«Хэйро» и цветущая черёмуха: Красноярские мастера отмечают сразу два юбилея
Экспозиция посвящена двум юбилейным датам — 120-летию Красноярского Союза художников и 85-летию вхождения в состав Союза художников СССР.
Масштабная выставка «Современное красноярское искусство: поиски и открытия» разместилась сразу на трёх площадках города и представляет собой ретроспективу творчества мастеров огромного региона. Экспозиция посвящена двум юбилейным датам — 120-летию Красноярского Союза художников и 85-летию вхождения в состав Союза художников СССР. Художники из столицы края, а также Ачинска, Железногорска, Зеленогорска, Бородино и Норильска представили около пятисот произведений изобразительного и декоративного искусства.
Это работы известных мастеров — Валериана Сергина, Сергея Ануфриева, Германа Паштова, Александра Клюева, Сергея Форостовского, Константина Войнова, Валентина Теплова, Анатолия Золотухина. Наряду с именитыми мэтрами в экспозиции показаны произведения не менее талантливых молодых художников — Сергея Назарова, Антона Тырышкина, Евгении Аблязовой, Нины Незговоровой, Елены Исайкиной, Антона Тхоренко и многих других.
— Авторы представили свои лучшие работы за последние двадцать — тридцать — сорок лет, — говорит заслуженный художник России, председатель КРО ВТОО «Союз художников России» Сергей Форостовский. — Уверен, что этот наш проект будет интересен широкой аудитории, а также любителям искусства, так как в произведениях открывается жизнь во всех её проявлениях.
Экспозиция расположена на трёх площадках города. В Доме художника (проспект Мира, 56) представлены графические работы и произведения декоративного искусства. В Региональном отделении Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств (проспект Красноярский Рабочий, 197) можно увидеть живописные полотна и скульптурные произведения, а в залах галереи «Академия» (проспект Красноярский Рабочий, 195) — познакомиться с художественным наследием мастеров прошлых поколений.
Мы решили подробно осветить именно последнюю экспозицию. Потому что произведения, которые здесь представлены, составляют фундаментальную основу профессионального искусства в Красноярском крае.
Портрет учителя
Выставка в галерее «Академия» поражает своим разнообразием. Живопись, графика, скульптура. Пейзажи, натюрморты, портреты. И практически перед каждой работой посетители останавливаются надолго, потому что это — действительно произведения уникальных мастеров, золотой фонд красноярского искусства.
Тойво Ряннель: «Мой дом в Саянах», «Первый снег», «Зима на реке Керава» (последний пейзаж — собственность семьи художника). Степан Орлов: «Осинник». Владимир Мешков, талантливейший мастер линогравюры: «На факторию».
Северную тематику продолжает чеканка на меди Михаила Заева «Хэйро» (круговой танец по время праздника Солнца после длинной полярной ночи). Пейзаж Антона Довнара «Северная деревня». Работа Геннадия Горенского «Натюрморт с белками».
Безусловная удача выставки из той же северной серии — мало кому известные сегодня «Этнографические зарисовки» старейшего нашего художника Дмитрия Каратанова, ученика самого Василия Сурикова, первого педагога первой рисовальной школы в Сибири. Зарисовки, кстати, снабжены ещё и стихами: «Вот, смотри-ка — Вах река. Над рекою облака…» И совсем рядом — портрет самого Каратанова в исполнении Якова Еселевича, который окончил Красноярскую художественную школу и учился как раз у Дмитрия Иннокентьевича. К слову, в 1940 году Еселевич был в числе создателей организации «Художник», являлся членом его первого правления. А на выставке в галерее «Академия» можно увидеть также «Портрет дочери», написанный автором в 1956 году, этюд «Старая хакаска».
Очень своеобразны работы Евгения Кобытева. Многие выполнены углём, и это особенно впечатляет: художник в годы войны попал в страшный концлагерь — «Хорольскую яму», бывший карьер кирпичного завода, но совершил побег, дошёл до Берлина. На выставке представлен портрет Василия Сурикова, автопортрет самого автора, картина «Ледоход. Хаиз» (из коллекции семьи Кобытевых).
Забавные «челдобречки»
В экспозиции можно ещё раз увидеть очень известную картину Бориса Ряузова «Шушенское. Дом, в котором жил Ленин». «Зимние перелески» его брата Николая. «Осенний мотив» Ильи Фирера, который был преподавателем и директором Детской художественной школы имени В. И. Сурикова, а затем возглавил художественное училище. Именно под его руководством заведение обрело и новое здание, и стройную, научно обоснованную и при этом живую методику преподавания, и сильный в профессиональном отношении коллектив, и, наконец, статус лидирующего художественного училища Сибири и одного из ведущих в стране.
Конечно, есть работы Андрея Поздеева. Особо примечателен портрет знаменитого альпиниста Александра Губанова, столбистские галоши которого хранятся в национальном музее Великобритании. Художник и покоритель вершин дружили, и теперь широкая публика может увидеть: одна легенда написала портрет другой.
«Двое в лодке» Юрия Деева — забавные «челдобречки», как называл их сам автор. Прекрасные цветы Аллы Орловой и Нины Ряузовой. «Порт Дудинка» Валерия Рослякова, «Девушка со светлыми волосами» Валентина Короткова, «Черёмуха» Ивана Данилова, «Красноярские Столбы. Развалы» Рудольфа Руйги, «Стынет вода. Енисей» Валерия Кудринского…
Узнаваемые натюрморты Юрия Худоногова — «Бананы и яблоки», «Светлый день», неожиданный наверняка для многих автопортрет Владимира Капелько «В цветной рубахе на стуле», «Бессмертник» Анатолий Знака…
И скульптуры. Борис Мусат: «Рабочий полдень», «Памятник Святому Луке». Юрий Ишханов: «Скульптурный портрет рабочего». Очень интересны, кстати, его графические зарисовки участников Международного фестиваля молодёжи и студентов в Москве (конец 1950-х годов).
Одним словом, эта выставка — прекрасная возможность познакомиться с творческим наследием мастеров прежних лет и заново перелистать летопись огромного края.
Выставка «Современное красноярское искусство» (0+) будет работать во всех залах до 14 декабря, ежедневно с 10:00 до 18:00.
В тему
Что касается первого объединения красноярских авторов, то оно возникло на волне подъёма, связанного с революционными событиями 1905 года. Это «Товарищество художников» просуществовало недолго, не создавало концептуальных манифестов и не имело далеко идущих планов, но смысл этого явления велик: впервые творцы объединились, чтобы решать конкретные задачи: «…объединение художественных сил для развития и распространения в обществе изящных искусств. С этой целью товарищество открывает классы живописи и рисования, устраивает периодические выставки картин» — писали организаторы в уведомлении управляющему Енисейской губернии от 12 ноября 1905 года. Поэтому, говоря об истории Красноярского Союза художников, мы не должны забывать, что первое объединение в нашем городе было создано 120 лет назад.















