кроме того, силами шестой мастерской были созданы проекты строительства правобережной набережной, благоустройства островов Татышев и Отдыха, множества скверов и парка Горького. При этом каждое пространство старались вписать в облик города, продумывая мельчайшую деталь.
— Даже ограждения, которые местами остались на набережной, в парке Горького, выполняла их мастерская, — подчёркивает дочь архитектора. — Я нашла чертежи, по которым их делали.
К слову, в одном из интервью Александр Сергеевич сказал, что его творческое кредо — практичность и красота. И это действительно так. Всё, что создавалось коллективом МБ-6, с одной стороны, имеет несомненную эстетическую ценность, а с другой — очень удобно. Этим же принципом Александр Брусянин руководствовался, когда стал главным архитектором седьмой мастерской и работал над следующими своими проектами.
КТО ВОЗРОДИТ “ЗАСТАВУ”?
Проект ресторана “Казачья застава” довольно сильно отличается от всего, что создавали архитекторы в семидесятых годах прошлого века. Этот тот самый случай, когда Александру Бусянину позволили излишества. Ну а он сумел создать удивительный микс из прошлого и настоящего.
— Я могу уверенно сказать, что это его любимый проект, — утверждает Ольга Давыдова. — Отец создал туристический объект со смотровой башней — такой же, что когда-то стояла на горе Караульной. Ходил по библиотекам, изучал архивы, ездил в командировки. Не придумывал какие-то несуществующие замки, а заново воплощал то, что строили наши предки. При этом изучал и современный опыт организации общепита. Ведь это здание должно было стать функциональным и современным. Так и получилось.
На выставке представлены чертежи будущего ресторана, подготовленные ещё в 1974 году. В них отмечено всё: вплоть до того, где стоит плита, а где расположится холодильник. А ещё к проекту была подготовлена полная спецификация, с указанием, где это оборудование можно закупать.
После того как “Казачью заставу” построили, здание ресторана стали называть чуть ли не самым красивым в Красноярске. В него возили туристов и самых почётных гостей. Впрочем, в уникальном для нашего города объекте общепита успели побывать и многие красноярцы — до сих пор в городских пабликах встречаются воспоминания об этой удивительной постройке и вкуснейших десертах, которые там подавали. Вот только, к сожалению, почти исторический объект, возведённый в конце 1970-х, просуществовал чуть более десяти лет. А потом сгорел…
— Интересно, что такую же “Казачью заставу” предлагали построить у себя в стране предприниматели из Германии, — отмечает Ольга Александровна. — Но мне кажется, не нужно этого делать. Это же объект, который отражает нашу историю, построен по мотивам традиционной сибирской архитектуры. Лучше бы воссоздали его в Красноярске.
ВЕСЁЛЫЙ И НАХОДЧИВЫЙ
Друг и соратник Александра Брусянина Арег Демирханов любил повторять, что архитектура — это прерогатива власти. Поэтому рассказывая о творческом пути Александра Сергеевича, нельзя не упомянуть ещё одного человека, сыгравшего немалую роль в судьбе всего нашего региона.
Первого секретаря Красноярского краевого комитета КПСС Павла Федирко сибирские зодчие считают главным инициатором большинства знаковых проектов, реализованных в регионе.
— Павел Стефанович всегда поддерживал архитекторов. Моему отцу он поручал многие заказы, например проектирование зданий в Соснах, — отмечает Ольга Давыдова. — Есть у меня и одна семейная история, связанная с первым секретарём крайкома. В 1980-е годы выходила замуж сестра моей мамы. Нужно было достать букет, а в то время всё было сложно купить. Отец предложил взять цветы в городской оранжерее и отправился туда с женихом. Видят: стоит шикарный букет, то, что нужно. Папа говорит: “Заворачивайте”. А работница смотрит испуганными глазами и отвечает, что это приготовлено для Федирко. Мол, у его жены юбилей, он сейчас приедет забирать. Отец настаивает: “Всё равно заворачивайте, вы ещё успеете другой собрать”. И в этот момент входит Павел Стефанович. Узнав, для какого события архитектор просить отдать его букет, он согласился: берите, без проблем.
Вообще, надо признать, что Александр Брусянин был не из робких, мог найти выход из любой ситуации. Практически каждое лето он с семьёй отправился в путешествие на машине. И во время одной из таких поездок в крае случилась проблема с бензином: его то ли совсем не давали, то ли отпускали только по талонам, которых было не достать. А у Брусяниных была “Волга” — на таких в те годы ездили все советские функционеры. И находчивый архитектор доставал водительскую кепочку, натягивал её и в таком виде появлялся на заправке, заявляя: “Надо бы начальника залить”. Он был очень убедителен, благодаря чему все успешно добрались до места назначения.
А ещё он очень любил своих близких. И маму — её портрет можно назвать настоящим украшением выставки. И жену — весёлую, приветливую, сумевшую создать дома удивительную атмосферу уюта и тепла. И детей — сына и дочку.
— Он мне в детстве всегда читал сказки, любимой из которых была “Крошечка-Хаврошечка”, — говорит дочь архитектора. — При этом всегда что-то добавлял своё. Например, многозначительно на меня смотрел и перечислял: сделай это и это, а потом спи-отдыхай… Только спустя годы я поняла, что он добавлял фразу в сказку специально для меня: про уборку игрушек в комнате, помощь маме и бабушке.
Для Ольги Давыдовой выставка, посвящённая её отцу, это, с одной стороны, очень личная история. А с другой — возможность ещё раз напомнить всем красноярцам о том, как развивался наш город все последние десятилетия, и кто наполнял его облик уникальными чертами, создавая зелёные скверы даже там, где их никто не планировал.
Акцент
Шестая мастерская, которой руководил Александр Брусянин, занималась не только благоустройством Красноярска. Именно в ней создавался проект реконструкции часовни Параскевы Пятницы — одного из главных символов нашего города, а также парка на Караульной горе.
Подробно
Дом дружбы народов Красноярского края “Родина” расположен по адресу: проспект Красноярский рабочий, 100в.
Выставка, посвящённая наследию заслуженного архитектора Российской Федерации Александра Брусянина, продлится до конца октября (0+).