Транспорт и дороги, Общество,
Как в Красноярске управляют движением?
Инженер мониторинга управления дорог Всеволод Чурбаков рассказывает о своей работе.
В кабинете, где вместо солнца светят мониторы, а вместо уличного гула слышно лишь ровное гудение серверов, Всеволод Чурбаков дирижирует самым сложным и непредсказуемым оркестром — городским транспортом. Ему 58 лет, и за, казалось бы, скромной должностью инженера отдела мониторинга в управлении дорог и благоустройства (УДИБ) скрывается человек, от решений которого зависит, застрянем ли мы в пробке на полчаса, или успеем домой к ужину. Он — тот самый невидимый регулировщик, превращающий хаос мельтешащих фар в слаженное движение большого города.
Пульс дорог
Рабочий день Всеволода Викторовича начинается не с кофе, а с включения системы мониторинга. На десятках экранов загораются разноцветные карты, таблицы и видеопотоки. Сотни зелёных точек — это светофоры, синие — камеры, красные линии — пробки. Для случайного зрителя — это гипнотический хаос, калейдоскоп из цифр и сигналов. Для Чурбакова — это ритм Красноярска, его пульс, дыхание, настроение.
— Человек едет по одному направлению, он видит только свой путь. А я вижу весь город целиком, — говорит наш герой, не отрывая взгляда от карты, где алым цветом мигает участок с временным затором.
Пока мы разговариваем, он параллельно отвечает на внутренний звонок и проверяет новую программу для контроллера на сложном перекрёстке. Открывает схему — семь фаз, десятки потоков. Пешеходы, повороты, общественный транспорт — всё должно быть согласовано до секунды.
— Мы обязаны разделять транспортные и пешеходные потоки, — поясняет инженер. — Даже одно неверное пересечение фаз может привести к происшествию.
Всеволод Викторович следит за экраном, будто дирижёр за нотной партитурой. Каждое изменение — как движение палочки, каждый свет светофора — как аккорд в большой симфонии.
В профессию Чурбаков пришёл в девяностые, после окончания Красноярского политеха. Время было нестабильное, предприятия рушились, будущее казалось туманным.
— Попал сюда случайно, но понравилось. Сначала механик по ремонту контроллеров, потом — инженер, старший инженер, — вспоминает он. — И так уже тридцать лет.
За три десятилетия наш герой прошёл все ступени. Начал с работы в предприятии СМЭУ ГАИ, которое занималось регулированием светофоров. После оно преобразовалось в «Красноярск Гостранссигнал», в филиал ГоссМЭП МВД России по Красноярску, а дальше структуру передали в КрайДЭО и затем в УДИБ.
Он решил, что его профессиональный путь будет неразрывен с регулированием движения на дорогах и следовал за своим предназначением. Всеволод Викторович не просто инженер, он — живая память и нервная система городской инфраструктуры.
Между безопасностью и скоростью
Самое трудное в его работе — это угодить всем.
— На один и тот же перекрёсток поступают два обращения, — рассказывает Всеволод Чурбаков. — Водитель жалуется: «Долго стою, хочу быстрее проехать». А пешеход пишет: «А я не хочу ждать на морозе». И вот нужно сделать так, чтобы удовлетворить и тех, и других.
Каждый день он ищет ту самую золотую середину между скоростью и безопасностью. И если первое можно измерить секундами, то второе — жизнями.
— Безопасность всегда выше пропускной способности, — твёрдо говорит инженер. — Это наш закон, и он не обсуждается.
Работа не останавливается ни днём, ни ночью. Команда инженеров трудится посменно. Телефоны не умолкают: звонки подрядчиков, сообщения о ДТП, обращения жителей. Иногда в ход идут комментарии из соцсетей — они тоже сигнал.
— Да, обстановка бывает нервной, — признается Всеволод Викторович. — Тогда просто встанешь, походишь по коридору, подышишь. Не выходя из здания, конечно.
Но глаза у него загораются, когда речь заходит об успехах.
— Когда пробка рассасывается после твоей настройки, это радость. Маленькая, но настоящая, — признаётся наш герой, тихо добавляя после паузы. — К сожалению, мест, где можно оперативно изменить ситуацию, становится всё меньше. Город растёт, машин всё больше.
Работа инженера отдела мониторинга — не просто контроль. Это стратегия. Иногда его решения напоминают сложную шахматную партию, где каждый перекрёсток — фигура, а город — доска.
— Если где-то авария или перекрытие, мы не просто «чиним» один светофор. Мы перестраиваем схему движения целого района, — объясняет специалист. — Смотрим, куда направить поток, чтобы не создать новую пробку.
Иногда он создаёт временные «зелёные волны», позволяя транспорту проходить без остановок по определённому маршруту. Так город дышит, адаптируется, перестраивается.
— Если инженеры вдруг исчезнут, начнётся транспортный коллапс — уверен Всеволод Викторович. — Всё встанет. Система автономная, но без человека, без корректировки и реакции она долго не протянет.
Каждый день у него особенный, но есть периоды, когда напряжение достигает предела. Самый сложный — предновогодняя неделя.
— Город в это время буквально задыхается от машин, — рассказывает Всеволод Чурбаков. — Все спешат по магазинам, приезжают иногородние. Мы готовимся заранее, стараемся подстраивать режимы, но нагрузка колоссальная.
В новогоднюю ночь, когда город засыпает под салютами, инженеры продолжают дежурить. Ведь движение не прекращается никогда.
Иногда им приходится обеспечивать проезд важных гостей.
— Да, есть и такая функция — сопровождение особо охраняемых лиц, — рассказывает инженер. — Работаем в связке с машинами сопровождения, организуем зелёный коридор. Всё должно быть идеально.
Годы изменений
За тридцать лет Красноярск изменился до неузнаваемости.
— Количество транспорта увеличилось как минимум в три раза, — говорит Всеволод Чурбаков. — Раньше светофоров было десятки, теперь — сотни.
Сегодня на карте города — 665 светофорных объектов, и каждый живёт по своей программе. Время суток, день недели, даже сезон — всё учитывается. Это уже не просто лампочка, это умная система, подстроенная под ритм мегаполиса. Все вместе эти регулировщики складываются в общий оркестр, который должен играть без фальши.
Когда спрашиваешь, что держит его в профессии, Чурбаков отвечает без пафоса, но с уверенностью:
— Мне просто нравится то, что я делаю. Я знаю, что приношу пользу. Если бы не нравилось — давно бы ушёл.
В свободные дни он уезжает подальше от мониторов — на рыбалку или охоту, туда, где нет ни сигналов, ни дорог. Там, среди воды и ветра, он отдыхает от города, чтобы потом снова вернуться к экранам и включить свою невидимую дирижёрскую палочку.
Он не стоит у перекрёстка и не регулирует движение руками, но без него Красноярск, кажется, просто не смог бы двигаться. Всеволод Чурбаков — человек, который делает так, чтобы огромный город жил, дышал и двигался в ритме, который он настраивает день за днём — тихо, точно, незаметно.
В тему
Пять лет назад в Красноярске окончательно внедрили систему «умного» управления дорожным движением — АСУДД 24. Она позволяет в реальном времени отслеживать ситуацию на дорогах, оперативно реагировать на ДТП, заторы и неисправности светофоров.
Информация выводится на видеостену, что помогает специалистам управления дорог, инфраструктуры и благоустройства видеть общую картину трафика и эффективно управлять транспортными потоками города.














