Красноярскому музею железной дороги подарили раритетную игрушку
Электромеханической железной дороге больше 70 лет.
Этот презент, как утверждают коллекционеры, на самом деле уникален. Тираж серии игрушечных дорог такого типа был весьма ограничен — всего пять тысяч наборов, что для огромного государства было совсем немного.
Музею истории Красноярской железной дороги подарили электромеханическую игрушку, которой уже больше 70 лет. Если точнее — больше 76, поскольку на локомотиве, покрашенном в зелёный цвет, красуется надпись “ИС-51”, в честь Иосифа Сталина. С 1956 года по известным причинам надпись перестали наносить.
В юных железнодорожников на подаренной дороге играло три поколения мальчишек. В Красноярске — сын Ольги Еремеевны Кобаковой — Илья, в Новосибирске — сын железнодорожницы Татьяны Еремеевны Бугасовой. Татьяна купила дорогую игрушку у своей коллеги в Семипалатинске. Теперь самому младшему владельцу дороги, Илье, 35 лет. Он с удовольствием вспоминает, как мог в любое время поиграть с друзьями, установив в самой большой комнате рельсы, шпалы, вагоны и так далее.
Масштаб дороги 1:45 — очень большой. Чтобы её разложить со всеми зданиями и сооружениями, требовалось много пространства. Немногие могли себе позволить эту игрушку из-за цены и размеров.
Кроме рельсов, в дорогу также входят два пассажирских вагона, платформа, теплушка, здание станции, железнодорожный переезд с ограждением, фонари, светофоры, две стрелки с ручным переводным механизмом, блок управления и рельсы, из которых можно было собрать путь общей протяжённостью 9,3 метра.
Как говорит ведущий методист музея Наталья Исаева, это действительно очень редкий экземпляр. К сожалению, со временем он отчасти пришёл в негодность, нужен серьёзный ремонт. Загвоздка в том, что это очень кропотливая работа, а специалистов, готовых за неё взяться, осталось не так много. Музей будет благодарен тем, кто откликнется и поможет сохранить этот уникальный экземпляр, который, по большому счёту, является частью истории нашей страны. Ведь машинисты паровозов были, по сути, такими же легендами, как первые лётчики, а потом — космонавты.

Если вдуматься, в то время, когда на территории нашей страны появились железные дороги, это был огромный прорыв в истории транспорта. Хотя противников нововведения оказалось значительно больше, чем выступавших “за”. Среди аргументов, которые выдвигали критики пассажирских поездов, основными были дороговизна и ненадёжность.
Отдельные эксперты сомневались в том, что зимой такой транспорт сможет работать бесперебойно, да и вообще не знали, как поведёт себя дорога при низких температурах. И убеждали императора Николая I в ненужности таких магистралей. Однако впоследствии государь, нацеленный на развитие своей страны, вопреки мнению большинства, всё-таки принял волевое решение и построил десятки километров железных дорог. “Рельсы-шпалы” для детей очень быстро стали отражением истории.
В тему
Игрушечные железные дороги появились во второй половине XIX века. В 1891 году немецкая фирма Märklin выпустила первый стандартизированный комплект, что стало важной вехой в истории этого увлечения. Один из таких наборов был поставлен в императорскую семью Романовых в Зимний дворец.
Через несколько лет, в 1897 году, американская компания Carlisle & Finch представила первую электрическую железную дорогу. А в 1920–1950-е годы наступил настоящий “золотой век” — модели стали массово популярны. Lionel в США и Hornby в Великобритании выпускали прочные и детализированные поезда, которые одновременно радовали детей и становились предметом коллекционирования для взрослых.
Врезка
После денежной реформы 1961 года детская железная дорога “Пионерская” стоила 36 рублей. Для сравнения: нянечка в больнице зарабатывала 40 рублей в месяц.
От автора
Светлана Филиппова, корреспондент отдела социальных проблем:
— Первый раз я увидела игрушечную — но практически настоящую! — детскую железную дорогу в средних классах. Учились мы в школе, которая располагалась в военном городке, и потому среди однокашников было много ребят, отцы которых, офицеры, проходили службу в ограниченном контингенте советских войск в дружественных странах — Венгрии, Польше, на Кубе и, конечно, в Германской Демократической Республике. Так вот, одному из одноклассников папа купил в ГДР детскую железную дорогу. Как сейчас помню: фирмы PIKO.
Это сейчас, наведя справки, понимаю, что компания тогда была очень крутой, занималась тем, что производила модели поездов и дополнительных предметов к ним. История её началась ещё в 1949 году. Тогда на Международной ярмарке состоялась первая презентация железной дороги “Пико Экспресс”. Для СССР это было просто фантастикой. А вот нам выпало счастье забавляться такой игрушкой! Мы набивались в квартиру к однокласснику целой толпой, причём не только мальчишки, но и девчонки. Чувствовали себя Гулливерами, поскольку могли управлять практически настоящими поездами! Это волшебное ощущение осталось на всю жизнь.
Фото предоставлены музеем истории Красноярской железной дороги

















