«Игромания и киберспорт — абсолютно разные понятия»: Организатор турниров Дмитрий Ерёмин о компьютерных играх
Красноярский киберспорт вступил в новую фазу своего развития.

Красноярский киберспорт вступил в новую фазу своего развития. Теперь главные городские турниры проходят на Центральной набережной, а их зрителями становятся десятки тысяч человек — и это не считая онлайн-просмотров. Популярность компьютерных игр буквально зашкаливает.
При этом стоит отличать обычное желание поиграть от полноценного киберспорта — в этом уверен организатор турниров, директор некоммерческой организации “Будущее компьютерного спорта Красноярского края” Дмитрий Ерёмин. В интервью “Городским новостям” он рассказал о проведении Кубка Красноярска, новых звёздах, финансовых вложениях, эмоциях игроков, планах и многом другом.
Произошла сенсация
— Что можете сказать по Кубку Красноярска? Как всё прошло?
— Если вкратце, то в финал вышли восемь команд, которые победили на отборочных этапах. Всё лето они играли в онлайн-режиме, а затем приехали в Красноярск и выступили на сцене. Главную награду взяли “Бродяги 54 Рус” — “6p0ДяrU54RUS” — это ребята из Новосибирска. Честно скажу: от них никто не ожидал победы.
— Почему?
— Новосибирцев мало кто знает в нашем сообществе. Все ставки были на другую команду, которая собрала очень сильный состав. Там двое входят в топ-100 лучших игроков России и СНГ! И эта команда всухую проиграла Новосибирску в полуфинале. Можно сказать, на нашем Кубке случилась громкая сенсация.
— Недооценили соперника?
— Скорее всего. Команда в квалификации на правах фаворита просто раскатала всех. Видимо, парни подумали, что спокойно дойдут до титула. И тут вылезли “Бродяги”. Это, кстати, не единственный случай, когда фаворит допустил осечку. Прошлогодние чемпионы из команды “Ист Сайд” (East Side) даже в тройку не попали!
— Капитан “Бродяг” после победы заявил, что в финале их соперник был значительно слабее. Это так?
— Можно и так сказать. У второго финалиста была интересная тактика: они вяло вкатывались в игру, а ближе к концу резко наращивали темп. Бах-бах — и всё, готово. Вплоть до финала тактика работала. Но с “Бродягами” почему-то не прокатило.
— Финал проходил на Центральной набережной. Как вообще возникла эта идея?
— Насколько помню, в мире есть только один турнир, который проходит под открытым небом — на острове Бали. Мы понимали, что сможем сделать уникальный формат, который до нас в России точно никто не практиковал. Тем более в Красноярске есть прекрасная набережная с огромным трафиком и классный проект “ЯРкие БЕРЕГА”. Объединив усилия, мы сделали отличное шоу для горожан.
— Много было зрителей?
— Очень! На церемонии открытия вся набережная была заполнена! За два дня зрителями стали более 35 тысяч человек. К нам приезжали представители Федерации компьютерного спорта России, которые заявили, что даже на Кубке страны не было такого ажиотажа. А там призовые в 15–20 раз больше, чем у нас.
— Кубок Красноярска — официальное мероприятие? В спортивный календарь он внесён?
— Да, и за это я очень благодарен Красспорту. Мы несколько лет добивались того, чтобы наш турнир стал официальным. Проводили переговоры, доказывали, что Кубок по киберспорту — не обычное развлечение, а полноценное соревнование. К счастью, удалось отстоять свою позицию. Теперь победители нашего турнира получат спортивные разряды по компьютерному спорту.
— В перспективе планируете сделать Кубок всероссийским соревнованием?
— Фактически он таким и является — у нас играют команды со всей страны. Но если говорить о формальном статусе, то работа вовсю идёт. В Красспорте нам пообещали посодействовать в повышении уровня. Надеюсь, что скоро Кубок Красноярска попадёт во всероссийский календарный план. Тогда игроки из других регионов смогут приезжать к нам за счёт бюджета своих регионов, а не за свои деньги. Ну и, конечно, претендовать на звание мастеров спорта.
Бабушка-фанатка
— Можно встретить мнение, что компьютерные игры — это зло и бесполезная трата времени. Удаётся ли бороться с этим стереотипом?
— На мой взгляд, он уже практически исчез. Люди наконец-то начали отличать игроманию от киберспорта. Это абсолютно разные явления, которые нельзя сравнивать.
Но, признаюсь, поначалу было непросто. В 2018 году у нас родилась идея провести первый Кубок города. Сколько же негатива было! До сих пор помню, как мои чаты кипели от возмущения. Люди писали: “Дети и так сидят в компьютерах, а вы это ещё и популяризируете — ужас!” Но нам удалось изменить общественное мнение. Конечно, до сих пор есть недовольные, которые считают киберспорт какой-то игрушкой. Но таких осталось немного.
— Какие аргументы использовали?
— Киберспорт — это не просто игрушка, а серьёзное направление. В нём есть тренировки, аналитические разборы, график работы и турниры. Ребёнок, который приходит из школы и включает компьютер, чтобы немного поиграть, точно не относится к киберспортсменам.
Есть ещё стереотип, что все геймеры либо очень худые, либо очень толстые. Сейчас это не так. Практически каждый второй ежедневно зависает в спортзалах! Люди ответственно относятся к своему физическому состоянию.
— Я общался с вашим коллегой Дмитрием Старчевским. Он сказал одну интересную вещь: “Киберспорт сложнее футбола”.
— И я соглашусь. Могу даже привести пример. Мы с Димой как-то проводили турнир при поддержке одного из фитнес-центров Красноярска. Спонсор спросил нас: “Вам какие призы выделить? Можем либо сертификаты в наши центры, либо компьютерную аппаратуру — клавиатуры или наушники”. Мы сделали опрос среди ребят, и большинство выбрало сертификаты! Объективно, аппаратура есть у многих, причём зачастую профессиональная. А хороший фитнес не все себе могут позволить. Но он тоже важен для киберспортсменов.
Тем более в профессиональных командах выстроен очень серьёзный распорядок дня. Ребята сидят на настоящих контрактах и получают зарплату. Они с утра просыпаются, делают общефизическую подготовку, разбирают теорию на доске, смотрят свои же матчи, а потом садятся и нарабатывают практику. И так каждый день. Такой график не у каждого футболиста бывает!
— А травмы?
— Понятно, что переломов или растяжений в киберспорте нет. Но могут быть внутренние проблемы. Для этого в командах есть штатный психолог. Ребята с ним работают, если понимают необходимость. Плюс есть массажист, который тоже может помочь.
Тут можно провести аналогию с шахматами. Там тоже нет переломов и не надо много бегать. Но никто даже не подумает сказать, что шахматы — это не спорт. У нас, по сути, такая же ситуация. Тем более игру Dota 2, на которой проводится большинство турниров, многие называют шахматами в виртуальном пространстве.
— Молодёжи легче понять, в чём прелесть киберспорта. А как переубедить старшее поколение?
— На этот счёт у меня есть классный пример с Кубка города. В первый день у телевизора сидела бабушка, которой примерно 70 лет. Я подошёл к ней, мы пообщались, и она спросила: “А когда неместные команды будут играть?” Ну, глянул в сетку, объяснил ей. Спрашиваю: “А вам зачем, бабушка?” — “Видела в новостях, что тут Кубок проходит. Хочу за неместных поболеть”. И она реально сидела и смотрела матчи! Это я к тому, что даже пожилых людей можно заинтересовать современными вещами.
Готовность к новому вызову
— Вы отметили, что Кубок Красноярска проводится на базе игры Dota 2. Планируете добавлять новые дисциплины?
— Мы можем использовать только те игры, которые официально утверждены Федерацией компьютерного спорта России. В этом списке есть, в частности, Dota 2, Counter-Strike, Tekken и League of Legends. Организовать, конечно, можно что угодно, но вопрос в ресурсах. Всё-таки наша команда не настолько большая, чтобы разом охватить все дисциплины. Если будут желающие помочь нам, то мы готовы взяться.
— Спортивные симуляторы не будете добавлять? FIFA или NBA?
— Их проще продвигать через фиджитал-спорт. Это очень зрелищно, когда спортсмен сначала играет в футбол на приставке, а потом выходит на поле и забивает реальные голы. Поэтому мы решили развивать симуляторы в таком формате. Тем более Дмитрий Старчевский — глава федерации фиджитал-спорта, а я вхожу в её президиум.
— Нет ли планов сделать акцент на что-либо экзотическое, что у нас представлено не так широко?
— Желание есть всегда, но нужно понимать возможности. Это уже не будет официальным соревнованием по линии министерства спорта. В частном порядке — пожалуйста, без проблем, проводите как хотите. А если говорить про официоз, то есть список дисциплин, от которого мы отталкиваемся.
Хотя в мире много игр, которые крайне популярны. Я как-то ездил в Мьянму, где у меня живёт старый знакомый. Мы шли с ним по улице и увидели, как огромное количество людей сидят перед большим экраном и рубятся в игру PUBG Mobile. Я глазам своим не поверил! А друг мне ещё сказал: “Да это нормально. Кто-то играет, кто-то просто смотрит”.
— Даже представить себе такое не могу.
— Или вот пример. Недавно в Монголии проходил турнир по той же PUBG Mobile, и местная команда играла, кажется, с французской. В центре города была организована трансляция, за которой вживую следили три тысячи человек. Это как наша полностью заполненная Театральная площадь!
Но в России “пабка” уже не так популярна, как раньше. У нас был бум World of Tanks, но разработчик ушёл из страны, а замена в виде “Мира танков” не зашла игрокам. А “Дота” или “Лига Легенд” до сих пор в трендах.
— По дисциплинам понятно. А по новым форматам? Есть ли в планах что-то большее, чем городской турнир?
— Сейчас обсуждаем возможность провести в Красноярске Кубок России. У нас есть опыт, который очень ценится в киберспорте. Хороших организаторов в стране крайне мало — их можно перечислить на пальцах обеих рук. А мы готовы к новому вызову. Пока идут переговоры с всероссийской федерацией, и я надеюсь, что они завершатся успешно.
Но есть ещё одна идея, которая для нас даже важнее, чем крутые турниры. Мы намерены сделать в нашем киберспорте адаптивное направление. Хотим провести серию турниров для инвалидов-колясочников и людей с нарушением слуха. Понятно, что они будут играть в онлайн-режиме. Наша задача — сделать все условия, чтобы ребята чувствовали себя максимально комфортно.
Выбор есть всегда
— Есть ли у нас таланты, которые могут выбиться на профессиональную киберспортивную арену? Помнится, в своё время неплохо играл Дмитрий Миненков.
— Да, но сейчас он нигде не светится. Даже я не знаю, куда Дима пропал. Видимо, завершил карьеру и решил уйти в тень. Это его право.
А так таланты есть, но их быстро забирают в Москву, где есть профессиональный киберспорт. На наших турнирах играл парень из Железногорска, его заметили и пригласили на просмотр в столицу. Он поиграл там, вернулся, но потом снова уехал. Сейчас мальчишка играет в команде и получает пять тысяч долларов в месяц.
— Солидно.
— И это, кстати, самая низкая зарплата в команде! Остальные ребята получают по 10–15 тысяч. Вот, кстати, ещё одно доказательство, что киберспорт — не игрушки, а серьёзное направление.
Ребят в нашем сообществе много, и даже я не всех знаю по именам. Кто-то пробивается на профессиональный уровень, а кто-то остаётся любителем. Чем хорош киберспорт — ты можешь всегда найти себе занятие по душе, если не получается классно играть. В футболе выбор ограничен — в основном все идут в тренеры. А у нас направлений гораздо больше.
— Например?
— Вы наверняка знаете Никиту Шабаева, который сейчас занимает высокую должность в Федерации компьютерного спорта России. Это красноярский парень, который играл на наших турнирах, а затем уехал жить в Москву. Никита представляет интересы Сибирского региона, и нам очень повезло иметь такого человека в столице. Или вот ещё пример — в Санкт-Петербурге директором киберспортивного центра работает красноярец, который помогал нам организовывать турниры. Мы с Димой Старчевским называли его волонтёром — он просто говорил людям, куда идти. (Смеётся.) Так этот парень в прошлом году работал на международном форуме и рассказывал нашему губернатору про киберспорт!
— Неплохой карьерный рост.
— И это лишь часть примеров. Не получилось стать игроком? Можешь вести социальные сети. Хочешь — комментируй или анализируй матчи. Это не так просто, кстати. Парни по 12 часов комментируют, причём с эмоциями — мне кажется, они приходят домой и просто отстёгивают язык. Но если есть желание, то почему бы не попробовать?
Не хочешь светиться в медийном пространстве? Иди в режиссуру. Стань организатором турниров. Вариантов — огромное множество! Главное — начать. И мы каждому готовы помочь.
Есть даже варианты, которые на первый взгляд не совсем стандартны. Нашими кадрами, например, активно интересуются в краевом военкомате.
— Уклонистов ловят?
— (Смеётся.) Нет, тут всё гораздо серьёзнее. Сейчас очень важно умение управлять беспилотными летательными аппаратами. Это не простые игрушки, а полноценные машины с большим количеством нюансов. Чтобы они выполняли функции на все сто процентов, нужна опытная команда, в которой каждый знает свои задачи, — всё как в киберспорте. Плюс в работе с беспилотниками важна компьютерная грамотность, а она у наших парней на высочайшем уровне. Поэтому ими и интересуются в военкомате.
На турнире — телевизор из дома
— Как обстоят дела с финансированием? Много ли личных средств тратите на развитие киберспорта?
— Сейчас нам стали помогать по линии федерации и разных бюджетов — как спонсорских, так и государственных. В этом плане стало немного легче. А вот раньше мы полностью покрывали все расходы из своего кармана. Признаюсь, это очень накладно.
— Если не секрет, сколько?
— Мы как-то отправляли сборную края на соревнования в Иркутск и Москву. На все расходы у нас ушло примерно 600 тысяч рублей. И это ещё по-божески получилось! Я уже не говорю про организацию местных турниров — она практически полностью лежит на наших плечах.
— Это же где столько денег взять?
— Во-первых, мы зарабатываем в других местах. Дима мёдом торгует, я занимаюсь продажей техники — отсюда и деньги. Во-вторых, есть взносы от участников. Везде по копейке собираем и на это живём.
Я возглавляю автономную некоммерческую организацию “Будущее компьютерного спорта” и часто сталкиваюсь с непониманием людей. Некоторые считают, что нам деньги некуда девать! Мол, автономке выделяют золотые горы, а она не знает, как их потратить. Это, конечно же, далеко не так. Чтобы организовать и достойно провести турниры, мы вкладываем собственные силы и средства.
Иногда даже доходит до такого, что несём технику из дома. На каком-то турнире у нас не было телевизора. Я принёс свой! Просто снял со стены и поставил в студии, чтобы аналитики могли отработать матчи.
— Супруга по голове не дала?
— А я тогда ещё не был женат. Обошлось без последствий. Сейчас бы дала, конечно. (Смеётся.)
Кайф на сцене
— Недавно была новость, что на турнире по киберспорту в Саудовской Аравии чемпионский кубок вручал Криштиану Роналду. Нет ли планов позвать звёзд спорта на Кубок Красноярска? Условно, Андрея Тихонова или Ольгу Медведцеву?
— Я видел новость про Роналду, и она мне очень понравилась. Сама по себе идея шикарна! Мало кто знал о турнире, но его известность выросла благодаря привлечению знаменитого футболиста. Думаю, в будущем мы возьмём это на заметку. Можно и Тихонова, и Медведцеву, и других легенд — в Красноярске хватает звёзд.
— А как ещё популяризировать киберспорт?
— Вообще с этим проблем нет. Сейчас в него начинает заходить крупный бизнес, который в том числе тратится на рекламу. Киберспортом активно интересуются и банки, и даже политические партии. Плюс, конечно, свою роль играют огромные доходы на международных турнирах. Новость про какого-нибудь парня из глубинки, который заработал несколько миллионов долларов за победу, очень сильно цепляет.
— То есть всё крутится вокруг денег?
— Не всегда, кстати. К нам на Кубок города приезжали пацаны из Подмосковья, причём с очень хорошим уровнем игры. Я их спросил: “А почему бы вам не поехать куда-нибудь в Москву? Вы же тут ничего не заработаете?” Они ответили: “А мы не за деньгами приехали. Нам эмоции нужны”. О нашем турнире знают далеко за пределами Красноярска. Когда выходишь на сцену, а на тебя смотрят три тысячи человек, то получаешь нереальный кайф!
Такие турниры хороши ещё тем, что на них можно общаться вживую с другими ребятами. К нам приехала команда, игроки которой были знакомы только заочно и в реальности никогда не пересекались. Один живёт в Калининграде, другой из Москвы, третий из Казани приехал... Только в Красноярске они впервые увидели друг друга! Познакомились поближе, пообщались и сдружились ещё больше.
ДОСЬЕ

Дмитрий ЕРЁМИН
Дата рождения: 8 января 1992 года, Красноярск.
Деятельность: директор АНО “Будущее компьютерного спорта”, член президиума Федерации фиджитал-спорта Красноярского края, организатор турниров по киберспорту, бизнесмен.
Образование: Сибирский федеральный университет.