Новости Красноярска

Игра с сюжетом и легендой: В Красноярске создали настолку «В поисках диверсанта»

«Городские новости» побеседовали с автором и выяснили, что нужно знать, чтобы обезвредить вражеского лазутчика.

Игра с сюжетом и легендой: В Красноярске создали настолку «В поисках диверсанта»
Фото: музей «Мемориал Победы» ВКонтакте

Любой красноярец может погрузиться в события Великой Отечественной войны и поймать шпиона с помощью настольной игры «В поисках диверсанта». Поиграть в неё предлагает красноярский музей «Мемориал Победы». Настолку создал один из научных сотрудников учреждения Максим Сафонов. «Городские новости» побеседовали с автором и выяснили, что нужно знать, чтобы обезвредить вражеского лазутчика.

 

Основано на реальных событиях

 

С первого взгляда, мероприятие, которое запустил музей, развлекательное, однако у него есть не только детективный сюжет, но и серьёзная образовательная подоплёка. Максим Сафонов создал для игры настоящую, исторически обоснованную легенду. События «В поисках диверсанта» происходят на одном из оборонных предприятий Красноярска — города трудовой доблести, ставшем в годы войны одним из важнейших промышленных центров СССР.

 — Игра по механике похожа на «Мафию», в которой участники распределяют между собой роли, — рассказал Максим Анатольевич. — В настолке «В поисках диверсанта» фактически все игроки — простые рабочие. Это соответствует роли мирного жителя в классической «Мафии». Они ищут диверсанта, который проник на завод, чтобы похитить секретные чертежи. А диверсант — та же мафия. Его задача — сделать так, чтобы мирных жителей осталось как можно меньше. Ещё один персонаж — чекист, сотрудник НКВД, который должен поймать диверсантов. Кроме того, у нас есть инженер — герой игры, у которого и хранятся секретные заводские документы

Главное отличие «В поисках диверсанта» от «Мафии» — у персонажей красноярской игры есть биографии, основанные на историях жизни реальных людей, которые во время войны работали на городских заводах.

 

Книжка о героическом прошлом

 

Красноярская настолка наполнена отсылками к реалиям Великой Отечественной. Она напоминает участникам, какие печатные издания выпускались в нашем городе того времени, кого называли стахановцами, объясняет многие другие исторические факты.


 — Я своего рода фанат настольных игр, — объясняет Максим Сафонов. — Когда был студентом, часто играл с друзьями. Сейчас я уже три года являюсь научным сотрудником «Мемориала Победы», разных задач у меня много, одна из них — разрабатывать интерактивные занятия для посетителей. Вот я и подумал, что было бы здорово создать свою настолку.

Первое время для игры «В поисках диверсанта» Максим использовал самодельные карточки, напечатанные на принтере и заламинированные.

 — Я полтора года проверял, насколько эта настолка играбельная, что-то менял в правилах, переделывал, — поделился Максим Анатольевич. — Сейчас есть уже окончательный вариант. В этом году мы вместе с издательством «Поликор» подали заявку на конкурс «Книжное Красноярье» и выиграли грант. В 2026 году выйдет тираж, большую часть которого мы бесплатно разошлём в библиотеки края, чтобы в историю Великой Отечественной могли погрузиться жители всего региона. К игре идёт книжка о героическом прошлом Красноярска.

Предатели и дружинники

 

А пока поймать шпионов можно в «Мемориале Победы». Для этого нужно собрать команду и записаться на игру. Поучаствовать в проекте могут все, главное, чтобы возраст был от 12 лет — ребятам младше сложно будет разобраться в сюжете и правилах. Верхней возрастной границы в этой настолке нет — поиграть в неё будет интересно даже очень взрослым людям.

Минимальное количество участников в команде — 10 человек. Можно и больше. Для групп от 25 человек в игре есть дополнительные карточки — предателей и дружинников. Первые — работники завода, разочарованные в советской власти, готовые сотрудничать с диверсантами. Вторые — добровольные помощники чекиста. Если шпионам удастся выбить сотрудника НКВД из игры, дружинник сможет занять освободившееся место и завершить поимку лазутчиков.

 — Но если немного знать историческую канву и внимательно слушать биографии персонажей, подключать логику, достаточно легко можно выяснить, кто является диверсантом, а кто нет, — уверен автор игры Максим Сафонов.

Нюанс

«Мафия» — одна из самых популярных командных ролевых игр в России и многих других странах мира. В её основе лежит детективный сюжет. Игроки делятся на две команды. В одной — мирные жители, шериф или комиссар, в другой — мафия, во главе которой стоит дон. Игру почти 40 лет назад придумал студент факультета психологии Московского государственного университета Дмитрий Давыдов.

 

Врезка

Игру «В поисках диверсанта» в 2026 году разошлют в библиотеки края, чтобы в историю Великой Отечественной могли погрузиться жители всего региона.