Маралы, чучело и чёрный перец: Как на Столбах отмечают Новый год
«Городские новости» собрали праздничные истории известных столбистов.
Как совместить первый поход на скалы и Новый год? Когда праздник может превратиться в спасательную операцию? С какой вершины лучше всего наблюдать за новогодними салютами? «Городские новости» собрали праздничные истории известных столбистов.
«ВРЕМЯ ПРОТЕКАЛО В КОЛЛЕКТИВЕ»
Освоение скал в районе Красноярска началось ещё в XIX веке. Первые традиции закладывались вместе со строительством железнодорожного моста. Частыми гостями на Столбах стали итальянцы, которые обрабатывали там камень. «Нынешний восточный вход вернее называть входом итальянских камнетёсов, — рассказал „Городским новостям“ известный столбист, член Русского географического общества Михаил Вохмин. — Они в том районе вели свои работы».
После строительства моста путь на Столбы стал проще, и к скалам потянулись горожане. Первые компании создавались силами железнодорожных рабочих. Тогда же поднималось революционное движение, и его приверженцы находили единомышленников вдалеке от города.
«На Столбы стали постоянно ходить рабочая молодёжь, учащиеся гимназий и фельдшерской школы, передовая интеллигенция, — вспоминал в одном из очерков столбист Константин Шалыгин. — Под скалами оборудуются стоянки и строятся первые избушки, формируются небольшие коллективы, получившие названия компаний, появляются свои обычаи и традиции. Время всегда протекало в коллективе, в совместном труде, в хозяйственных заботах, что вырабатывало в людях свободный и вольный характер».
Постепенно столбизм стал полноценным движением. Его последователи свято берегли свои обычаи в компаниях. Со временем сформировались полноценные праздничные традиции, в том числе и новогодние.
ПЕЛЬМЕНИ — ШИКАРНАЯ НАГРАДА
Известный столбист, бард и учёный Сергей Баякин вспомнил одну интересную праздничную традицию, которая долгое время соблюдалась в компании «Голубка».
— Мы наряжали чучело старого года, весили на него календарь и за пять минут до Нового года поджигали его, — рассказал Сергей Геннадьевич «Городским новостям». — Пока оно горело, народ вокруг него водил хороводы. Всё как на Масленицу, только у нас это было именно новогодней традицией.
Михаил Вохмин поделился семейной историей встречи праздника на Столбах.
— У нас с супругой под Такмаком была небольшая стоянка. Придём туда, зажжём костёр, слегка перекусим… Я всегда брал с собой хороший спальник, — рассказал Михаил Андреевич. — Супруга в нём быстро засыпала, а ближе к полуночи я её будил, и мы выходили на гребень. Оттуда город проглядывается как на ладони! И вот представьте: ровно в 12 начинают палить салюты. Весь Красноярск в огнях! А они ещё ярко переливаются в воде Енисея. Красота неимоверная!
На Столбах есть одна традиция, которая соблюдается ещё с советских времён. Её в 1991 году заложил столбист и альпинист Владимир Лебедев. Имя ей — соревнования по скалолазанию «Рождественские Столбы».
— Я тогда работал в компании «Гринсиб». Ко мне пришёл Володя и сказал: «Слушай, а давай вместе сделаем соревнования на Столбах?» Мы поговорили с руководством и всё согласовали, — вспоминает Михаил Вохмин. — Организовали первые соревнования, и дальше уже пошло-поехало.
«Рождественские Столбы» уникальны своими условиями. Из года в год они проводятся в начале января, и даже сильные сибирские морозы им не помеха. Погода, конечно, добавляет сложностей — всё-таки лезть по скале в куртке и тёплых штанах не так удобно, как в шортах и лёгкой майке. Но заядлых столбистов такие нюансы точно не пугают.
— Это хорошая тренировка для наших ребят, — добавляет Михаил Андреевич. — Ещё меня очень радует креативный подход к соревнованиям. Люди рисуют огромные плакаты и всячески поддерживают своих. В конце мы всех кормим традиционными пельменями — поверьте, они шикарны! Эти соревнования я бы назвал самой красивой фишкой не только Столбов, но и всего Красноярска.
КАК ГОВОРЯТ МАРАЛЫ?
В Новый год не обходилось без курьёзов и забавных историй. Например, знаменитый столбист из компании «Грифы» Владимир Деньгин впервые попал на скалы как раз в канун праздника!
— Мы пошли с дружком покататься на лыжах. Нам было по 15 лет, — рассказывал он. — Скатились с сопки к дому отдыха, оттуда собирались вернуться домой на автобусе. Енисей в те времена ещё замерзал. Мы посмотрели вдаль, и нас поманили Столбы, о которых мы слышали столько историй. Снова нацепили лыжи и рванули по льду замёрзшего Енисея, добрались до избушки в Нарыме. С печкой не задалось — поленья оказались сырыми. Потому вышли на мороз в поисках цивилизации, увидели невдалеке тёплые окна барака и рванули к нему. Барак оказался приютом деда Николая. Народу полно, празднуют Новый год, сидя прямо на полу, покрытом сеном и брезентом.
Утром Владимир с другом дали по Столбам ознакомительный круг — через Бабку с Внучкой, Деда, Перья, к Третьему Столбу. «С гор спускались весело, хотя лыжи у нас были на мягких креплениях, с ремешками вокруг валенок. Чтобы затормозить, хватались за дерево, и нас мотало вокруг него. Горнолыжной подготовки не было никакой. Дома за исчезновение получили взбучку, конечно. Но постепенно улеглось. Зато у нас остались незабываемые впечатления», — вспоминал Владимир Аркадьевич.
Михаил Вохмин впервые отмечал Новый год на Столбах, когда был второкурсником. В компании друзей он пошёл на Китайскую Стенку, в районе которой располагалась университетская стоянка. Там же студенты нашли себе неожиданных соседей.
— Тот праздник мы отмечали вместе с маралами, — смеётся Михаил Андреевич. — Я тогда впервые услышал, как они разговаривают! У них очень интересный звук. Они как будто похрюкивают или даже фыркают. Это сейчас людей на Столбах много, и все маралы ушли в глубь леса. А раньше у них было тусовочное место на Китайке.
Бывали, увы, и происшествия. Сергей Баякин вспомнил, как празднование Нового, 1974 года едва не закончилось трагедией.
— Мы поднялись на Перья с бутылочкой шампанского и уже приготовились к веселью, как вдруг к нам подошёл незнакомый паренёк, — рассказал Сергей Геннадьевич. — Оказалось, его компания гуляла на Столбах и заблудилась. Хорошо, что мальчишка нас нашёл, а то все бы точно замёрзли. Мы, конечно же, подобрали горе-туристов, согрели их у себя, накормили. По сути, Новый год превратился в спасательную операцию.
Но иногда случались, конечно, совсем уж комичные истории. До сих пор скалолазы со стажем вспоминают, как столбист Ерёма в канун Нового года устроил шуточную диверсию.
— Он пришёл в какую-то избу, его там поздравили, накормили, стопочку налили. В общем, приняли как человека, — рассказал Михаил Вохмин. — А Ерёма выждал момент, тихонько рассыпал чёрный перец и ушёл. Что там началось! Толпа чихала, слезилась и ругалась самыми последними словами. И такие выходки у нас тоже бывали.
ИСТОРИЯ
Этим летом Столбам исполнилось сто лет. Территория на северо-западных отрогах Восточных Саян официально стала заповедной 30 июня 1925 года. Соответствующее постановление вынес Енисейский губернский революционный комитет по инициативе красноярцев.

















