Новости Красноярска

Строительство и благоустройство, Транспорт и дороги,

Как в Красноярске строят метро

Началась прокладка второго тоннеля красноярского метротрамвая с улицы Высотной до Копылова.

Как в Красноярске строят метро
Фото: Михаил Шуклин

Метростроители огородили участок между улицами Крупской и Высотной лет 30 назад — ещё в свой первый заход в Красноярск. Тогда там осушили озеро и пробили перегонный тоннель — один из двух предусмотренных в проекте. В тот раз строители прошли под землёй 2,31 километра. До выхода на будущую станцию на улице Копылова не хватило всего 300 метров.

 

Поддержка из Китая

 

Строительство метро в Красноярске возобновили весной 2023-го, однако до станции на Высотной (последней в первой линии) проходчики добрались только в июле прошлого года. Подрядчики планируют до апреля 2026-го пробить там ещё один тоннель общей протяжённостью 2,64 километра, а также завершить работы на первом перегоне. Одновременно на огромном пустыре с другой стороны улицы Крупской идёт подготовка площадки под депо для поездов и вагонов метротрамвая.

Стартовый котлован на будущей станции “Высотная” уже готов, необходимое оборудование доставили и смонтировали. Проходческий щит “Евгения” (длина — более 80 метров, вес — 592 тонны, диаметр — почти шесть метров) привезли из столицы после запуска очередной станции местного метрополитена. Там этот комплекс и получил своё настоящее имя. Специалисты утверждают, что “Евгения” может за сутки бесперебойной работы пробить до десяти метров подземных тоннелей в самых сложных условиях.

Фото: Михаил Шуклин

Принадлежит этот проходческий комплекс Китайской корпорации железнодорожного строительства (CRCC, вторая по объёмам госкомпания в КНР). Лю Сяолэй, заместитель гендиректора 16-го управления CRCC, рассказал, что у них уже есть серьёзный опыт работы в России. Начали с Москвы, сейчас пришли в Челябинск и Красноярск. 

“Обслуживанием этого комплекса будет заниматься бригада китайских специалистов — по 45 человек в смену, — сообщил Лю Сяолэй. — Нам предстоит уложить в общей сложности 1 887 колец из сборных высокоточных железобетонных блоков. Это обеспечит необходимую гидроизоляцию объекта”.


Новый тоннель от “Высотной” начнут пробивать на глубине десять метров и выйдут на площадку в районе Копылова на уровне 49 метров.

 

Использовать сделанное ранее

 

На церемонию первого запуска проходческого щита “Евгения” приехал губернатор Красноярского края Михаил Котюков. Метростроители рассказали главе региона о технических параметрах нового комплекса, ходе работ и подготовке к запуску следующих этапов самого масштабного проекта в истории нашего города.

“За последний год по данному направлению сделано больше, чем за несколько предыдущих десятилетий, — подвёл итоги беседы Михаил Котюков. — Сейчас уже на всех станциях и вентиляционных шахтах строящегося метротрамвая идёт работа. Мы наконец-то вышли на необходимый темп производства, а кое-где подрядчики идут даже с опережением первоначально озвученных сроков. Теперь важно удержать его. Участок, где мы сейчас находимся, — самая сложная часть проекта по строительству красноярского метротрамвая. Здесь нужно было найти оптимальные технологические решения для включения в единую схему пробитого ранее тоннеля. Вижу, что это удалось”.

SHUK4708.JPG


Константин Матвеев, гендиректор группы компаний “Моспроект-3”, с удовольствием “завалил” журналистов техническими деталями, однако мы всё-таки смогли выделить в его речи самое важное. 

“Наша главная задача на сегодня — пробить подземный тоннель на непростом участке от остановочного пункта “Высотная” до станции “Улица Копылова”, — сообщил руководитель стройкомпании и инженер. — Работы будем вести закрытым способом, круглосуточно и в две смены. После проходки достанем этот щит из демонтажной камеры на Копылова и приступим к строительству самой станции. Это довольно сложный с технологической точки зрения проект, поскольку находится она на глубине порядка 45 метров. Однако у нас опытная команда, и там много специалистов, которые в довольно непростых условиях занимались строительством московского метрополитена”.


Под жёстким контролем

 

Проект строительства красноярского метротрамвая лично одобрил президент России Владимир Путин, и поэтому он находится под жёстким контролем федеральных властей.

“Развитие транспортной инфраструктуры имеет очень большое значение для динамично растущих городов нашей страны, — заявил Марат Хуснуллин, заместитель председателя правительства РФ. — Это повышает мобильность жителей, улучшает экологию и создаёт основу для дальнейшего экономического развития территории. Запуск первой линии метротрамвая в Красноярске позволит оптимизировать пассажиропоток в городе, сократить время поездок и заметно снизить нагрузку на дорожную сеть”.

Финансируется этот проект из федерального бюджета. В 2025 году власти Красноярского края привлекли для строительства метротрамвая в нашем городе инфраструктурные кредиты в размере 56,4 миллиарда рублей. Правительство РФ предоставило региону эти деньги на очень льготных условиях — три процента годовых сроком на 15 лет.

“Механизм инфраструктурного бюджетного кредитования поможет Красноярску достроить первую линию метротрама, что, в свою очередь, позволит улучшить связь между различными территориями города и заметно повысит качество жизни красноярцев, — считает Василий Купызин, генеральный директор федерального Фонда развития территорий. Эта организация является оператором программы инфраструктурного бюджетного кредитования.


 SHUK5222.JPG

Акцент

 

В настоящее время работы идут на всех площадках строящегося красноярского метротрамвая. Например, проходческие комплексы “Екатерина” и “Соломея” сейчас пробивают тоннели между улицами Шахтёров и Маркса. Там построено в общей сложности около четырёх километров подземных сооружений. На площади Революции заканчивается монтаж сразу двух проходческих щитов — “Ирина” и “Анастасия”. Здесь бригадам строителей предстоит пробить тоннели до будущей станции метротрамвая на ж/д вокзале. Также идёт сборка проходческого комплекса “Валентина”, который должен будет проложить линию от вокзала до Копылова.

 

Подробно

 

Общая длина первой линии метротрамвая в Красноярске составляет 11 километров. Там будет построено шесть станций — “Высотная”, “Улица Копылова”, “Вокзальная”, “Площадь Революции”, “Карла Маркса” и “Улица Шахтёров” (единственный наземный остановочный пункт). Между ними обустроят шесть вентиляционных камер с аварийными выходами, причём две из них — на перегоне от “Шахтёров” до “Маркса”.

Фото: Михаил Шуклин